Кинешма. "Ты ведь такая же была. Вспомни..."

Выпуск №1-151/2012, В России

Кинешма. "Ты ведь такая же была. Вспомни..."

В Кинешемском драматическим театре им. А.Н.Островского поставили спектакль «Фанатки» по одноименной пьесе современного драматурга и сценариста Родиона Белецкого. Спектакль рассчитан на самую сложную зрительскую аудиторию - подростков от 12 до 18 лет. Для школьника такого возраста театр в классическом его понимании скучен, отторжение происходит, в первую очередь, потому что любые театральные постановки кажутся излишне морализаторскими и отдаленными от действительной жизни.

Что же показывать в современном театре тем, кто сегодня перешагивает пубертат?

Главный режиссер Кинешемского театра Людмила Исмайлова решила действовать непривычным для провинциального театра способом. Взяла пусть несовершенную, но относительно современную пьесу (2002); для создания сценического оформления пригласили из Петербурга молодого художника - выпускницу СПбГАТИ Ольгу Горячеву; музыку предложила написать кинешемскому музыканту Андрею Дозину (группа DACHAY и Махайорд). Над текстами песен работали Алексей Шицков и Руслан Казибайматов, а спел их певец Максим Цепелев (в спектакле его голосом, звучащим в фонограмме, «исполняет» свои песни Космонавт - артист Андрей Ефимов). Кроме того, в «Фанатках» задействован практически весь молодой состав труппы.

Жанровая принадлежность всего этого буйства определена создателями несколько вычурно и претенциозно: шоу с элементами поп-рок концерта, что, однако, в общем-то точно определяет происходящее на сцене.

Сюжет пьесы прост - проще не бывает: три молодые девчонки, студентки профучилищ, или, как сегодня говорят, колледжей, без ума от поп-певца Космонавта, да так без ума, что просто крышу уносит: топчутся в мороз еле одетые под его окнами, горлопанят до одури и, конечно, хотят любви. Одной из этой троицы на любовь везет больше остальных, она - девочка с именем Света и смешной фамилией Булкина (Наталья Рыбакова) - и оказывается главной героиней шоу. Здесь, как полагается, есть мама, да еще и непростая, а мама-милиционер (Наталия Машаткова, актриса с необыкновенно подвижной и легкой психофизикой); фантом папы-предателя, о котором все только говорят, но никто, кроме мамы, так его никогда и не видел, папа этот, может, и неплохой человек, но зато сумасшедший - если опять же поверить маме на слово; есть здесь холодная и пафосная продюсерша с фамилией-ярлыком Изюмская; есть, наконец, и сам Космонавт - тихий инфантильный мальчик, скрывающий за громким распиаренным именем и искусственно раздутым до небес имиджем свое растущее эго, свою кое-где пробивающуюся озлобленность на вынужденную несамостоятельность, на искусственную жизнь.

Сама пьеса, в сущности, написана плохо, язык несовременен, повороты сюжета предсказуемы, местами похоже на киносценарий для серии «Ералаша» конца девяностых, но есть идея, которую можно удачно интерпретировать для выбранной возрастной категории. За это, главное, и ухватилась режиссер Л.Исмайлова. Фантомный папа на пару с вполне реальной мамой здесь работают на образ главной героини: вот почему она такая, выросшая в неполноценной семье, вся какая-то взъерошенная, перепуганная, чужая в мире. Духовное единство с матерью, конечно, достигается в финале - хеппи-энд неизбежен, но скольких усилий это стоит обеим героиням! Полный набор кинематографических приемов налицо: здесь, как в триллере, все начинается с внутрисемейного терроризма и завершается выстрелом. Мама все-таки милиционер.

Слева на авансцене мать и дочь обитают в крохотной квартирке (а то и комнатушке), бесятся из-за невыключенной в ванной воды, ругаются из-за денег - все как у всех, все как все проходили. Света закатывает истерики, а успокаиваясь, получает заслуженную порцию агрессии в ответ.

С другой стороны авансцены - подъезд в доме Космонавта: кирпичная стена, сплошь обклеенная цветными листками объявлений, возле которой и тусуются фанатки Гаранина с Веркой (Валентина Смирнова и Полина Галкина). С легкой руки художника пространство трансформируется, действие мгновенно переносится из квартиры Светы и ее мамы на улицу, а после - в жилище Космонавта.

Пространство спектакля дышит. Ему, как и неуемной подростковой энергии, мало места. Широкий помост выведен практически до самой середины зрительного зала и завершается площадкой с взгроможденной на нее полноценной музыкальной установкой, здесь проходят саунд-чеки, здесь на протяжении всего действия существуют артисты Роман Зверев, Александр Чесноков и Вячеслав Митронин, гитарист Дмитрий Кукуруз и бас-гитарист Алексей Дубинин.

В контексте спектакля «Фанатки» известное понятие «зеркало сцены» играет по-новому и обретает буквальное значение, так как весь сценический занавес - от колосников до самого пола - состоит из музыкальных дисков. Сколько их здесь? Тысяча, две, больше?..

Зрители-школьники радуются и с той же искренностью смущаются при виде целующихся Светы и Космонавта, переживая знакомые эмоции, искренне кайфуют во время музыкальных номеров и расстраиваются из-за крушения Светиной, совсем еще детской мечты. Да и Космонавт Андрея Ефимова - совершеннейший мальчик, он панически боится чудовища из собственных детских снов и, может быть, вовсе не желает петь. Может быть, он и сам не знает, чего ему действительно хочется, постоянные назидания Изюмской (Наталья Грошева) выводят его из себя. Вечно взволнованная и энергичная фанатка Света приходится к месту: растроганный ее чувствами, Космонавт открывает ей свои самые потаенные секреты, оказывается даже, что чудовищный Бабак из детских кошмаров у них один на двоих.

Конечно, для большой любви и семейного счастья слишком рано, но зато самое время для начала процесса самоидентификации, ведущего к формированию личности, чего оба и достигают в процессе общения. Мальчишка Космонавт наконец осознает, что удовольствие можно получать не только от «Фанты для элефанта» и «Культа наличности» - а репертуар его таков, но и от умения отвечать за собственные поступки, держать слово, нести ответственность. Света учится ценить материнскую любовь, становится мягче и уступчивее. Собственно, в этой истории даже снежная королева Изюмская тает, решаясь на откровенный монолог.

Не морализаторствуя мучительно и долго, не оперируя высокими категориями искусства, Людмила Исмайлова поставила современный и понятный спектакль, на который ходят и хотят ходить подростки.


Фото предоставлены Кинешемским театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.