Давайте представим себе... / IX фестиваль-семинар детской театральной педагогики "Пролог-Весна"

Выпуск №1-151/2012, Фестивали

Давайте представим себе... / IX фестиваль-семинар детской театральной педагогики "Пролог-Весна"

IХ Фестиваль-семинар детской театральной педагогики «Пролог - Весна» прошел 6-11 мая в основном на территории гостеприимного Центра детского творчества «На Вадковском», что неподалеку от Савеловского вокзала. Небольшая часть программы была показана также на площадке такого же Центра «На Таганке».

Меньше, чем за неделю, москвичи могли увидеть 14 постановок детских театральных мастерских и театров-студий из Москвы и Ярославля, Екатеринбурга, Кирова и Краснознаменска, Губахи, Лесного, Муравленко, Ясногорска и Заречного.

Спектаклями, однако, программа форума не ограничивалась.

Замечательные научные деятели и педагоги Московского института открытого образования и автономной некоммерческой организации культуры и образования «Пролог» инициировали занятия юных артистов и их руководителей в пяти лабораториях по различным аспектам театрального творчества: «Актерское «Я» и сценический образ», «Практическая психология для увлеченных», «Драматургические игры», «Пластические средства выразительности», а также «Театральная журналистика».

Участники фестиваля активно посещали еще и мастер-классы художников, педагогов, драматургов и искусствоведов по не менее увлекательным темам: «Кукольный формат», «Книга своими руками», «Сценическое движение» и даже «В мире двоечника».

Если вернуться к афише спектаклей, то и здесь оказалось немало интересного.

Кроме постановок по мотивам классических, фольклорных или новых сказок, нынешние детские студии весьма увлеченно играют сценические версии произведений Тэффи, Железникова и Гальего, Теллегена, Алексиевич, Бунина и Ануя.

Поскольку фестиваль пришелся на первую декаду мая, в его афишу вошли произведения, отражавшие военную тему.

Так, Театральная студия «Арлекин» из города Заречного Пензенской области показала короткую композицию по книге Светланы Алексиевич «Последние свидетели», где автор записала интервью людей, для которых военные годы оказались детским воспоминанием.

Воспринимать, даже при чтении, эти тексты, полные неизбывного трагизма, тяжело и горько. Но еще труднее слушать их в исполнении детей, по обстоятельствам собственной, вполне сегодняшней судьбы, ни с чем подобным не столкнувшихся.

Тема отнятого детства, омытая чистыми слезами («Не помню себя ребенком», - признается один из героев), остается лишь декларацией. Возникает, несмотря на старательную демонстрацию юными артистами горестных переживаний, неизбежная в таких случаях неправда.

А вот документальная драма «Дневник Анны Франк. Эпизоды», показанная Театром-студией «Доминанта» из города Губахи Пермского края, напротив, захватила полнотой лирического высказывания, искренностью и силой высоких чувств, изяществом сценического существования семи девочек, меж собой не похожих, но живущих на подмостках единым чувством любви к жизни и простыми мечтами о счастье.

Молодые режиссеры Ринат Кияков и Иван Тимершин более всего дорожат интонацией чистоты помыслов, природным достоинством героини, чьи переживания аранжированы на семь девичьих голосов. Нигде не впадая в сентиментальность, юные актрисы создают семь оттенков спектра надежд и упований, которым воплотиться не суждено.

Трагический исход событий этой судьбы известен, однако, зрителю, но не самой героине. И в том, что она упрямо продолжает полнокровно жить до последней минуты, как ни парадоксально, мудрость бытия.

Трагическое мироощущение могло бы возобладать в сценическом решении знаменитой автобиографической драмы Рубена Давида Гонсалеса Гальего «Белое на черном». Но авторы ярославского спектакля - артисты Учебного театра «Надежда» и режиссер Константин Корниенко все действие выстроили на контрасте высокой трагедии обстоятельств судьбы калеки, страстно борющегося за свое достоинство, и пошлости безнаказанных унижений, которые герою приходится преодолевать.

