Воронеж. Проповедь Шекспира

Выпуск №2-152/2012, В России

Воронеж. Проповедь Шекспира

На премьеру «Короля Лира» в воронежский театр кукол прибыли не только завзятые театралы города, но и учителя из сельских школ, поклонники Шекспира из Курска, Белгорода... Ничего удивительного - большинство из нас едины в стремлении к Настоящему.

 

Театр кукол в Воронеже явление уникальное, созданное выдающимся режиссером Валерием Вольховским. Важно то, что после ухода режиссера, на которого ровнялись многие театры кукол не только России, но и других государств, коллектив сумел не сдать завоеванные вершины мастерства. Театр кукол явление сложное - сродни балету. Если хоть малейшая фальшь - гибнет гармония, которая держит в единстве куклу, актера, музыку, замысел режиссера. Куклы должны двигаться лучше, интереснее и своеобразнее живых людей - в движении образ, характер...

Более двух часов в переполненном зале шел спектакль «Король Лир», поставленный режиссером Валентином Козловским. Первое, чем был захвачен зритель, включен в тревогу и тайну бытия - музыкой, специально по такому случаю написанной композитором Александром Балаяном. Она будто вышла из прошлого, прошла века и повела за собой нашего современника.

В музыку и философию духа Шекспира режиссер с актерами вживались более двух месяцев - просто читали текст и обсуждали прочитанное. Сам Козловский просмотрел записи семнадцати спектаклей и фильмов, наиболее удачно созданных по пьесе выдающегося англичанина. В итоге - на сцене Шекспир традиционный и непохожий на других. Почти нет отступлений от непростого в образности и философском отношении текста. Но акценты расставлены так, что все «читается» на одном дыхании.

Неблагодарное дело - пересказывать Шекспира. У него в одной пьесе столько линий - другим драматургам на несколько бы захватывающих и зрелищных постановок хватило. Умопомрачительная история графа Глостера с интригами между сыновьями законным и побочным. Грех далекой молодости оборачивается трагедией государства. С любви, с взаимоотношения мужчины и женщины начинаются или предательство, или верность Отчизне. У короля Лира родные дочери по плоти, но духом - давно они не его. Замужество не по любви, а по расчету, кажется, можно легко заменить на любовь настоящую, пленить того, к кому не равнодушна. Но теперь черед другого рассчитывать не на любовь, а на твои деньги и власть...

Падение всех. Всеобщая трагедия. Выше короля и благороднее его Шут, не оставивший господина в беде, младшая дочь, защищая честь отца, спасает и Англию. Только перед заточением в темницу обретает король прозрение и... счастье, успокаивая некогда отвергнутую дочь:

«Мы в каменной тюрьме переживем все лживые ученья, всех великих мира, все смены их, прилив их и отлив... Пойдем скорей в тюрьму: мы будем петь там, словно птицы в клетке. Благословенья спросишь - на коленях прощенья попрошу. Мы будем жить, молиться... Поймем тогда мы тайну всех вещей, как Божьи соглядатаи. Снесем в тюрьме интриги сильных, что влекутся то вверх, то вниз луною...»

...В тексте и подтексте постоянное присутствие библейского духа. Ощущение - ты не в привычном театре игры и условностей, а на своеобразной проповеди. Надо видеть образы, созданные художником-постановщиком лауреатом Государственной премии России Еленой Луценко. Маски-характеры, оживляемые талантом и духовным проникновением артистов Михаила Мальцева, Любови Марчук, Елены Киселевой, Михаила Каданина, Евгениея Шавкунова, Владислава Ефанова, Юлии Скворцовой, Дарьи Волковой...

Козловским введен бессловесный персонаж, который вертит колесо Фортуны, делает тяжкую работу, первым идет на войну - осел. То ли это олицетворение народа, то ли толпы... Возможно, это я или любой из нас, в данный момент позволяющий использовать себя в целях, далеко не красящих меня, должного достойно носить звание человека...

Вострубят трубы не раз и не два. Трубы всеобщего духовного апокалипсиса? Кому за это отвечать? Не ослу же.

...Летние каникулы. Премьера дает достаточно времени для осмысливания и возможности побывавшим на ней учителям подготовить своих учащихся к приезду в Воронеж. На встречу с Шекспиром.

Театр кукол не выезжает на гастроли по сельским клубам и домам культуры. Руководство считает, что встреча с настоящим искусством должна происходить в особой атмосфере, формировавшейся десятилетиями... О любви к такому театру говорил Гоголь, так же в своем творчестве шедший от «Библии» и ведший к ней своего читателя.

 


Фото автора

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.