Гибрид привил Док / "Берлуспутин" (Театр.doc)

Выпуск №10-150/2012, Премьеры Москвы

Гибрид привил Док / "Берлуспутин" (Театр.doc)

Итальянцы - народ веселый. Еще бы - столько солнца, такая красота кругом! Потому и отличились в жанре комедии. Чего стоит одна только комедия дель арте - театр площади, - сохранившийся до сих пор и до сих пор пестуемый. И как же им не позубоскалить над самым смешным персонажем современной политики. Благо, премьер Сильвио Берлускони со всеми своими любовными похождениями - благодатная почва для острот знаменитого Дарио Фо, драматурга, режиссера, актера, и смешных импровизаций его жены и партнерши по сцене Франки Рамы.

Завязкой сатирической комедии «L'anomalo bicefalo» - «Двуглавая аномалия» стала, в общем-то, ситуация скорее трагическая: в момент, когда к Берлускони на виллу приехал друг Путин, чтобы отвлечься от тяжких дел, на итальянского премьера совершается покушение, по ошибке убивают Путина, а Сильвио серьезно ранен в голову. Чтобы его спасти, поврежденную часть мозга врачи меняют на путинскую.

В спектакле московского Театра.doc ситуация дана в зеркальном отражении. Убит - Берлускони, а Путин - ранен и спасен пересадкой половины мозга друга. Очнувшись после сложной операции, герой не помнит ровным счетом ничего. Из монастырского затворничества срочно доставляется жена, дабы помочь ему преодолеть амнезию. Но, к всеобщему недоумению, вместо циничного, жесткого политика, новый Путин настолько совестлив, что, узнавая подробности своей биографии, приходит в ужас и, удрав из палаты, прямо в больничном неглиже выступает перед Госдумой с покаянной речью, которую транслируют в прямом эфире. Рассуждая, как могли произойти такие странные изменения в психике больного, врачи приходят к выводу, что здесь, как в физике, два отрицательных заряда мозгов политиков дали плюс. Когда речь заходит о новой операции, донором готов выступить Жириновский. К счастью, столь радикального вмешательства не понадобилось: сеанс электрошока так встряхнул мозги премьера, что они встали на прежнее место. Правда, ботекс вытек и внешне Путин становится вылитым эльфом Добби из «Гарри Поттера». Увы, за предыдущий период он успел столько всего натворить, в том числе - объявить борьбу с жуликами и ворами, возобновить печально знаменитое дело о хищениях в особо крупных размерах № 144128, где выступает одним из основных ответчиков, освободить Ходорковского, который, поддержанный Навальным, становится новым политическим лидером, а в стране после его покаянной речи в Госдуме - чуть ли не революция. Сможет ли он вернуться к прежнему режиму правления?

Не видя постановки итальянцев, должна заметить, что российский вариант пьесы, хоть и вызывает гомерический хохот публики остроумием гротеска, хлесткой сатирой на реалии нашей жизни, вплетая в драматургическую ткань импровизации на злободневнейшие темы, почерпнутые из сегодняшних теленовостей, статей периодики, сплетен из интернет-блогов да и просто досужих домыслов желтой прессы, веселым назвать трудно. Скорее - смело возрождающим жанр политической сатиры, уничтоженной вместе с независимыми СМИ. Особенно - сейчас, если учесть, что премьера состоялась незадолго до президентских выборов, когда заранее (один из абсурдов современной России!) были известны их результаты. Смешно, но невесело.

Вообще, тема власти, тирании и почвы, на которой она произрастает, в свете митингов, путингов, акций и дискуссий накануне выборов, легко транспонировалась на многие из спектаклей, увиденных в эти дни. В частности, понимая всю философскую глубину «Калигулы» А.Камю, поставленного Э.Някрошюсом, все мятежное обаяние героя Евгения Миронова - императора, испытывающего долготерпение своих подданных неслыханным экспериментом над ними, не могла не ощутить острую современность темы, представленной Театром Наций.

Но Театр.doc обошелся без всяких экивоков и намеков - напрямую, открыто, во всей сущности далеко не положительных мнений и во всем спектре распространенных оценок деятельности лидера нашим социумом, сдобрив действо изрядной долей ерничества, вызывающего в памяти театр балагана. Что ж, на то он и Театр.doc, декларирующий себя как театр документальный, использующий в качестве драматургической основы постановок интервью с реальными людьми, их дневники и письма, как «Час 18» о Сергее Магнитском или «Сентябрь.doc» об отношении разных людей к трагедии в Беслане.

В «Берлуспутине» диалоги основаны на опубликованных высказываниях Путина, «утках» глянцевых журналов, информации, почерпнутой из интернета, включая выложенные в сети мемуары, приписываемые его супруге. Не случайно же в диалоги вплетены сентенции, подобные ее сетованиям на «сетевых хомячков», на которых «ни мышьяка, ни полония не хватит» - во все лезут, а главное, на все имеют весьма нелицеприятное суждение!

