Когда весь город вибрирует радостью / XVIII Международный фестиваль уличных театров

Выпуск №1-151/2012, Фестивали

Когда весь город вибрирует радостью / XVIII Международный фестиваль уличных театров

В жизни каждого города есть такие люди, без которых невозможно представить его существование на планете Земля. В Архангельске это Виктор Петрович Панов, человек, благодаря которому каждый год в конце июня здесь проходит знаменитый на весь мир Международный фестиваль уличных театров.

«Без культуры нет ничего. Она важнее политики, экономики и всего остального», - сколько бы ни прошло лет и чем бы я ни занималась, эти слова Виктора Панова я не забуду никогда. Борец по натуре, он все время что-то придумывал, куда-то шел, кого-то в чем-то убеждал, а все для того, чтобы дарить людям радость.

Виктор Петрович для Архангельска - личность почти что культовая. Режиссер, художественный руководитель местного молодежного театра, заслуженный деятель искусств РФ, кавалер ордена Почета и ордена Дружбы, сегодня перед этим человеком открываются любые двери. А ведь еще совсем недавно ему приходилось в прямом смысле этого слова воевать за свои идеи и постановки.

А вот как все начиналось... 1975 год. Панов совсем еще молод и полон амбиций. Он хочет создать свой театр и делает для этого все, что в его силах. И вот при поддержке Театрального училища им. Б.Щукина и Театра им. Евг.Вахтангова в городе появляется первая экспериментальная студия. Несмотря на то, что труппа состояла в основном из молодых рабочих, студентов и школьников, ребята сразу показали, на что способны, а со временем начали гастролировать не только по стране, но и за рубежом.

Одним из самых ярких и переломных периодов для коллектива стал 1986 год, когда Панов рискнул взяться за спектакль «Колокол громкого боя», посвященный архангелогородцам, погибшим на афганской войне, и основанный на стихах северного поэта Вадима Беднова. Тогда же, в 86-м, он получил приглашение выступить со своим спектаклем «Памяти Высоцкого» на сцене Московского театра на Таганке. Успех был оглушительный - о том периоде своей жизни Виктор Петрович и сейчас вспоминает с трепетом и с теплотой.

Их запрещали - они ставили, им говорили: «Возьмитесь за что-нибудь простое», а они снова и снова поднимали самые наболевшие темы. Неслучайно девизом театра стали четыре громкие строчки:

Каждый спектакль - бой:

Выиграть или пропасть!

Каждый спектакль - боль,

Каждый спектакль - страсть.

Но чем больше аплодисментов срывали спектакли Панова, тем ближе он хотел стать для своего зрителя. Богемное искусство? Культура не для всех? Боже упаси. Вывести артистов на все набережные и перекрестки города - вот о чем он мечтал. Сделать так, чтобы любой прохожий мог стать частью этого поистине волшебного действа - театра!

Вот и сейчас он стоит на дороге, по которой через пару минут двинется карнавальное шествие, дающее старт новому фестивалю уличных театров, и с необыкновенной теплотой отвечает на вопросы остановивших его маленьких девочек. Кто сегодня будет выступать, где и откуда все эти люди?

«Вы не представляете, но этот праздник проходит уже в 18-й раз! - рассказывает он им. - Вас еще на свете не было, а к нам уже приезжали артисты со всего света».

И это правда. Впервые пройдя в далеком 1990-м, фестиваль стал настоящей Меккой уличного искусства, а уже спустя 2 года его программу включили во «Всемирное Десятилетие Развития культуры 1988-1997 г.», и он начал работать под лейблом ЮНЕСКО. Постепенно среди его участников стали появляться и артисты с громкими именами.

Один из самых известных клоунов мира Лео Басси, знаменитый Доминик Удар (о нем снят фильм «Лучшие кукольники мира»), жонглер Жерар Эстрем - кто только не побывал в Архангельске, чтобы пленить сердца горожан. А когда уставшие и довольные артисты заканчивали очередное выступление, они собирали свои нехитрые пожитки и ехали дальше. На этот раз - к тем, «кому хуже», в детские дома, социальные центры, тюрьмы. Да что там тюрьмы - даже в психиатрические больницы. Ну где еще такое увидишь: окраина города, унылый дворик. Сотня пациентов, сидящих полукругом в одинаковых панамках. А перед ними - «дикие пляски» настоящих австралийских аборигенов. С каким же восторгом люди смотрели спектакли, сколько света и радости было в их глазах!

Нынешний, XVIII Международный фестиваль уличных театров был задуман специально ко Дню города и проходил при активной поддержке мэрии Архангельска. Семь дней - с 18 по 24 июня - артисты из разных стран веселили народ и окрашивали серые будни холодного города в цвет счастья. А иногда даже заставляли всерьез задуматься о проблемах человечества, как это было с итальянским коллективом «Мабо бэнд». Его выступление называлось «Все домой» и рассказывало о борьбе с жестокостью военных действий. Главным инструментом борьбы, разумеется, были не страх и ненависть, а позитивные вибрации радости. Излучая свет, весело смеясь, играя на саксофонах и тромбоне, музыканты изменяли мир и втягивали в это всех, кто был вокруг.

«Disertori, - радостно кивают они на мой вопрос. - Disertori, disertori!» (дезертиры мы, дезертиры) - и, изображая легкое смущение, поправляют килты.

Кстати, все трое - Рензо Стизза, Амилькаре Помпеи и Фабрицио Палазетти - были в Архангельске всего год назад, поэтому местная публика для них - как родная.

