Про это / "Прибалтийская кадриль" (Театр "Арт-Хаус" и "Театр FM")

Выпуск №10-150/2012, Премьеры Москвы

Про это / "Прибалтийская кадриль" (Театр "Арт-Хаус" и "Театр FM")

Уютная камерная площадка театра «Арт-Хаус» расположена в одном из домов по улице Гастелло, неподалеку от Электрозаводского моста и одноименной станции метро (от нее сюда добраться проще, чем от метро «Сокольники», что ровно на полдороге).

Здесь, в маленьком зале, оформленном по типу кафе-концерта, где зрители сидят не в театральных креслах, а за столиками, известные московские актеры, что называется, в охотку играют пьесы Зюскинда, Гельдерода и Пинтера. Идут тут и спектакли для детей, но «взрослый» репертуар до последнего времени был, в основном, сориентирован на классику европейского абсурда.

Группа молодых актеров под чутким руководством режиссера и педагога Михаила Фейгина, назвавшаяся «Театр FM», сыграла здесь деревенскую, по авторскому определению, комедию «Прибайкальская кадриль» Владимира Гуркина, посвятив свой спектакль памяти этого недавно умершего замечательного драматурга и человека.

Выбор кажется естественным, прежде всего потому, что Гуркин смело и последовательно осваивал жанр народной комедии, именно в нем познав зрительское признание. Памятная всем пьеса «Любовь и голуби», равно как и ее экранизация, стали культовыми. «Прибайкальская кадриль» тоже, кстати, имеет киноверсию.

По фабуле комедию можно считать чем-то вроде русского «Декамерона».

Две много лет соседствующие супружеские пары, то ли на спор, то ли под настроение, то ли от скуки рискнули вроде как поменяться партнерами. Но ночевка «на сухую» в чужом доме никому из них в прок не пошла. То есть «свингерство», в силу природного целомудрия героев, на сельской почве не состоялось.

Спектакль режиссера Михаила Фейгина, простой и веселый, в тонких деталях и остроумных оттенках внятно показывает, сколь устойчив нравственный закон в сердцах простодушных героев комедии.

Ринувшись в опасный, а по сути, смешной и нелепый эксперимент, они одинаково растеряны, хотя поначалу сохраняют упрямый азарт.

Люди эти, конечно, не без греха. Мужики выпить не прочь, хотя, видит бог, соблазну сопротивляются, но без фанатизма. Ходка «налево» обоим не больно-то нужна и мало интересна.

Жизнь в эпоху всеобщего дефицита обострила чувство ответственности, а потому им куда важнее проследить, не украден ли накопленный запас курева, не говоря уже про домашнюю брагу.

Наутро оба пребывают в дискомфорте недоуменного смущения.

Это сочетание лихачества и растерянности - авторское открытие замечательного драматурга во вполне современных и вполне народных характерах простодушных сельских жителей.

Сквозь всю их нелепую браваду упрямо просвечивает одна и та же гремучая смесь наивности, застенчивости и беззащитной любви.

Режиссер вслед за автором весело и лукаво тасует «эротический квартет», перемежая действие ярким юмором и меткими наблюдениями.

Артисты азартно режиссерские предложения развивают и подхватывают игру, находя в ней свое удовольствие. Причем ни Андрей Стоянов в роли Николая Звягинцева, ни Вячеслав Крутиков, играющий Саню Арефьева, не скрывают своего реального возраста, не стараются персонажей утяжелить или состарить. Это придает ситуации игривую легкость, некий оттенок возможной опасности, которой мужики, к их чести, сумели избежать.

Жены их, бабы справные, хозяйственные, сметливые и прижимистые.

И жена Николая Лида Татьяны Бунегиной, и супруга Сани Валя Раисы Тхагапсоевой ввязываются в рискованную авантюру вовсе не ради блуда, а из природного упрямства, чтобы что-то себе доказать, да и мужиков своих проверить.

Обе актрисы хорошо держат характерность, пользуясь красками живыми и смелыми, не соблазняясь фальшивой «народностью». Типажи получаются внятные и узнаваемые.

В спектакле есть еще одна фигура - одинокая бабенка Макеевна, которая, деловито мотаясь между чужими дворами, втихую подворовывает соседские кирпичи, чтобы свой сарай поправить.

Актриса Светлана Васина увлеченно создает эксцентрический характер, не забывая дать понять, что и в этом смешном, нелепом, порою странном существе есть светлая искра, как есть и сила противостоять одиночеству, вовсе не веселящему душу.

Постановщики легко справились с условиями камерной сцены, даже обратили их на благо.

Персонажи живут во вполне стандартном интерьере сельского дома, одинаково освоенном двумя супружескими парами. А вместо пресловутой «четвертой стены» перед нами подвижная «гармошка» уютного и простенького забора. Зрители, сидя за столиками, чувствуют себя посетителями какой-нибудь сельской чайной, где каждый в свободном и спокойном общении может про себя рассказать или от соседа услышать много необыкновенного и даже смешного.

Вот почему именно в этой компании хорошие актеры с удовольствием разыграли веселый народный анекдот про людей, пусть наивных и непоследовательных, но простодушных и обаятельных.

 

Фото Марии Алексеевой

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.