В этом провокативном спектакле лидер нации предстает с головой, обвязанной бинтами, как у незабвенного Шарикова, с натянутым на футболку обнаженным мужественным торсом из силикона, на лыжах и с двумя амфорами под мышками, страдающий раздвоением личности, заговаривающийся, время от времени переходящий на итальянский язык и темпераментно требующий секса (на экране при этом мелькают фото знаменитой гимнастки) - дает себя знать та половина мозга, что досталась от почившего друга.

И все же в этом спектакле не все так уж однозначно. Режиссер Варвара Фаер создает в маленьком пространстве - подвале старого дома с обшарпанными стенами и обнаженными трубами - чем не балаган? - сложную композиционную конструкцию: все шутовское действо заключено в рамки кинопроб авангардного фильма. На стене - экран, на сцене - два стула. Актриса Жанна в кричаще ярком платье (еще одно пародийное клише) пробуется на главную роль. Входить в роль ей помогает режиссер, который по мере необходимости будет преображаться во все мужские роли - врача, духовника, Путина. Вникая в смысл того, что ей предстоит играть, Жанна доходит до истерики: не то, чтобы она была ярой единоросской, но страх силен. В истерике она уже готова отказаться от роли, но аванс получен и уже потрачен. А близится платеж по кредиту. Постепенно даже входит в раж, обличая размякшего «супруга» во всех грехах и провинностях - то ли так вжилась в роль, то ли все наболевшее - личные обиды и горечи актрисы - выплескивается на безответный объект. И вдруг на самой патетической ноте с экрана раздается: «Стоп. Снято!» и лицо улыбающейся... Хилари Клинтон. Ну, кто б сомневался. Фильм снимался ею на деньги Госдепа. И результатом американка очень довольна, обещая Жанне тройной гонорар.

Главную женскую роль играет Евдокия Германова, которую называют нашей Джульеттой Мазиной не только за внешнее сходство, но и за редкий трагикомический дар, за естественную простоту существования в самых, казалось бы, невероятных сценических обстоятельствах, за способность соединить в роли забавную наивность персонажа, трусость и острое желание заработка со скептическим взглядом на него со стороны. В одном из интервью актриса призналась, что она - «человек аполитичный, вот и пошла в проект, чтобы хоть чуть-чуть начать разбираться в политике», «но запуталась еще больше». И все же участие в постановке для нее интересно, ибо «мы в забавной форме смотрим как бы со стороны на весь бардак, который в стране намешан, и непонятно - кто прав, а кто виноват, все друг друга не любят... и как покупается народ, вынужденный во всем этом существовать». Да и в политическом фарсе ей до сих пор не приходилось играть, чего не скажешь о ее партнере - молодом артисте Вахтанговского театра Сергее Епишеве. Именно он в паре с Константином Богомоловым уже несколько лет ведет театральные капустники на церемонии вручения «Гвоздя сезона» - премии театральных критиков лучшим спектаклям Москвы, в последнем, прошедшем рядом с митингующей оппозицией в ТЦ «На Страстном», «похоронив» и демократию, и русский репертуарный театр. Но если там самые острые и смелые реплики контрастируют с совершенно невозмутимыми минами исполнителей, то здесь он примеривает целый ряд масок, легко преображаясь из вальяжного красавца-режиссера в прооперированного Путина на инвалидной коляске с идиотической улыбкой и бессмысленным взором, его же, но уже раскаявшегося и рыдающего на трибуне Думы, проникновенно-серьезного попа, так и норовящего приобнять «духовную дочь», циничного врача. Актеры настолько чувствуют друг друга, что невозможно понять, где заканчивается написанный текст и начинается вольная импровизация на злобу дня, так легко, так свободно подхватывают они реплики друг друга. Кажется, что иные экспромты рождаются тут же, на глазах у зрителей, и актерам надо обладать изрядной долей остроумия и мастерства, чтобы парировать неожиданный выпад партнера.

«Конъюнктура!» - такую оценку спектакля можно услышать по выходе из зала. Что ж, в крошечный зал подвала в Трехпрудном собирается, видимо, публика искушенная - интеллектуалы, политики, деятели культуры со сложившимися, как правило, убеждениями о современном положении вещей. Фарс же - а по форме этот спектакль именно фарс со всей своей грубоватой прямолинейностью, - предполагает однозначную конкретность и безусловность выводов. А выводов-то здесь вовсе нет. Есть - позиция стороннего наблюдателя, находящего смешные стороны в противостоянии «власть - оппозиция», потешающегося и над теми, и над другими противниками. И какая же это конъюнктура, если театр уже самим нейтралитетом вызывает всеобщее недовольство? Да и, откровенно говоря, неожиданный финал с Хилари Клинтон, можно воспринимать и как пародию на треп о деньгах Госдепа, и как подспудное стремление обезопасить «Берлуспутина» от цензуры. Которой, правда, у нас вроде нет.

 

Фото Полины Королевой

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.