В театре главное - отзвук зрительного зала / Виктор Зимин (Смоленск)

Выпуск №1-151/2012, Лица

В театре главное - отзвук зрительного зала / Виктор Зимин (Смоленск)

В этом году исполнилось 65 лет известному на Смоленщине театральному режиссеру и педагогу, создателю молодежного театра-студии «Диалог», заслуженному деятелю искусств России Виктору ЗИМИНУ.

Несмотря на то, что Зимин родился и вырос в семье, профессионально далекой от театра, театр вошел в его жизнь с ранних лет. «Когда мне было лет семь, - вспоминает режиссер, - старший брат включил меня в список чтецов-декламаторов на одном из клубных концертов. Предстояло выступить со стихотворением - тогдашним «шлягером» - «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора...». Закончив читать и переведя дух, я испытал удивительное чувство: казалось, словно бы я лечу над залом и в то же время - как бы прирос к полу... Но тут в прорезь занавеса высунулась рука брата, чтобы убрать меня со сцены, и наваждение исчезло. Осталось ощущение: как здорово! Мне хотелось снова и снова выступать! К счастью, такая возможность представилась в школе».

Получив аттестат зрелости, будущий режиссер попытался поступить в Школу-студию МХАТ, но не прошел по конкурсу. Вернулся домой, работал в Тумановской школе Вяземского района, выпускником которой является. А на следующий год поступил на худграф Смоленского пединститута, поскольку вторым его увлечением было рисование. Однако страсть к театру не отпускала. На первом же курсе института записался в театральную студию, возглавлял которую актер Смоленского театра драмы Георгий Банников, впоследствии художественный руководитель Саратовской областной оперетты.

Будучи второкурсником, Зимин поставил в 28-й смоленской школе свой первый спектакль - «Звездный мальчик» (1968) по сказке Оскара Уайльда. 28-я школа появилась в его творческой биографии, в общем-то, случайно. Летом на конкурсе детского рисунка, который проводили худграфовцы, он разговорился с ребятами из 8 «А» класса этой школы. Условились, что после летних каникул он придет к ним в класс. Так образовался ШКЮТ - Школьный юношеский театр.

«Звездный мальчик» и спектакль по пьесе Л.Устинова «Остров пополам» - очень важная часть жизни Виктора Зимина, ибо именно тогда он впервые прошел весь путь - от замысла до его воплощения на сцене. Все было придумано им самим и сделано вместе с ребятами: декорации, музыка, костюмы, свет.

А в качестве дипломной работы на худграфе Зимин представил эскизы к спектаклю «Любовь к трем апельсинам» М.Светлова, который он поставил в 1972 году уже в студии Дворца пионеров. «Этот спектакль, - рассказывает Виктор Дмитриевич, - моя «Принцесса Турандот». Ставил я его несколько раз. Учился на этой пьесе сам и учил других».

Окончив худграф, Зимин получил направление в Рязань. Преподавал изобразительное искусство в школе и руководил театральной студией Дворца пионеров. За два года поставил в Рязани пять спектаклей. Был приглашен актером на профессиональную сцену - в Рязанский театр драмы. В 2008 году во время первого театрального фестиваля «Смоленский ковчег», в котором принимал участие и Рязанский драматический театр, Виктор Дмитриевич встретился со своими коллегами тех лет: народной артисткой РФ Зоей Беловой и заслуженным артистом РФ Леонидом Митником.

Однажды кто-то из журналистов спросил Зимина о хобби, мол, есть ли оно у него и какое... Вот как он ответил: «Если сказать красиво, то моя профессия и есть мое хобби. Но если конкретнее, то мое хобби - все делать своими руками. Я вырос в крестьянской семье. Детей было семеро: две сестры и пятеро братьев. Отец очень многому нас научил. Я горжусь этим, и если говорю, что могу построить дом своими собственными руками, то это значит, что я действительно могу его построить!»

Дома у Зимина пока нет. А вот созданному его руками театру уже более 35 лет. Все эти годы он ставил спектакли, продумывал мизансцены, рисовал декорации, создавал реквизит, писал инсценировки. Накопленный с годами опыт закрепил в Щукинском театральном училище, где получил профессиональное режиссерское образование. А в 2005 году защитил диссертацию на степень кандидата искусствоведения.

«Может быть, с самого начала направление нашей деятельности совпало с запросами общества, - как бы размышляя вслух, говорит режиссер. - Уже первые годы работы во Дворце пионеров и в ДК профсоюзов показали, что рождается не просто место для организованного досуга, но и художественная идея».

В одну из наших последних встреч я спросила Зимина, что он вкладывается в понятие профессионализма применительно к любительскому театру.

- Действительно, казалось бы, о каком профессионализме может идти речь? Мои актеры - это ведь в большинстве своем, дети, любители. Иногда они приходят, чтобы что-то понять в искусстве, а в основном - провести время в хорошей компании, что тоже немало!

