Кто в нашем крае Любови не знает? / Любовь Данилова (Саратов)

Выпуск №10-150/2012, Лица

Кто в нашем крае Любови не знает? / Любовь Данилова (Саратов)

Свой большой юбилей отметила ведущая актриса Саратовского областного театра оперетты (г.Энгельс), заместитель председателя Саратовского регионального отделения СТД России (причем уже второй срок) Любовь ДАНИЛОВА.

Не поверишь, что Любови Егоровне исполнилось 60 лет. Стройная, гибкая фигурка, летящая походка на высоких шпильках, доброжелательность и обаяние - такова наша Любочка. Много лет преподавала мастерство актера и сценическую речь в театральном училище - когда-то преодолела свой собственный говор. Ее бурной энергии и организаторских способностей хватает и на повседневную, хлопотную работу в Союзе (куда идут к ней по любым вопросам), и на то, чтобы, переехав к вечеру по мосту через Волгу, «встрепенуться, отряхнуться» и выскочить на сцену. Данилова - актриса прежде всего комического амплуа. В оперетте она уже 35 лет. Сыграно ею в два раза больше - порядка 70 ролей, больших и маленьких, веселых и не очень.

Родом Люба с Урала, но семья переехала на Ставрополье. Способная девочка после 10 класса поступает в культпросветучилище на театрально-режиссерское отделение (в школе сама ставила спектакли и играла в них главные роли, пела со сцены эстрадные песни). Прямо с выпускного вечера однокурсники проводили ее в Саратов в театральное училище. Никто ни на минуту не сомневался, что из Любы выйдет актриса. Уж как она Лень-Матушку играла в училищном спектакле - очень смешно получалось! Вступительные экзамены принимали худрук драмы Н.И.Басин, режиссер Л.М.Аронов и известный саратовский актер Ю.М.Сагьянц. Поднимается Люба по лестнице на второй этаж и слышит, что ее как раз выкликают. Влетела, растерялась, не помнит, как и прочла из «Тихого Дона», колоритную сцену встречи Аксиньи и Натальи. Комиссия предложила ей еще и актерский этюд сыграть.

«На мне такое яркое платье, смешная была я очень тогда. И предлагают мне такие условия, что я как бы живу в общежитии и должна заставить приемную комиссию вымыть полы. Мне дали таз, ну, я платье подоткнула и пошла-пошла «мыть» пол... «Нет, ты и нас заставь!» - настаивают экзаменаторы. Тут я схватила этот таз да как закричу: «Ну, будете вы мыть, наконец, или нет?!» Давно вышла уже из класса, а они все хохотали за дверью. Абитуриенты все меня спрашивали, чем я так рассмешила комиссию? А комиссия мне потом сказала: «Все хорошо, только платье не обязательно было задирать!» - «Но я же полы мыла, как же!» - вспоминает Любовь Егоровна свою первую комическую роль.

Члены приемной комиссии потом были педагогами ее курса. И вдруг неожиданно, один за другим, все уехали из Саратова. Тогда Люба попадает на курс известных актеров Георгия Банникова и Риммы Беляковой. Г.Банников, по сути, реанимировал Саратовскую оперетту (был ее худруком). Неудивительно, что Лихачева (такой была Любина девичья фамилия), одна из его лучших студенток, связала потом с ней всю свою жизнь. Когда Люба училась, поставили дипломный спектакль по сатирической комедии «Клоп» Маяковского. Она играла характерную роль Розалии Павловны. Но были у нее и драматические, и возрастные роли в дипломных спектаклях.

После окончания училища Л.Данилова сначала играла в драматическом театре Махачкалы. А Саратовскую оперетту просто однажды выручила - срочно ввелась на роль служанки вместо заболевшей актрисы, не зная еще, что это ее жанр, ее театр. Трудно было не заметить на сцене эту симпатичную, искреннюю, очень смешную актрису. Ее пригласили работать в театре, дали большую роль. Худрук Г.Банников укрепил и развил немалый комический дар своей ученицы. Работала Данилова и со многими приезжими и столичными режиссерами, которые часто ставили в Саратовской оперетте.

В «легком жанре» характеры определены жестко. Рисунок комической роли должен быть яркий, но несложный. Доставались Любе иногда лирические и романтические персонажи. Большой популярностью пользовалась оперетта из «древнегреческой жизни» - «Не гаси фонарь, Диоген», где она убедительно сыграла красивую гетеру Флорами, полюбившую чудака-отшельника. Она стремительно влетала на сцену, цеплялась за огромную бочку, впрыгивая в нее с разбега. Это требовало хорошей спортивной сноровки.

