Калининград. Незагаданные загадки

Выпуск №1-151/2012, В России

Калининград. Незагаданные загадки

Одна из последних премьер прошедшего сезона в Калининградском областном драматическом театре - «К нам едет ревизор...» по мотивам пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор» в постановке Михаила Салеса.

Эпиграфом к своей пьесе «Ревизор» Гоголь взял народную пословицу: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Режиссер добавил к пословице пару самых расхожих гоголевских цитат: «Чему смеетесь? - Над собой смеетесь!» и «Русь, куда же несешься ты? Дай ответ...», тройным эпиграфом, вероятно, еще раз обращая наше внимание на то, что спектакль «К нам едет ревизор...» вовсе не по пьесе Гоголя, а по ее мотивам. Такая формулировка снимает с режиссера часть ответственности, ведь количество мотивов и качество их интерпретаций никто никому не предписывал. Признаемся, это не про М.Салеса: во всех случаях его работы с классикой режиссер ни разу не был замечен в безответственном отношении к текстам и их сценическому воплощению. Классические спектакли М.Салеса всегда визуально очень тесно связаны с эпохой действия пьесы: режиссер не позволяет себе вольностей ни в сценографии, ни в костюмах. В «Ревизоре» же на некоторые вольности он решается: например, помещает в сауну все первое действие пьесы, в котором, как мы помним, чиновники во главе с Городничим обсуждают предстоящий приезд ревизора, а потом появляются Добчинский с Бобчинским и сообщают о своей догадке по поводу замеченного ими в трактире Хлестакова. Есть в спектакле еще несколько решений, претендующих на вольнодумство в скромном духе, так сказать, «по мотивам». Режиссеру, впрочем, виднее: это пятый «Ревизор» за его режиссерскую карьеру, и Михаил Абрамович, по его словам, готов до конца жизни ставить эту «самую великую пьесу, написанную в России и до сих пор не превзойденную».

Итак, к вольностям. Чиновники во главе с Городничим обсуждают известие о визите в уездный город инкогнито высокопоставленного чиновника-ревизора. В простынях и банных шапочках в виде буденовок с красными звездами (говорят, что именно такие головные уборы нынче в моде в мужских саунах...) сидят на полках с кружками пива, в которое периодически предсказуемо подливается более крепкий напиток. Из огромной деревянной бочки вещает Городничий - истинный, а не только номинальный хозяин города. У всех чиновников на плечах татуировки. У Городничего, если его играет основательный Михаил Салес, - длинная тонкая косичка сзади и пара-тройка перстней на руке, у Виталия Баженова косички нет. Подозреваю, что Городничий артиста М.Салеса - это перенесенный на сцену директор Калининградского областного драматического театра Михаил Абрамович Салес. Дворянская внешность и сдержанная брутальность Виталия Баженова очевидно мешают актеру лепить образ Городничего, задуманный режиссером для самого себя. Баженову постоянно приходится педалировать свой аппарат (голос, пластика) - будто навязываясь, а порой и не к месту. Может, стоило отпустить его актерскую мысль на волю - да и позволить сделать своего Городничего?

Лобовых примет нашего с вами замечательного времени в спектакле много. Охрана Городничего - во всем черном, эффектная Марина Юнганс в блестящих нарядах - и распорядительница приемов, и девушка-эскорт с чемоданчиком «губернской мадеры». Чиновники из банных простынь к началу второй части переодеваются в разноцветные косоворотки, подпоясанные триколорными кушаками, - татуировки на ткани проявлены красным. У Городничего косоворотка белая, как и наряд, в котором он перед этим ездил в трактир за Хлестаковым: белый китель, белые галифе, белые сапоги. Основа музыкальной дорожки спектакля - шутливо аранжированный Аркадием Фельдманом приблатненный и кабацкий шансон (мурки-бублики). Кадриль («Однажды россияне, Ванюши, Тани, Мани...») звучит темой Анны Андреевны и Марьи Антоновны. Сцена взяток - опять же весьма предсказуемо проводится под знаменитый хит группы «ABBA».

Дом Городничего превращен в условный макет-карту, огороженный пограничными столбами с двуглавым орлом в венцах. На наклонной плоскости сцены, зеленой, в синих пятнах озер, расставлена «мебель»: как большие игрушки - усадьбы, крестьянские дома, церкви, нефтяные вышки и Кремль-диван с зубчатой стеной вместо спинки. От факела нефтяной вышки прикуривает Хлестаков. Когда в финале пустеет сцена, на Кремле-диване в одиночестве остается сидеть забытый плюшевый медведь, подаренный кем-то на помолвку Марьи Антоновны и Хлестакова. Медведя забирает маленькая девочка, одетая в стилизованный русский наряд. Под песню Игоря Талькова она берет за руку одного из охранников Городничего - и при приглушенном свете проводит хороводом по сцене вдоль макета-карты всех персонажей «Ревизора»...

Далее позволю себе цитировать главы о «Ревизоре» в «Лекциях по русской литературе» Владимира Владимировича Набокова.

