Улыбайтесь, барон, улыбайтесь!.. / Всероссийский театральный фестиваль памяти Олега Янковского

Выпуск №2-152/2012, Фестивали

Улыбайтесь, барон, улыбайтесь!.. / Всероссийский театральный фестиваль памяти Олега Янковского

В Саратове прошел I Всероссийский театральный фестиваль памяти Олега Янковского.

Фестиваль проводился по инициативе драматического театра, где он начинал и прослужил 10 лет, при поддержке Правительства области, под патронатом губернатора.

Никто так ясно не отражал наше изменчивое время в самых разнообразных его проявлениях, как последний народный артист СССР Олег Янковский - на сцене и в кадре. Его умный прищур, его вечная усмешка, его невероятное умение молчать, а потом неожиданно улыбаться, да так, что сердце зрителя заходилось от любви и боли... Забыть невозможно. «У него необыкновенно выразительный взгляд. Ему вовсе не обязательно говорить слова, он умеет излучать нервную энергию, «сгорать», не двигаясь с места. Так, как умеет это делать он, пожалуй, никто другой не умеет», - это признание Марка Захарова, режиссера, с которым Олег Янковский проработал в Ленкоме более 30 лет.

И хотя родился Янковский, сын ссыльного польского дворянина и царского офицера, в Казахстане, детство и юность он провел в Саратове. Здесь окончил театральное училище, сыграл свои первые роли в нашей драме. В музее театра на стенд помещен великолепный снимок: Олег, его жена Людмила, их сын Филипп. Все в белом, счастливые, улыбающиеся. По диагонали - подпись Янковского: «В память родному городу, который дает нам силы работать. Где мы получили профессию, где я обрел семью, где судьба подарила мне сына». Он любил Саратов - без громкой аффектации, без лишних слов. Город платит ему большой любовью.

Все, что происходило на фестивале, было его памяти. Спектакли его театров - Московского Ленкома и Саратовской академдрамы. Спектакли с участием других ярких представителей саратовской театральной школы, в разное время учившихся в Театральном училище им. И.А.Слонова (позже - театральный факультет Саратовской консерватории). Пресс-конференции актеров, встречи, вечер воспоминаний, фотовыставка, экспозиция в театральном музее. Все встречи проходили там, на фоне живописного портрета Олега Янковского и стенда с фотографиями спектаклей его саратовского периода - «Таланты и поклонники», «Стакан воды», «Идиот». Как еще наивен вид высокого, худощавого юноши... Но - неповторимый разрез глаз, но - внимательность взгляда.

Первым аккордом фестиваля стала встреча с коллегами актера по Ленкому. Как отметила арт-директор фестиваля Ольга Харитонова, его не мог не открыть второй и главный театр в жизни Олега Ивановича (привезли «Tout payé, или Все оплачено» И.Жамиака). Воспоминаниями о великом актере поделились первый помощник худрука Юлия Косарева, артисты Инна Чурикова, Александр Збруев, Андрей Соколов, Игорь Коняхин... Прошло два года со смерти Янковского, а они впервые говорят о нем, так горько и пронзительно, словно он еще здесь, очень близко.

На грустный лад настраивала и выставка в фойе драмы (бывшего корреспондента ТАСС Юрия Набатова), где последние фотографии Янковского в родном городе. Еще он бодр, но горечь жизни уже оставила на нем свою метку. В дни фестиваля мы увидели документальный фильм об уникальном актере, снятый известным режиссером Сергеем Соловьевым. Посмотрели и соловьевский фильм с Анной - Татьяной Друбич и Карениным - Олегом Янковским (представляла картину Друбич). Тот безукоризнен, как всегда. Такой сдержанный, аристократичный, любящий Каренин.

Попытку реконструировать спектакль «Идиот» сорокалетней давности сделал аспирант местного университета Евгений Трухачев. С помощью видеоряда и выдержек из газет мы погрузились в мир спектакля, где очень молодой Янковский (27 лет) пытается постигнуть бездонные пропасти мира Князя. Не все считали эту роль удачной. Но критика приняла актера, да еще на прославленной сцене БДТ, куда приехала драма на гастроли (и где до того блистал гений Смоктуновского).

Теплую встречу провели и актеры Саратовской драмы, вспоминая коллегу. Пришел Николай, единственный из братьев Янковских, оставшийся в Саратове, актриса Вера Феоктистова...