Поначалу Флорами отнеслась к философу, как ко всем прочим мужчинам, то есть весьма легкомысленно. Но, влюбившись всерьез, в финале спектакля заговорила с ним так, что в зале повисла звенящая тишина: «Таких мужчин, как ты, у меня не было и больше никогда не будет...». До сих пор это любимая героиня актрисы.

Не назовешь комической и роль Военврача в прошлогодней весенней премьере театра «Небесный тихоход», посвященной Великой Отечественной войне. Здесь Данилова такая ладная, подтянутая, умелая - настоящая военная косточка. Жаль, правда, что намеченная в фильме (по сценарию которого сделан спектакль) лирическая линия героини сильно урезана режиссером.

Один из лучших спектаклей оперетты «Бабий бунт» насколько веселит нас сочным народным юмором, настолько же увлекает многочисленными любовными историями. Своя история есть и у Марфы, жены председателя, женщины смелой, независимой, прямой - главной зачинщицы бунта казачек. Объемно, ярко, эмоционально ведет эту роль Любовь Данилова.

Пожалуй, одна из самых сильных ее работ - Смерть в музыкальном спектакле «Василий Теркин». Дана она в сценарии не без легкой иронии, но не шаржированно. Ничуть не переигрывала роль «косой» и актриса. Поединок Солдат и Смерть ведут очень даже серьезный. «Я солдат еще живой!» - из последних сил повторяет Теркин, пытаясь вырваться из цепких объятий незваной гостьи.

Говорят, актер проверяется на сказке. Сумеет быть органичным в самых неправдоподобных обстоятельствах - значит, точно профи. Любовь Данилова в сказках не просто естественна, она буквально в них купается - в замысловатом сюжете, в драматических коллизиях, в выпуклых характерах персонажей. Грозная колдунья и надменная властительница в «Маленьком Муке», чудаковатая и добрая кикимора в «Чуде болотном», рассеянная и заботливая бабушка в «Емеле и Барби». Везде проявился ее щедрый комический талант.

Штук шесть разных Лисов и Бабок-Ежек переиграла актриса за свою театральную жизнь. И у каждого (каждой) свой характер. А феи, а царевны разные? Одну такую царственную особу Любовь Егоровна запомнила на всю жизнь: ей пришлось за ночь выучить роль дочери султана в сказке про Аладдина. Она ни разу не сбилась, но дома сразу свалилась и проспала сном праведницы чуть ли не сутки. Стресс был жуткий.

«На полном просторе» чувствует себя Данилова и в классической оперетте. Ловка Барбара в «Ночи в Венеции» Штрауса, соблазнительна Мирабела в «Цыганском бароне» Кальмана, уморительна Каролина в «Принцессе цирка», хитроумны Элга и Милица в «Веселой вдове» Легара (играла поочередно двух жен незадачливых дипломатов), забавна фрау Ризен в менее известной оперетте классика «Желтая кофта». Запоминаются остро очерченные актрисой характеры в «Хануме», «Ужасной девчонке», «Продавце птиц».

Незабываем «Дамских дел мастер» - по комедии «За двумя зайцами» Старицкого. Ее Лымариха в паре с претенциозной дурноголовой племянницей (замечательный дуэт с Татьяной Адамовой) выглядит комично и драматично одновременно. Ведь так хочется Лымарихе самой из своего нищенства выбраться, да и красавицу дочку в люди вывести!

Обаятельная, симпатичная, неунывающая, артистка подкупает природным юмором, органикой, естеством. Может, это и есть то, что мы называем загадочным словом клоунесса? На общероссийском уровне эту планку держат Мария Аронова, Юлия Рутберг, Лия Ахеджакова. В Саратове у нас свои Ароновы. Любовь Данилова - из их числа.

А еще она очень хорошо поет, что для комических актрис вроде бы не обязательно. Они ведь темпераментом берут, игрой, юмором. Преподавательница вокала в свое время очень ее уговаривала: «Может, все же соберетесь поступать к нам на вокальное отделение в консерваторию? Я сама тогда с вами позанимаюсь». Но Люба тогда только недавно родила дочку, да и драматическое искусство влекло ее куда больше вокала.

«Я всегда помнила слова дочери героини романа «Поющие в терновнике». Мать сокрушалась, что дочь хочет стать актрисой. «Мама, я же не звездой хочу стать, а АКТРИСОЙ», - говорила ей дочь. Я тоже всегда хотела быть именно АКТРИСОЙ», - подчеркивает Любовь Егоровна, вспоминая учебу в театральном.

Она ею и стала, причем очень хорошей. Любимой зрителями и партнерами по сцене. А что они сотворили на юбилее Даниловой! Просто схватили без лишних слов и стали качать, высоко подбрасывая вверх. Vivat актриса! Vivat театр! Vivat наше театральное братство!

 

Фото из архива актрисы Л.Е.Даниловой

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.