Из действия изъяты все признаки патологии. Никак не обозначается, в частности, отсутствие у обитателей специального детского дома рук или ног. Патологию «обеспечивают» люди физически здоровые, но душевно ущербные, достойные презрения, которых, как это ни дико звучит, хочется пожалеть.

Парадокс в том, что Герой, проникновенно сыгранный Арсением Симоняном, мало озабочен собой. Большая часть его рассуждений - это рассказ о тех, кто рядом, кому нисколько не легче.

Но вместо эффектного смакования «хорошо темперированной психопатии» театр заставляет сопереживать духовно насыщенному существованию людей, способных сохранить и защитить свое достоинство и право на жизнь. Тем более что рядом все-таки случаются хорошие люди, чья ценность неоспорима.

Это темпераментная Испанка - Анастасия Вализада, своим жгучим танцем заставляющая не забывать о том, что, вопреки всему, в мире живет красота. Или смиренная Нянечка, незабываемо сыгранная Аллой Русаковой, которая простыми словами врачует душевные раны Героя, помогая ему не терять надежды.

На ином уровне, но с не меньшей доказательностью близкая по смыслу проблематика разрабатывается в спектакле «Чучело», поставленном в московском театре «Пластилин» режиссером Мариной Бахтиной по повести В.Железникова, блистательно экранизированной когда-то Роланом Быковым.

Постановщик счастливо избегает банальных штампов «школьной» пьесы. Ее волнуют проблемы душевного становления героини, способность противостоять толпе, «связанной одной целью».

Режиссер делит роль Лены Бессольцевой между двумя актрисами, добиваясь более внятного развития конфликта.

Оля Крюкова убедительно играет взрослую девушку, которая, уже взирая на все происшедшее со стороны, сосредоточена на его нравственной сути.

Маленькую Лену, существующую «внутри» сюжета, удивительно смело сыграла юная Женя Михеева.

Ее героиня пугающе откровенно проживает муки неразделенной и потому особенно горько осознаваемой жертвенности своей любви.

Два других открытия спектакля: эксцентричная Шмакова в ярком исполнении Кати Аистовой и честный, умный, с младых ногтей независимый мальчишка Васильев, темпераментный и бесстрашный в исполнении Вени Нагаева.

Еще одна версия драмы душевного мужества - история, рассказанная московским детским передвижным театром «Соффит». Свою пьесу «Лунный волк» поставила режиссер и руководитель театра Наталья Логвинова.

Некое сообщество молодых людей оставляет на острове одного из приятелей, чтобы тот, пройдя испытание одиночеством, сделал нравственный выбор на всю оставшуюся жизнь.

В течение ночи герой подвергается всякого рода соблазнам памяти, атакам подсознания и прочим искушениям, что в общих чертах напоминает фабулу «Соляриса» (перед мысленным взором героя проходят друзья-провокаторы, любимая девушка, мать и т.д.).

Действие разворачивается среди странных деревьев с зеркальными бликами на стволах. Образ искусственного мира красив и неожидан. Но сам философский этюд особо сильного впечатления не произвел.

Искусственным выглядит в спектакле «Жизнь и плачет, и смеется!» мир рассказов Надежды Тэффи, интерес к творчеству которой возродился в новейшее время.

Четыре юных актрисы Театральной мастерской гимназии № 205 «Театр» из Екатеринбурга разыграли под руководством режиссера Т.Бондаревой три рассказа Тэффи: «Катенька», «Раскаявшаяся судьба» и «В вагоне».

В первом девочка, начитавшись «взрослых» романов, пытается жить такими же взрослыми чувствами, отчаянно и забавно их симулируя. Во втором восторженная читательница пристает к известной писательнице с наивным, но настойчивым требованием «исправить» судьбу героя. А в третьем мы наблюдаем пикировку колоритной пары скандальных пассажирок.

Юным актрисам, увы, оказались не под силу ни стилистические задачи, в подобной литературе обязательные, ни возрастная характерность, в данном случае очевидная.

