Я люблю, оттого что болит, или это болит оттого, что люблю? / "Любовница" (Театр "Бенефис")

Выпуск №1-151/2012, Премьеры Москвы

Я люблю, оттого что болит, или это болит оттого, что люблю? / "Любовница" (Театр "Бенефис")

Ненормативная лексика, натуралистичные сцены насилия и жестокости, ощущение безысходности и близкого конца... Все это - непременные атрибуты пьес Василия Сигарева. Молодого драматурга считают одним из самых скандальных авторов России. Но ставят едва ли не по всей России и за рубежом. Наверное, за правду. Взялись за Сигарева и в Московском драматическом театре «Бенефис», назвав свой новый спектакль по его пьесе «Фантомные боли» коротким, но всеобъясняющим словом «Любовница».

Полутемный зал. Освещенная несколькими тонкими лучами света качель. На качели девушка с куклой. Смотрит в одну точку, тихонечко отталкиваясь от пола ногами, и заунывно поет «Миленький ты мой». Не минуту, не две. Почти без пауз и по кругу. Вы еще не вошли, всего лишь замерли возле входа, а вам уже нехорошо (вот она, сила театра) - страшная, страшная экзистенциальная тоска нападает на вас. Может, вернуться? Но зрители рассаживаются в кресла, и вам не остается ничего иного, как сделать шаг в темноту. Скорее к ним, к людям, - среди них хоть не так боязно.

Сказать, что этот спектакль очень мрачен по своему сюжету - значит не сказать ничего. Художественный руководитель театра «Бенефис» Анна Неровная, казалось, собрала в нем всю боль этого равнодушного мира. Вернее, так: сначала взяла фирменные сигаревские переживания, с нервами и эстетикой «четких пацанов с района», а потом добавила «своих, теплых, женских» - так история о суровой реальности нашей стала историей о великой Любви.

Старое трамвайное депо, этакое горьковское «На дне». Кругом - железо, мусор, бутылки из-под водки. Все, что угодно. Непросыхающий сторож Глеб смачно матерится и жаждет приключений, а его коллега, новичок Дима, хоть и скромничает, но под действием алкоголя, похоже, тоже не прочь повеселиться. Например, охмурить местную сумасшедшую Оленьку. Сумасшедшую - ибо, потеряв под колесами трамвая сначала ребенка, а потом мужа, девушка почти каждый вечер приходит в депо, чтобы в каждом новом мужчине увидеть черты любимого. Для нее они все «Вовы» - лиц она не различает...

«Ты такой хороший у меня. Самый лучший. Мне так повезло с тобой. Господи. Ты только не бросай меня, ладно? Ладно? У нас все хорошо скоро станет. Как раньше. Помнишь, как раньше было? Помнишь?» - глядя на то, как Оля носится со своим новым «Вовой», который на самом деле и не Вова вовсе, а самый что ни на есть Дима, вас начинает пробивать настоящий озноб. Настолько умело, настолько по-настоящему актриса Алина Пузина передает чувства своей героини. Сидящие же в зале зрители почему-то улыбаются: покормить супчиком, поцеловать, потеребить за рубашку - как же это знакомо. Увы, но радость на их лицах - сиюминутна. Она, как тишина перед грозой...

«Мне кажется, что эта постановка - о выборе, - делится своими ощущениями пришедшая на спектакль вместе с сыном Анна Иваненко. - Герой должен принять решение - воспользоваться ли положением бедной девушки и точно так же, как и остальные мужчины этого депо, провести с ней ночь, или проявить великий дар сострадания и стать тем, кто ее спасет. Он выбирает второе, давая нам понять, что в этой жизни есть место и для чего-то противоположного привычному цинизму. Неслучайно и название пьесы, по которой поставлен спектакль, - «Фантомные боли». Ведь это - фантомные боли Любви. Любви, которой уже нет».

А вот какого мнения двадцатилетний Илья: «Мне Дима понравился! Очень уж на меня похож. Если б я увидел, что при мне обижают девушку, как и он, не пожалел бы своих кулаков!»

К слову, наблюдать за тем, как скромный студент Дмитрий вдруг становится мужчиной, способным на настоящие поступки, - и, правда, серьезное удовольствие. Играющий его Семен Почивалов, недавний выпускник ГИТИСа (вы могли его видеть не только в театре, но и в кино - например, в таких фильмах, как «Ялта-45» Тиграна Кеосаяна или в «Папиных дочках), сначала робок и интеллигентен, потом - развязен и вдруг - кто бы мог подумать - как зверь набрасывается на пошляка Глеба. Совсем еще молодой актер, а столько оттенков переживаний! Хорош, как черт, и сам Глеб. Вернее, исполняющий его роль Евгений Вакунов, воспитанник ВТУ им. Щепкина и обладатель множества премий и дипломов театральных фестивалей. Харизма, тонкое умение задеть за живое...

«Такой красавчик, и какого га-а-да играет!» - вздыхают зрительницы.

Но есть в спектакле и то, что трудно принять. Это финал. Наблюдая за развитием действия, ты почти до самого конца надеешься, что все будет хорошо: Он спасет Ее, между ними вспыхнет настоящая любовь, и будут они жить долго и счастливо. А вместо песни Инны Желанной «Все никто меня не любит, никому меня не жалко» зазвучит если не банальный марш Мендельсона, то, по крайней мере, что-то жизнеутверждающее. Ну, должен же быть в этом спектакле хоть один лучик света, должен! А в итоге - вам как кислотой по глазам или железом по стеклу: «все умерли». Дима душит Глеба, Глеб втыкает в Диму нож, Оля попадает под трамвай. Не утешает даже известие о том, что, погибнув под колесами, девушка все же воссоединяется со своим любимым Вовой и маленькой дочкой. Выходишь ошарашенная и долго еще на улице всматриваешься в лица: неужели это все люди? И все они живые? И их где-то кто-то ждет?

Но в этом весь Сигарев. «Сладенькие» концовки не для него. Если уж заставлять переживать, то до самого конца, без всяческих там иллюзий. Он словно выворачивает себя наизнанку - вот он я, такой. Что, не нравится? Не нравится - идите себе дальше. Но в любовь верит. Ту самую, которая долготерпит, милосердствует, все покрывает, всего надеется и все переносит.

 

Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.