Красноярск. Исповедь души

Выпуск №1-151/2012, В России

Красноярск. Исповедь души

21 июня к закрытию 53-го театрального сезона Красноярский музыкальный театр подготовил оригинальный спектакль «Марлен. Мой ХХ век» по пьесе Яны Глембоцкой (Новосибирск). Премьера постановки приурочена к празднованию 250-летия переселения немцев в Россию по приглашению Екатерины II и года Германии в России и России в Германии (2012/2013).

ХХI век не терпит однозначности и определенности. Красноярский музыкальный театр предложил постановку, созданную в уникальном жанре - «концерт, которого не было».

Как пояснил режиссер спектакля Александр Зыков, рождение нового жанра во многом обусловлено темой. Это история о женщине-загадке ХХ века Марлен Дитрих. Она всегда была больше, чем просто звезда, актриса или певица, она - личность, которая нарушала условности и шла против стереотипов.

Возможность сыграть Легенду предоставлена одной из ведущих актрис театра Светлане Кольяновой, заслуженной артистке России, лауреату Всероссийского театрального фестиваля «Золотая Маска». Однако «Светлана не умеет петь так плохо, как пела Марлен», - заявил А.Зыков. И тогда у постановочной труппы возникло предположение, что это могло быть мечтой Марлен - спеть так, как она никогда не пела, спеть те песни, которые никогда не могла бы позволить себе исполнить.

Концерт, которого не было, состоит из двух действий, которые композиционно взаимообусловлены: темы, мотивы, проблемы, обозначенные в первой части, получают свое развитие во второй. Так, если в первой части Марлен говорит о России, русских эмигрантах и вспоминает Александра Вертинского, во второй она исполняет русский романс. Новый жанр предложил свою иерархию слова и песни. Слова позволяют Марлен говорить, но недоговаривать. Звезда, мировая знаменитость и профессионал, она боится сцены, и каждое ее появление на публике - это маска. Марлен, страдающая рефлексоманией, то есть потребностью ежеминутно видеть свое отражение в зеркале, даже за кулисами не перестает играть. Музыка же позволяет быть искренней, признаться самой себе в том, чего словами никогда не скажешь. Светлана Кольянова поет на русском, немецком, английском, французском языках. И осмысленность, с которой актриса через музыку доносит до зрителя состояние Марлен, поражает не меньше демонстрируемой ею музыкальной уверенности и свободы.

В основе фабулы лежит вполне конкретный исторический факт. В 1975 году должен был состояться очередной концерт Марлен в Сиднее, Австралия. Но перед самым началом Марлен Дитрих, зацепившись в темноте за кабель, упала и во второй раз сломала ногу. Потерявшую сознание актрису отвезли в клинику. Продюсер вышел к публике и, извинившись, объявил об отмене концерта. Так закончилась блистательная карьера Марлен.

На сцене в ожидании концерта капризная звезда пьет то виски, то водку, напевает песни, которые вдруг всплывают в памяти, острит, вспоминает, ревнует свою компаньонку, шутит над незадачливым антрепренером. Потом вдруг ей становится плохо, и долгожданный концерт отменяется.

За этим мнимым бездействием скрывается суть конфликта - конфликта жизни и мечты, желаемого и действительного, прошлого и будущего. Диалоги и события первого акта выполнены в духе потока сознания. Марлен на сцене не просто тратит время в ожидании концерта, она ведет «разговор души самой с собой» (М.Пруст). Это словно фотоколлаж, перелистывание дневниковых записей, просмотр эпизодов фильма-автобиографии. На театральных подмостках внутренние монологи становятся озвученными, и сюжетное содержание постановки - исповедь актрисы, которая возможна только на сцене, на закате творческого пути, здесь и сейчас.

Художественное время спектакля обозначено в самом названии «Марлен. Мой ХХ век». Марлен родилась в начале века и ушла из жизни на его закате, а потому она сама по себе - целая эпоха, с которой связаны лучшие люди и самые значительные события ХХ века.

В реальности Марлен находится в гостиничном номере в Сиднее, но реальность расплывается, растекается, трансформируется в сознании стареющей актрисы. Ее сознание перемещает зрителя то во Францию, то в Германию, то в Америку, то в Россию. Марлен - гражданка мира, она хорошо знает историю и культуру каждой страны, уважает ее, с каждой из стран у нее связаны неповторимые воспоминания.

Поток мыслей Марлен становится главным действующим лицом, и это во многом объясняет минимум персонажей первого действия. Помимо Марлен, на сцене появляются Вивьен Хоффман - ее компаньонка (Мария Селиверстова), Джон - антрепренер австралийских гастролей (Иван Сосин), безмолвная Луиза - аккомпаниатор Марлен (Нионила Новикова). На первый взгляд, и эти персонажи вроде бы ни к чему, нет динамики взаимоотношений, но мизансцены с их участием - ювелирная работа, штрихи к портрету под названием «Вселенское одиночество».

Мотив ретроспективного анализа жизни закрепляет и сценография, напоминающая вокзал (художник Александр Баженов). Лаконичность изобразительного языка в оформлении компенсируется смысловой насыщенностью метафор и архетипов: то это вокзал с мостом, лестницами и фонарями, то вдруг это сцена, то дорога из ниоткуда в никуда. Вокзал как символ жизни Марлен, у которой не было своего родного дома, своего личного пространства. Дорога как знак грусти, потому что в перекрестии дорог всегда заложено переосмысление жизни.