Зато театральный коллектив с задорным названием «Кукарямба» при ДШИ им. М.П.Мусоргского из города Ясногорска, обратившись к болезненно трагичному рассказу И.А.Бунина «Легкое дыхание», нашел оригинальный художественный ход.

Режиссер Зоя Хлопникова соединила в спектакле надлом чувственных девичьих откровений, комментируемых автором не без иронии, с саркастичными стихами Цветаевой и щемящим лиризмом музыки Сати, Шопена и Андрея Петрова. А хореограф Алексей Бибиков дополнил действие пластическими композициями в духе танц-класса давних лет.

Эффектна и черно-белая гамма сценической среды с резкими всплесками алого, сближая чувственный мир Бунина с сумеречной образностью символиста Леонида Андреева.

Юная актриса Мария Мелихова проникновенно воплощает провокативный характер живущей вовсе не детскими страстями Оли Мещерской, рискнувшей самоутвердиться в своей женской жизни за счет чужого самолюбия и поплатившейся за это жизнью как таковой.

В греховном стремлении самоутверждения святая инквизиция обвиняет Жанну, героиню пьесы Жана Ануя «Жаворонок», которую на фестивале показал театральный коллектив московского Колледжа музыкально-театрального искусства № 61.

Спектакль получился страстным, содержательным и глубоким.

Режиссер и сценограф Наталья Набатова, отнеся действие к эпохе Средневековья, создает активную действенную среду, в которой возобладала стилистика Брейгеля, образность «бедного театра». Персонажи одеты в небеленый холст и ветхие дерюги, подмостки завалены сеном. «Хлевное тепло жизни» помогает воспринимать происходящее как библейски вневременное, извечное.

Жанна в исполнении Елизаветы Пахомовой предстает девушкой полнокровной, безоглядной и сметливой, страстной и искренней. Завораживает мощь ее органики, простодушие и смелость реакций, чувство долга, дарованное природой и воспринятое всем ее существом как духовная миссия.

На другом полюсе сюжета малодушный, брезгливый и двуличный эгоист дофин Карл, сыгранный артистом Василием Фунтиковым с изяществом балетного премьера и остроумием салонного парадоксалиста.

В характере дофина сочетаются демагогический дар, сладострастие и самовлюбленность. Привычка манипулировать людьми, умение спекульнуть природным обаянием, чутье на выгоду и способность вовремя увернуться от ответственности сделали будущего монарха психологически пластичным и почти неуязвимым. А то, что его благоденствие стоит на крови, Карл довольно быстро научился не замечать.

Не менее значительны в спектакле характеры старающегося сохранить достоинство Кошона в исполнении Сергея Батова, а также наивного и честного молодого монаха Ладвеню, тонко и лирично сыгранного Алексеем Нестеровым.

Поставить в молодежной труппе парадоксальную историческую драму, сознательно построенную на трудной для воплощения многословной риторике, воистину, высший пилотаж.

Но не меньших усилий требует и любой спектакль, в основе которого традиционная литературная или фольклорная сказка.

Подобных спектаклей на фестивале оказалось немало.

В категории «новых» случились три сказочные истории.

Первая, «В честь короля», сделана по большой книге Артура Гиворгизова.

Автор инсценировки и постановщик Ирина Власова из театральной студии «Арлекин» города Лесного Свердловской области расслышала в сказках нынешнего писателя легко определимые мотивы Евгения Шварца и Григория Горина. Заметны там и влияния европейской философской драматургии в духе Ионеско.

Пронизана пьеса, тоже по инициативе режиссера, изумительными стихами Даниила Хармса, что ставит драматурга в несколько двусмысленное положение, ибо разница художественных уровней сразу оказывается очевидной.

Другой случай - «Болотная история» Ильи Члаки, целиком повторяющая сюжетную ситуацию сказки «Тук-тук, кто там?», где отношения Волка и семерых козлят осложнены тем, что Волк переквалифицировался в вегетарианцы.