Но под профессионализмом я понимаю возможность и необходимость говорить детям о профессиональной стороне дела, которым они занимаются. Чтобы осталось для жизни главное - навык, вкус к своему делу, знания о профессии. А то ведь как бывает? Пришла новая девочка в студию, интересуюсь, занималась ли чем-нибудь раньше. Отвечает, что три года ходила на танцы. Однако ни по осанке, ни по блеску в глазах этого не заметно... Спрашивается, для чего она потратила целых три года? Разумеется, вопрос не к девочке, а к руководителю той школы или студии, где она училась. Последние годы часто вспоминаю своего отца, который говорил: если берешься за что-то, сначала надо узнать, как это нужно делать правильно, а то получится артель «Напрасный труд»...

- А гастроли, участие в фестивалях? Это помогает овладеть профессией? Или здесь важнее воспитание взаимовыручки, чувства коллективизма?

- И это тоже. Но главное - гастроли формируют ответственность. Актер должен уметь в любых условиях, в непривычной обстановке сохранить смысл и идею спектакля. На гастроли мы стали ездить уже с 1979 года. Первые гастроли были в Гагарин, потом в Минск. Цель была не просто себя показать. Ведь был риск оказаться раскритикованными в пух и прах.

 

То, что «Диалог» не исчез в годы безвременья, как ушло в небытие немалое число благих начинаний советских лет, а стал тем, чем он сегодня является, есть результат по-настоящему серьезного отношения к делу, которое, без преувеличения, стало делом жизни Виктора Зимина. И здесь не последнюю роль играет его талант находить взаимопонимание с руководством облсовпрофа и ДК профсоюзов. Хочется надеяться, что все это и впредь сохранится, а также что наступит время, когда культуру перестанут делить на областную, городскую и профсоюзную составляющие.

Впрочем, как говорят, в иных пределах «Диалог» известен просто как интересный театральный коллектив из Смоленска. В 2007 году за спектакль «Большая Меховая Папа» (по пьесе Ксении Драгунской) он получил первое место в номинации «Драматический спектакль» на I Национальном фестивале детского и юношеского творчества «Волшебный мир кулис» в Санкт-Петербурге, где участвовали коллективы из 15 регионов России.

Эта пьеса Драгунской была поставлена Зиминым еще в 2001 году. Надо сказать, что до Смоленска ее никто не ставил. Выступая в день премьеры перед смоленскими зрителями, Ксения Викторовна сказала, что «Диалог» - один из немногих театров России, где происходящее на сцене наиболее точно совпадает с тем, что имеет в виду она сама как автор. И добавила, что очень высоко оценивает работу с детьми, которая ведется в театре-студии Виктора Зимина.

Детская студия при театре постоянно действует с начала 90-х годов. Тогда же впервые был поставлен спектакль с участием ребят младшего и среднего школьного возраста и взрослых актеров. Это притча Г.Полонского «Никто не поверит», в основе которой сказки Яна Экхольма о дружбе лисенка Людвига XIV (Ваня Якушев) и цыпленка Тутты Карлссон (Катя Капицына).

Две сценический редакции пережил «Питер Пэн» по сказке Д.Барри. Главная тема этого спектакля - тема Дома, то есть семьи, любви и заботы близких. И как это прекрасно и трудно - жить домом. Не случайно в 2000 году, во время праздника в честь 25-летнего юбилея «Диалога», который отмечался в театре драмы (так много съехалось народу), в концертную программу были включены главные сцены именно из «Питера Пэна». А «Песня о Доме» на стихи Раисы Ипатовой воспринималась как гимн театра Виктора Зимина.

«Что я получил в Смоленске? - словно бы спрашивает сам себя Зимин. И сам себе отвечает: Самое главное - доверие и любовь зрителей. У меня определенная просветительская задача. У меня есть ученики, и я сегодня занимаюсь тем, что предопределил мне Бог. В основе всех спектаклей - познание человека и любовь.

Помню, как, подрастая, я вдруг стал замечать на земле храмы. А ведь чтобы построить храм, нужно научиться замечать и любить друг друга».

Тема любви - главная во всех спектаклях Зимина, в том числе и тех, где заняты только дети, как например, «Все мыши любят сыр» по пьесе венгерского драматурга Дюлы Урбана. В основе этой пьесы-сказки история о том, как из-за вражды родителей едва не погибли юные влюбленные, словом, вечно живой сюжет о Ромео и Джульетте, в данном конкретном случае - его детская версия.

С ребятами из молодежной студии Зимин ставит современные отечественные и зарубежные пьесы: «Игра в фанты» Николая Коляды (1988), «Премьера состоится» Феликса Демьянченко (1989), «Капля страха» Веры Трофимовой (1993), «Рыжая пьеса» Ксении Драгунской (2000), «Иллюзион» белорусского драматурга Андрея Курейчика (2004), «Милый Эп» Геннадия Михасенко (2011).