«Помню этих парней еще по прошлому фестивалю, - делится один из зрителей Андрей Иволгин. - Я был настолько заколдован их безумной энергетикой, что ходил едва ли не на каждое шоу. Они - молодцы, зажигают!»

Не меньшими затейниками оказались и артисты из испанского «Эль Птит Цирк». Ребята не только смешные, но еще и «заботливые» - вооружившись огромной расческой, они приставали к девушкам и придумывали им новые прически в стиле «Взрыв на макаронной фабрике». А иногда - совсем озорничали: крали детей. Вот прямо так и крали - подойдут к оставшемуся без присмотра малышу, подхватят его на руки и бежать. Мамы, хоть и понимали, что это представление, мчались следом. Но страха не было - только улыбки. Некоторые из детей даже не хотели возвращаться, настолько им нравилось оказываться в самом центре внимания.

А вот - другие участники фестиваля. Актеры из «Милон Мела» познакомили горожан с древним национальным искусством Индии, появившись в масках богов, демонов и племенных духов. Это были, пожалуй, самые экзотические гости, которые не только выступили, но еще и преподали всем желающим небольшой актерский курс, созданный под влиянием школы Ежи Гротовского. Участники мастер-класса изучали боевое искусство Каларипаятту, включающее в себя удары руками и ногами и приемы владения холодным оружием, танцы Чхау и Готипуа и песнопения баулов. Франко-американский «Цирк ан дерут» рассказал про загадочную страну Нигде и затерявшийся на ее просторах отель, в который заглянул первый и единственный посетитель, прекрасная танцовщица канкана. Попытки завоевать ее оборачиваются полным хаосом. Что делать, если она одна, а героев двое?

Уличный театр «Пети Месье», в котором был всего лишь один участник с французской фамилией Шари и русским именем Иван, показал публике шоу пантомимы и бурлеска. Пользуясь лишь языком жестов, на протяжении всего спектакля он воевал с палаткой, то путаясь в ее бездонных просторах, то почему-то теряя брюки. Каково же было его изумление, когда вместо одной палатки вдруг оказалось три.

«Этот спектакль имеет очень глубокий смысл - делится Иван. - Он о развитии современных технологий, которые изначально создаются для того, чтобы намного облегчить нашу жизнь, а почему-то - усложняют. И в итоге получается не жизнь, а настоящая борьба!»

А бешеная энергетика испанской «Бринкадейры», которая специализируется на маршрутных спектаклях, останавливает даже самый занудливый северный дождик.

«Шаманы, чистой воды шаманы! - глядя на небо, говорит дедушка лет семидесяти. - Вы не поверите, уже ливень собирался, а они как пришли, как забили в свои барабаны - и тучи разошлись!»

«У них там кризис, а им все нипочем! - комментирует Виктор Панов. - В России, говорят, тоже надвигается. Может, и нам взяться за инструменты?»

Как рассказывают артисты, их коллективу всего лишь восемь лет. Когда-то они просто играли в парках Барселоны, а потом решили, что пора создавать свой собственный театр, который будет путешествовать по улицам городов, увлекая за собой все больше и больше прохожих.

«Наше сегодняшнее выступление называется «Улыбка тишины», - размышляют они, - и придумано для того, чтобы сделать людей хоть капельку счастливее. Ведь в нашем мире так много скуки и так мало радости...» А потом добавляют: «У вас тут хо-о-олодно! Надеемся, что мы вас хоть немного согрели

К слову, с погодой в этом году, и правда, ой как не повезло, но артистов это ничуть не смущало. Некоторые выступали прямо посреди луж! Например, «Анонимные братья» из Бразилии, чье шоу было насыщено сложными акробатическими элементами. Пытаясь перещеголять друг друга, два цирковых клоуна делали все, чтобы перетянуть на себя внимание публики, а зрителям было и весело, и грустно одновременно. Мол, поберегли бы себя, ребята! Смотрите, не заболейте.

Но вот что самое главное - помимо спектаклей приезжих коллективов, фестиваль включал в себя и так называемую программу OFF, в рамках которой на его площадках могли выступить еще не снискавшие известности местные группы. «Солнечная капоэйра», обряды проводов русалки от клуба «Средневековье» - все это необыкновенно украсило праздник и придало ему какой-то очень теплый, разноцветный колорит. Особенно запомнился коллектив светового и огненного перформанса «Солнце Маори», названный так в честь одноименного племени, где впервые появилось искусство файер-шоу. Но если для аборигенов с побережья Тихого океана вращение небольшого камешка, привязанного к длинной веревке и для эффекта объятого пламенем, служило скорее культовым целям, для «Солнца» - это шоу с танцами и световыми иллюзиями. Они были хороши везде: и на своих «сольных» выступлениях, и как часть большого карнавального действа.

Семь дней без сна. Семь дней большого веселого праздника, когда все улицы и перекрестки города вдруг стали одной большой сценической площадкой, а любой прохожий мог хотя бы на пять минут забыть о своих проблемах и затеряться в толпе вместе с клоунами и музыкантами. Семь дней счастья и бесконечная красота белых ночей, изумляющих иностранных артистов. Фестиваль не просто удался - он стал еще одной ярко-красной отметкой на исторической карте театрального Архангельска.

«Смотрю я на все это, ребята, и понимаю, как все было не зря - растроганно окидывая взглядом зрителей, говорит режиссер Панов. - Как мы были правы, когда однажды вывели артистов на улицы этого города! Спасибо всем, кто принимал участие, и тем, кто несмотря на пасмурное небо приходил на все спектакли. Без вас, поверьте, не было бы ничего. Поаплодируем Господу Богу и самим себе!»

 

Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.