Нечто подобное происходит и в спектакле «Болотная история» театральной студии «Академия Хухры-Мухры» из города Краснознаменска, поставленном режиссерами Максимом Змиевским и Ириной Есиной. С той лишь разницей, что вегетарианцем здесь стал Крокодил, влюбившийся в прелестную овечку. Нетрудно догадаться, что этому тоже есть прецеденты, в частности, история любви лисенка и курочки из культового произведения «Рыжий, честный, влюбленный».

В «Болотной истории» тихоня Крокодил, сыгранный Алексеем Иващенко, полон мерцающего обаяния, ему от души сочувствуешь. Другая творческая задача, решенная в спектакле неожиданно остроумно, - костюмы персонажей, особенно комбинезон двухголового сплетника - червяка, похожего на тяни-толкая.

И все же жаль, что талантливые люди тратили свои дарования на произведение крайне несамостоятельное.

Театральный коллектив «Ступеньки» из города Муравленко Тюменского края выступил на фестивале со спектаклем «Домик для котенка» по пьесе Ольги Соломоновой.

Режиссер Наталья Петрова всецело доверилась наивной чистоте рассказанной в пьесе истории про то, как потерявшийся в своем дворе котенок сначала испытывает наглый прессинг местной полукриминальной компании, но потом находит друзей.

Постановка получилась обаятельной и забавной, ее здоровая дидактичность вовсе не раздражала, даже казалась уместной.

Другой случай - «Конек-горбунок» по сказке Петра Ершова, поставленный в московском театре кукол «ТРЯМ» опытным и авторитетным режиссером Татьяной Лисичкиной.

Спектакль прозвучал довольно странно, прежде всего потому, что его пытались разыграть слишком маленькие дети, не способные еще прочувствовать ироническую интонацию авторского повествования, не говоря уже о том, что весьма пряные эротические мотивы сюжета им попросту непонятны.

Бесцветно произнося старательно затверженный текст, дети вели себя формально, не следили за действием, не были увлечены сказкой, ее чудесами и страстями.

И все-таки настоящее искусство возникло и проявилось даже в столь невыгодных для него условиях. Большинство кукол были изысканно стилизованы под рукотворные.

Театр-студия «Алые паруса» из Кирова привез в столицу лукавую и мудрую сказку Тамары Копаневой «Как Ванче себе невесту выбирал», построенную на фольклорных интонациях, традиционно сочетающих природный юмор и здоровую нравоучительность.

Юным актерам дидактика играть не мешает, скорее, провоцирует на импровизации. Эти способности ярче всего выразились у юного артиста Ивана Ушакова, сыгравшего главного героя с точным чувством стиля и жанра. Его природный артистизм оказался кстати.

Режиссер Ольга Соломонова увлеченно работает с детьми, легко раскрывая характерность каждого и направляя ее «на общее благо».

Остроумная хороводная форма игры, свободная пластика героев, содержательное музыкальное решение - все помогает раскрыть нешуточный смысл истории: счастье живет с тобою рядом, далеко за ним ходить не надо.

«Гран-При» жюри вручило театру-студии «Однажды...» ГБОУ СОШ «Школа здоровья» № 788 за спектакль «Где-то вдалеке пел дрозд» по сказкам Тоона Теллегена в режиссуре Полины Печенкиной.

Постичь философию этой сугубо детской истории можно, если способен не просто вспомнить себя ребенком, но вернуться в детство, где вопрос: «Почему зимою хочется арбуза?» - по глубине сродни гамлетовскому.

Муравей и белки, слон и черепаха, сверчок, лягушонок, крот и «еще кто-то» составляют в этом экологически безупречном мире истинную гармонию.

Им легко сочинять свой мир - достаточно посреди зимы сказать друг другу: «Давайте представим себе...», как сразу наступит, например, лето.

Их взаимоотношения, полные лирики, хрупкие и прозрачные, кажутся недосягаемым идеалом, хотя содержат, на первый взгляд, многое, что уже было обнаружено раньше в других сопредельных сюжетах. И все же невесомая вязь этих простых и забавных диалогов и чувств, понятная именно детям и оберегаемая ими как священная тайна, становится тем главным счастливым открытием, ради которых люди ходят в театр.

 

Фото Михаила Быкова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.