А основной состав театра играет преимущественно классику: «О любви, или Руководство для желающих жениться» (по чеховским водевилям «Предложение» и «Медведь»), «Урок дочкам» И.Крылова, «Женитьба» Н.В.Гоголя, «Полоумный Журден» М.А.Булгакова.

По поводу классики хотелось бы сказать особо. Взять, к примеру, «Женитьбу». Эта гоголевская пьеса как нельзя более точно вписывается в круг тем, которые интересуют театр и к которым «Диалог» постоянно возвращается. Спектакль красивый, динамичный и очень современный по режиссерской трактовке и актерскому существованию. Не случайно весной прошлого года на V Международном фестивале молодежных театров «Балтийский берег-2011» в Таллине «Женитьба» была с живым интересом воспринята зрителями и отмечена дипломом «За современное прочтение классики», а исполнительница роли Агафьи Тихоновны актриса Юлия Степанова - призом «За лучшую женскую роль».

Нелишне напомнить, что в таллинском театральном форуме «Диалог» участвовал и раньше. Впервые на фестивале «Балтийский берег» смоляне побывали в мае 2007 года, вскоре после взволновавших россиян событий с Бронзовым солдатом. Возили тогда «Полоумного Журдена». Яркий, выстроенный по принципу «театр в театре» спектакль, увлекая зрителя атмосферой игры, актерства, затрагивает и темы любви, положения в обществе, того, что важнее для каждого из нас: быть или казаться? В 2007 году театр «Диалог» был отмечен призом «За лучший актерский ансамбль», а его руководитель - специальным призом жюри «За верность традициям».

К своему 35-летию, которое отмечалось два года назад, «Диалог» приурочил постановку пьесы Ксении Драгунской «Пробка» - остро публицистичный спектакль, затрагивающий животрепещущие проблемы сегодняшней действительности.

А весной прошлого года, когда вышла книга «Театр, который выбрал нас», состоялась премьера спектакля «Милый Эп» по повести сибирского писателя Геннадия Михасенко. Театр взялся за постановку этого произведения уже во второй раз. И в день премьеры состоялась встреча диалоговцев, которые играли в этом спектакле в 1979 году, с нынешними молодыми артистами. Ради такой встречи стоило вновь поставить «Милого Эпа». И хотя первые исполнители, ныне взрослые заслуженные люди (у многих из них уже даже более взрослые дети, чем были они сами в пору «Милого Эпа»-1), говорили, что новый спектакль совершенно другой, что он современный, сегодняшний, а не ретро и не ремейк, все были взволнованы во многом именно нахлынувшими воспоминаниями.

И вот Виктор Зимин отметил свой личный юбилей. Мы сидим в его хорошо знакомом мне кабинете во Дворце культуры профсоюзов, где не однажды встречались. Я зашла расспросить о подготовительной работе к задуманному в следующем году театральному фестивалю. Знакомы мы не первый год, и творчество Зимина мне известно не понаслышке. Мэтр задумчив, перебирает в памяти события, словно перелистывает календарь.

- Изменились ли вы сами за эти годы как руководитель театра, педагог? - навскидку задаю я первый пришедший в голову вопрос, скорее, чтобы нарушить несколько затянувшуюся паузу.

Зимин отвечает обдуманно и со всей серьезностью:

- Больше всего изменений в отношении к актерам, может, потому что времени мало осталось. В жизни мы сегодня теряем умение слышать другого, перестаем нуждаться в собеседнике. А в театре ведь главное - это отзвук зрительного зала. Поэтому и сам подход к набору в студию меняется. Меня интересуют люди думающие, глубокие, с развитой эмоциональной системой, обладающие детской реакцией. Они ближе к искусству. Хочется посвятить остаток жизни людям талантливым, а также тем, кто нуждается в театральном искусстве. Сегодня я не трачу сил на их привлечение. Это делает сам театр. К нам приходят, так сказать, по наследству, дети тех, кто сам когда-то занимался в «Диалоге» и их друзья.

 

В течение более 35 лет театр-студия «Диалог» ДК профсоюзов компенсирует отсутствие в Смоленске профессионального театра юного зрителя. Взыскательный подход к репертуару, своя тема, ни на кого не похожее художественное лицо - все это помогло любительскому театру не потеряться в наше, скажем прямо, не щедрое на сантименты время. Разумеется, ничего бы этого не было, если бы не основатель и бессменный творческий лидер «Диалога» Виктор Дмитриевич Зимин, режиссер, художник и педагог, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ. Это он уже более трех десятков лет в нашем городе ведет диалог не только со зрителями, но и со своими актерами, большая часть которых - дети.

Сейчас Виктор Зимин готовится к новому театральному событию - молодежному театральному фестивалю, который впервые состоится в 2013 году и будет проводиться раз в два года. Предполагается участие театров из Франции, Польши, Германии, Латвии, Эстонии, Литвы. Все они принимали у себя «Диалог», теперь пришло время пригласить их к нам, в Смоленск.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.