Символом переосмысления жизни становится и безмолвная девочка-акробатка, которая не боится сцены и зрителей, она их просто не видит, она живет и радуется жизни, ей не нужно играть. Марлен поет «Padam» Эдит Пиаф. Этот мотив преследует меня, говорит она зрителю, эти воспоминания не дают мне покоя. Но прекрасная мелодия дает возможность девочке проявить себя, и на миг она, исполняющая сложные акробатические трюки, становится центром событий.

В финале первого действия Марлен появляется на сцене в концертном платье, она дает интервью журналистам, остроумно отвечая на их вопросы, профессионально позируя для фотокамер. Она великолепно играет успешную и богатую звезду. Кто-то из журналистов спрашивает про мечту. Наивные, неужели они полагают, что она расскажет правду? «У меня планируется концерт в Карнеги-Холл, и я мечтаю спеть с Фрэнком Синатрой. Надеюсь, он не откажет мне». И тут она понимает, что этого концерта уже никогда не будет. Никогда. Марлен запуталась в лабиринтах подсознания, а Светлана Кольянова исполняет дуэтом с Фрэнком Синатрой «My way». Этот удивительный и невероятный по энергетике номер становится кульминационным моментом, душевные силы напряжены до предела, струны лопнули. «Занавес! - кричит Джон и извиняется перед журналистами: Мисс Дитрих плохо».

Второй акт начинается с гротескного номера «Больница» в исполнении артистов балета. Этот номер шокирует зрителей: медсестры в откровенных халатах, эротические танцевальные движения, забавные доктора, обсуждающие «важнейшие» медицинские проблемы. И все это «безобразие» происходит вокруг каталки, на которой лежит тело, которое, к ужасу медперсонала, оказывается вполне себе живым Джоном, внезапно превратившимся в конферансье, пафосно объявляющим: «Вашему вниманию предлагается концерт, лучший концерт Марлен Дитрих, который проходит нигде и никогда».

На сцене периодически появляется комичный персонаж - сумасшедший доктор (Алексей Казанцев), целью которого является поймать юркого Джона и непременно его «вылечить». Явление доктора, как и явление Фрэнка Синатры, - бред воспаленного воображения. Это намеки на нереальность происходящего. Врачи, концерты, танцевальные номера, дорогие сердцу имена и лица - все смешалось в сознании Марлен, завертелось, и вот - готово лучшее в мире шоу.

Марлен поет «Strangers in the Night» Фрэнка Синатры, и как бы уходит на второй план, дает возможность песне ожить в трехмерном пространстве: безупречное исполнение погружает зрителя в атмосферу Парижа - ресторанчик, расторопный официант, парижские пейзажи, парижане и парижанки, встреча, танец, рассказывающий вечную и прекрасную историю про любовь. И вот уже Светлана Кольянова в одном из излюбленных нарядов Марлен - мужском костюме, на ней фрак и белый цилиндр. На сцене эпоха немого кино, а неподражаемый герой Чарли Чаплина пришел на свидание с прекрасной дамой. Зажигательная композиция «Две гитары» на английском и русском языках возвращает зрителя в Россию. «Эх, раз, да еще раз», - подпевает публика Светлане.

Александр Зыков не случайно называет хореографа Николая Реутова (Санкт-Петербург) своим соавтором. В этом спектакле балет получает возможность быть первым планом, главным действующим лицом, а танцевальные истории, органично вплетающиеся в сюжет, интересны и разнообразны. Они чередуются с номерами глубоко лирическими, когда на сцене остается одна Марлен. И тогда душа ее поет, и тогда создается ощущение, что вся вселенная слушает ее, затаив дыхание. Так звучат «Вечная любовь» Шарля Азнавура, русский романс и финальная композиция.

Спетая актрисой проникновенно «Je suis malade» завершает этот невероятный концерт. «Я больше не мечтаю, я больна, совершенно больна», - поет Марлен. Плачет душа, и летят осенние листья в унисон музыке, и кружится в танце мост железнодорожного вокзала, предлагая Марлен длинный коридор, путь из ниоткуда в никуда.

Финалом становится повторение первой сцены спектакля - поздней осенью Вивьен в пальто и шляпе везет на инвалидном кресле Марлен, укутанную в плед. Актриса необычайно бледна. Не жалея себя и своих иллюзий, она говорит о том, что никогда не было этого концерта и не могло быть. Жизнь прошла.

«Марлен. Мой ХХ век» - это не столько оригинальное шоу, сколько способ душевного анализа. Спектакль состоялся, в нем много нового и необычного. Можно сказать, что осмысление его существования на сцене Музыкального театра еще впереди. Есть опасения, что зритель не уловит всех смыслов, оттенков и настроений постановки, но есть и уверенность в том, что не понравиться этот спектакль не может. Слишком профессионально сработала постановочная группа, слишком талантлива Светлана Кольянова, слишком прекрасные и всеми любимые композиции исполняет Марлен Дитрих на концерте, которого не было.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.