Ушел из жизни Н.С. Вознесенский

Выпуск №4 - 114/2008, Скорбная весть

Ушел из жизни Н.С. Вознесенский

Ушел из жизни Николай Сергеевич Вознесенский, заслуженный деятель искусств РСФСР, главный режиссер Рязанского театра драмы с 1970 по 1987 годы.

Каким был театр «при Вознесенском»? Театралы старшего поколения с добрым чувством вспоминают его лучшие спектакли: «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого, «Именем земли и солнца» И. Друцэ, «Разные дни войны» по произведениям К. Симонова, за постановку которого режиссер был награжден медалью им. А.Д.Попова, «Жестокие игры» А. Арбузова, «Спешите делать добро» М. Рощина, «Гнездо глухаря» В. Розова, «Кошка на раскаленной крыше» Т. Уильямса, «Новоселье в старом доме» А. Кравцова, «Тихий Дон» по М.Шолохову... В каждой постановке четко проходила кардинальная для творчества Вознесенского линия социально-нравственных исканий, звучала тема трагической несовместимости человеческого начала с железным законом власти и денег.

Николай Сергеевич был искренним приверженцем идеалов 60-х годов, верил в свободу и демократию, в «свежий ветер перемен», считал, что главное назначение театра — утверждать духовное начало в человеке, в жизни общества. Он очень ответственно относился к репертуару своего театра. Воспитанный на классике, открыто приветствовал «новую волну» отечественной драматургии. Это сейчас понимаешь, как не просто было отстоять для сцены, например, пьесу Л. Петрушевской «Три девушки в голубом». Какой внутренней силой нужно было обладать, чтобы в идеологическом споре доказать необходимость театру и зрителям прозы В. Шукшина, В. Распутина, Ф. Абрамова.

Николай Сергеевич никогда не был ретроградом и охотно приглашал на постановки современных режиссеров, отдавая должное оригинальности новых сценических решений. Он поддерживал и режиссерские идеи, рождавшиеся внутри труппы театра. В результате в афише появлялись спектакли, которые с самым живым интересом встречала публика. Эксцентрическая опера «Сирано де Бержерак», комедия-фарс «Приятная женщина с цветком и окнами на север» режиссера Евгения Рыжика, театральная версия повести Бориса Васильева «Завтра была война» и трагикомедия «Счастье мое» в постановке актера Валерия Майорова и многие другие спектакли, о которых по сей день с благодарностью вспоминают рязанцы.

Творчески насыщенная жизнь театра способствовала профессиональному росту актеров, ступивших на сценические подмостки в 70 — 80-е годы. Именно «при Вознесенском» в рязанской драме была сформирована одна из лучших в России театральных трупп.

Николай Сергеевич отдал рязанскому театру 17 лет жизни. Каким остался он в памяти актеров, которые сегодня являются мастерами сцены, носят звание «народный артист России».

Зоя Белова: Мы знакомы с 45-ого... Кончилась война и нам посчастливилось стать студентами театрального училища. Коля Вознесенский — худенький, высокий, с пышной шевелюрой. Москвич, влюбленный, как и я, в театр. Я хорошо знала его родителей, бабушку, бывала в их гостеприимном, интеллигентном, доброжелательном доме. Спустя годы мы встретились в Рязани. Многие постановки Вознесенского имели высокую оценку критики. В 76-м «Царя Федора Иоанновича» приезжал играть Иннокентий Смоктуновский, ему нравился этот спектакль. Но, главное, наш театр любил зритель. Актерская жизнь часто зависит от капризов режиссера. Николай Сергеевич видел актера в роли. В трудную минуту он нашел для меня пьесу «Сказ о матери». До сих пор храню косынку из Осетии, подаренную за роль Госемы.

Борис Аржанов: «Мудрый руководитель и предельно честный, глубоко порядочный человек, он не боялся иметь рядом режиссеров, которые талантливее его. И на этом театр выигрывал. Каждый вечер он присутствовал на спектакле. Он по- настоящему любил актеров, переживал за каждого. Ему удалось собрать труппу, с которой можно было браться за все».

Людмила Коршунова: «Николай Сергеевич верил в меня больше, чем я сама. Ему доверяли все. В один день я потеряла маму и его, Николай Сергеевич был мне как отец».

Виктор Приз: «Николай Сергеевич ценил актерскую профессию. Я играл в его спектаклях мощные роли, а когда был назначен на роль Актера в фильме Ю. Карасика «Без солнца» по пьесе М. Горького «На дне», он, как ребенок, плясал и радовался за меня. Очень деликатный и добрый был человек.

Сергей Леонтьев: «Мы росли на большой драматургии. Нравственная планка была высокой. Мощная, крепкая, фундаментальная заслуга Николая Сергеевича перед культурой Рязани».

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.