Удивительный мир Александра Патракова

Выпуск №10-150/2012, Выставка

Удивительный мир Александра Патракова

Несколько лет назад Всероссийский семинар театральных журналистов, которым я имею честь руководить, приехал в Казань. Наши занятия проходили на базе Большого драматического русского театра им. В.И.Качалова - смотрели спектакли, обсуждали их, встречались с труппой и художественным руководителем театра Александром Славутским. И вот уже почти перед самым нашим отъездом семинаристы объявили мне (даже с каким-то вызовом), что создали несколько фан-клубов: Славутского, некоторых артистов и... главного художника театра Александра Патракова.

Признаюсь, мне не доводилось еще видеть подобного увлечения театральными журналистами сценографией. И тем более стало это для меня радостью, что я сама очень люблю Патракова - его умение вчитаться в глубинный смысл спектакля и образно выявить, «сформулировать» этот смысл не просто в помощь зрителю, а во имя создания красоты, которая, если и не спасет мир, то, по крайней мере, заставит восхищаться, изумляться, преклоняться.

Мир Достоевского («Дядюшкин сон»), Чехова («Вишневый сад»), Шолом-Алейхема («Скрипач на крыше»), Булгакова («Роковые яйца»), Пушкина («Пиковая дама») создаются настолько объемно и образно, что, кажется, достаточно одной детали, чтобы чувственно, эмоционально воспринять этот мир и погрузиться в него.

Александр Славутский и Александр Патраков работают вместе много десятилетий, еще с Читинского театра, где их творческий «дуэт» благодарно вспоминают до сих пор, потому что каждый созданный ими спектакль отличался глубокой режиссерской мыслью и щедрой образностью художника, умело распоряжающегося всей палитрой.

Краски Александра Патракова могут быть ярчайшими, а могут - приглушенными, немного таинственными, потому что таким бывает мир, в котором мы существуем, и наше восприятие этого мира, кажущегося нам то радужным, то тусклым.

Он производит впечатление человека, глубоко погруженного в себя - молчалив, закрыт, глаза из-под очков смотрят внимательно и даже как будто немного настороженно. Кажется, он постоянно вслушивается в то, что происходит в его внутреннем мире, где рождаются причудливые и самые простые образы, где происходит сочетание, слияние красок.

 

В здании Союза театральных деятелей РФ в Москве была представлена выставка Александра Патракова. Когда смотришь на эскизы, костюмы, фрагменты сценографии - видишь спектакль во всей его целостности, во всей образной выразительности. И - вновь и вновь изумляешься этому поистине фантастическому совпадению режиссера и художника, которые внешне кажутся такими разными. Я думаю иногда, что они обсуждают оформление спектакля без слов - просто читают, словно в книге, друг в друге общность взгляда и общность цели, и тогда им становится абсолютно ясен смысл профессии. Как ни покажется это парадоксально, единой профессии, потому что, каждый по-своему, служат они уже давно русскому репертуарному театру, и сумели построить свой театр-дом, спектакли которого так высоко ценят зрители не только в разных городах России, но и далеко за ее пределами.

На выставке представлены и эскизы невоплощенных спектаклей - оперы «Борис Годунов» Мусоргского, «Читинский острог» - по материалам документов об этом скорбном месте. И удивительным образом даже в них, не виденных никем и никогда, раскрывается та выразительность, что должна была бы придать спектаклям целостность и особую гармоничность. Взгляд Александра Патракова фиксирует не только эскизные частности, но каким-то непостижимым образом - создает, диктует и художественную целостность спектакля, которую мы воображаем и... увлекаемся ею.

О сценографии, как мне кажется, должен писать профессионал, хорошо разбирающийся в разных оттенках этого сложного дела. Моя точка зрения - любительская, но постоянный, на протяжении не одного десятилетия, интерес к этому художнику и увлечение им позволяют мне назвать Александра Патракова одним из самых интереснейших сценографов сегодняшней театральной России. Каждая его новая работа становится познанием неизведанного, путем в глубину, воспитанием чувств и подкормкой мыслей. А разве не эти качества помогают увидеть спектакль полнее?..

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.