«Гоголь, конечно, никогда не рисовал портретов, он пользовался зеркалами и как писатель жил в своем зеркальном мире. А каким было лицо читателя - пугалом или идеалом красоты, - не имело ни малейшего значения, ибо не только зеркало было сотворено самим Гоголем, со своим особым способом отражения, но и читатель, к которому обращена пословица, вышел из того же гоголевского мира гусеподобных, свиноподобных, вареникоподобных, ни на что не похожих образин. Даже в худших своих произведениях Гоголь отлично создавал своего читателя, а это дано лишь великим писателям. Так возникает замкнутый круг, я бы сказал - тесный семейный круг. Он не открывается в мир. И подходить к пьесе как к социальной сатире (вторя мнению общества) или как к моральному обличению (запоздалое оправдание, придуманное самим Гоголем) значит упускать из виду главное в ней».

Самой большой вольностью режиссера в спектакле, на мой взгляд, было отдать финальную реплику жандарма о прибытии настоящего ревизора самому Гоголю, точнее его видео-памятнику в треть задника сцены. Сначала Николай Васильевич сидит, повернувшись к залу в профиль и сложив вытянутые руки на набалдашнике трости. Затем, по ходу действия, видимо, все больше удивляясь происходящему у его ног, медленно, от сцены к сцене, поворачивается к залу. И его громовым голосом произнесенное прямо в зал: «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице», - звучит весьма апокалиптически. Надо сказать, гоголевский профиль Сергея Борисова пользуется популярностью в нынешнем сезоне - ранее он был задействован в спектакле Вячеслава Виттиха «Панночка» по «Вию».

Известно, что Гоголь уже после первой постановки «Ревизора» присовокупил к нему эпилог, где объяснял, что настоящий ревизор, который маячит в конце последнего действия, - это человеческая совесть, а остальные персонажи - страсти, живущие в нашей душе. Если исходить из этого, Михаил Салес предлагает нам в качестве общемировой совести самого Гоголя: Гоголь - обличитель, Гоголь - перст указующий. Но стоит ли так беспокоить прах великого русского писателя, никогда не претендовавшего на такие роли, а наоборот, всю жизнь бежавшего от них? «Ревизор» - пьеса-сновидение, кошмарный сон, и Россия здесь - не Россия, а ее призрак...

«Сама фамилия Хлестаков гениально придумана, потому что у русского уха она создает ощущение легкости, бездумности, болтовни, свиста тонкой тросточки, шлепанья об стол карт, бахвальства шалопая и удальства покорителя сердец...»

Мечтательный инфантильный мошенник, 23-летний Хлестаков из «Ревизора» заменен в спектакле Михаила Салеса на Хлестакова постаревшего, уже лет восемь использующего фокус с ревизором как успешную бизнес-идею. Он (Василий Швечков-младший) явно подустал и поскучнел от многократного исполнения одной и той же роли, но по-прежнему полон некоего обманчивого обаяния и изящества повесы. В русле режиссерского замысла такая модель роли работает на спектакль, а не на артиста. Хотя артист - отдадим ему должное - существует в заданных обстоятельствах весьма органично.

В «Ревизоре» «выдающееся художественное достоинство целого зависит (как и во всяком шедевре) не от того, что сказано, а от того, как это сказано, от блистательного сочетания маловыразительных частностей...»

Честь и хвала Михаилу Салесу за кропотливую работу с артистами - и не только в «Ревизоре». Гоголевский текст играется добротно, с применением всех возможных индивидуальных актерских приемов и заготовок, - может быть, без полета, но зато крепко и ровно. Без сомнения, украшают спектакль Добчинский и Бобчинский - Петр Мутин и Алексей Грызунов. Открытие спектакля - фактурный «человек-гора» Александр Егоров в роли Ляпкина-Тяпкина, это первая роль заслуженного артиста Республики Марий-Эл на сцене калининградской облдрамы. Наталья Салес в роли жены Городничего ломает свой устоявшийся классический образ по типу Кручининой - и делает Анну Андреевну неожиданно очень гоголевской. В слаженно работающий ансамбль чиновников собраны артисты старшего поколения, с которыми обычно работает Михаил Салес: Василий Швечков-старший (попечитель богоугодных заведений Земляника), Волемир Грузец (смотритель училищ Хлопов), Альберт Арнтгольц (уездный лекарь Гибнер). Исключение составляет Антон Захаров (почтмейстер Шпекин) - молодой артист, которому в первой премьере нынешнего сезона - спектакле «Без вины виноватые» - Михаил Салес доверил роль Незнамова. Из эпизодических ролей стоит отметить работу Павла Ботвиновского в роли трактирного слуги.

«Потусторонний мир, который словно прорывается сквозь фон пьесы, и есть подлинное царство Гоголя...»

Первое действие в спектакле «К нам едет ревизор...» проходит на фоне изображенной на занавесе панорамы уездного городка. Над домами и домишками, учреждениями и заведениями, церквами и тюрьмой возвышается тень Гоголя. Окошки домов прорезаны, а выглянуть в них и посмотреть, что там, за занавесом, - невозможно. Таинственный свет приглашает в особенный мир, но загадка так и остается всего лишь ее попыткой. Могущество очевидности празднует свою победу над немощью скрытых смыслов, видимо, не столь необходимых театру и его зрителю.

В тексте приведены цитаты из главы о «Ревизоре» в «Лекциях по русской литературе» Владимира Владимировича Набокова.


Фото Геннадия Филипповича

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.