Янковский был питомец саратовской театральной школы, готовящей сильных актеров психологического театра, которые с равным успехом работают на сцене и снимаются в кино. На фестиваль приехал Сергей Пускепалис, бывший актер ТЮЗа Киселева, теперь заслуженный артист, режиссер Олега Табакова. «Табакерка» прибыла сразу с тремя саратовцами (народный артист России Сергей Сосновский, Алексей Комашко, Андрей Фомин); Российский молодежный театр - с Евгением Редько, тоже «нашим человеком» (заслуженный артист, лауреат театральных премий). И - театр Анатолия Васильева Школа драматического искусства, возглавил его саратовец, заслуженный артист России Игорь Яцко. Сыграли на фестивале и представители саратовской школы, оставшиеся в родном городе. «Гамлет» (постановка Марины Глуховской, Москва) - одна из лучших работ театра драмы.

Евгений Редько в моноспектакле «Портрет» Гоголя (РАМТ, режиссер Алексей Бородин) потряс угловатой, нервно-изломанной пластикой, вообще ему свойственной. Казалось, что и современные стили хореографии придуманы после тщательного изучения порывистой психофизической организации актера Редько. Гоголь прочитан с великолепным владением голосом и текстом. Герой сам как бы немножко черт. Демоническая внешность - худая, невероятно подвижная фигура, горящий глаз, тонкий «птичий профиль», беспорядочная грива волос. Чарткова преследует гобой и беспокойные «фантазии для гобоя и струнных» Бриттена. Если струнные (ансамбль солистов «Эрмитаж») пока на арьерсцене, то роковой гобой (Алексей Уткин) появляется в местах неожиданных. Талант не всегда там, где Успех. Момент прозрения художника подан страшно: висевший в бездействии светильник над его головой движется к нему, мертвенно освещая прямоугольник сцены. По форме он напоминает маленький гробик.

Интересный спектакль в постановке Пускепалиса показал Ярославский театр драмы им. Волкова («Три Сестры» Чехова).

Табаковцы привезли «Старшего сына» Вампилова, прочитанного режиссером Константином Богомоловым в жесткой стилистике уже нашего века.

И хотя невозможно забыть дуэт Леонова и Караченцова, Сергей Сосновский и Юрий Чурсин создают свой. Выпивающий, брошенный женой, играющий похоронные марши, но все еще воображающий себя «Шопенгауэром, Достоевским», нервический отец. И молодой человек с пристальным холодноватым взглядом, который поначалу мстит ему за всех брошенных сыновей. Но внезапно «мягчеет», и всю жесткость направляет уже на его защиту.

А ШДИ показала моноспектакль Жана Кокто - Франсиса Пуленка «Человеческий голос» (режиссер Игорь Яцко). Один написал текст, другой - оперу. Актриса Мария Зайкова исполнила ее с абсолютным чувством стиля.

Приехавшие на фестиваль актеры и режиссеры принадлежат к разным выпускам Саратовского училища и театрального факультета, имеют разных учителей (Юрий Киселев, Александр Галко, Римма Белякова, Надежда Шляпникова, Владимир Федосеев). Но всех их объединяет «фирменный знак Саратова» - уровень и мастерство.

 

В рамках фестиваля прошел табаковский отбор - 1-й тур конкурса абитуриентов в театральный колледж, основанный Олегом Павловичем в Москве. Итоги конкурса озвучил директор колледжа Юрий Кравец, первый заместитель худрука МХТ им. Чехова: «Участники отборочного тура в этом году гораздо сильнее. Приняли участие 110 детей из Саратовской, Самарской и Нижегородской областей. Отобрали 10 ребят - семь девочек и трех мальчиков из Саратова, Энгельса, Балакова. Отборы прошли и в Липецке, Воронеже, Волгограде, Казани, Иркутске, Благовещенске. Все решится на следующем туре - летом, в Москве».

И семинар молодых драматургов «Полеты во сне и наяву» состоялся. Разборы новых пьес с опытными драматургами, филологами, артистами полезны для начинающих авторов. Правда, не все так думают. Обсуждение одной пьесы, написанной в стилистике и на языке «новой драмы», выглядело, как игра в одни ворота. Автор с ходу отметал не только все замечания в свой адрес, но и вопросы, которые ему задавали. К счастью, такой неконструктивный диалог вел он один.

Приехал на семинар и писатель Алексей Слаповский. Он провел обсуждение пьесы молодого автора, потом пообщался с земляками, презентуя свой новый романа «Большая книга перемен». Вошел в список книг-финалистов национальной премии «Большая книга». Вечная тема Слаповского - выбор. Обычно выбор у героя есть. Но бывают разные ситуации. Писатель определил основную тему романа, как надежду, которая вспыхивает огонечками то тут, то там, хотя порой кажется, что ситуация тупиковая.

Народные артисты России Александр Галко и Григорий Аредаков ведущие педагоги театрального института консерватории закрывали этот энергетически насыщенный, как электрический разряд искрами, фестиваль. Фестиваль памяти и надежды. Янковского помнят и любят, его родная театральная школа растит новые таланты.


Фото Алексея Леонтьева

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.