Партнер по сцене - природа / Европейский театральный ландшафтный фестиваль "Тайны горы Крестовой"

Выпуск №2-152/2012, Фестивали

Партнер по сцене - природа / Европейский театральный ландшафтный фестиваль "Тайны горы Крестовой"

С 20 по 25 июня в небольшом городе Губаха (Пермский край) прошел Европейский театральный ландшафтный фестиваль «Тайны горы Крестовой» - с одной стороны первый, а с другой - 20-й по счету, юбилейный. Первый - потому что подобных фестивалей, проводимых на открытом воздухе раньше в Губахе и в ее окрестностях не было, а юбилейный - потому что вот уже в двадцатый раз Губахинская студия-театр «Доминанта» и ее руководитель Любовь Зайцева собирают театральные коллективы из России и зарубежья, изменяя лишь название и формат фестиваля, оставляя неизменными теплое отношение к своим гостям и атмосферу искреннего внимания и дружбы. Редко сегодня встретишь фестиваль, на котором участники смотрят буквально все спектакли своих коллег, постоянно общаются, работают на мастер-классах, набираются опыта, а разъезжаются по своим городам и странам, кажется, навсегда связанные друг с другом.

Губахинский театр-студия «Доминанта» существует уже 25 лет, он вырос из детского театра «Диалог», сменил несколько площадок (на одной из которых - в помещении полуразрушенного и ныне реконструируемого детского сада был сыгран один из спектаклей) пока, наконец, не обрел свое теперешнее здание - уютный и почти сказочный домик, расположенный недалеко от центральной площади города. Но в театре был сыгран только один спектакль, большинство коллективов предпочло взять в «союзники» уникальный природный ландшафт этих мест.

Спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Николая Лескова в постановке выпускника «Доминанты» - молодого режиссера Рината Киякова прошел на территории небольшого частного поместья-гостиницы «Медвежий угол». Просторный двор, окруженный небольшими домиками, с горкой, беседкой и качелями в центре - все было сделано из бревен, выкрашенных зачем-то в бурый игрушечный цвет. Из-за этого дом Измайловых, «свекровый дом» Катерины Львовны (Надежда Цепелева) выглядел ненастоящим, несмотря на то, что актеры и режиссер превосходно освоили пространство всего за две репетиции. В спектакле занято три артиста, и пространство, которое должно был бы наполняться каждодневной суетой дворни, оказалось тревожно пустым и тихим, подчеркивая создаваемую артистами атмосферу нарастающей тревоги. Молодые актеры, в недавнем прошлом студийцы «Доминанты», хоть и не всегда справлялись со сложными переходами от прямой речи к авторскому тексту (Ринат Кияков сам написал инсценировку повести), по наполненности и искренности не уступали артистам, давно работающим в профессиональных театрах.

На той же самой площадке спустя несколько дней Театр «Мосты» (Эрланген, Германия) показал спектакль «Пугачев» по мотивам произведений Сергея Есенина и Владимира Высоцкого. Этот театр существует с 1999 года, а его труппа в основном состоит из русскоязычных мигрантов, искренно влюбленных в театр, хоть и посвящающих ему лишь свободное от работы время. Выбор материала режиссер спектакля и художественный руководитель театра Федор Невельский объяснил своими воспоминаниями о постановке в Театре на Таганке и посвятил его Владимиру Высоцкому, чьи песни звучали в спектакле, переплетенные с текстом поэмы Есенина. Однако особенное и трепетное отношение к звучащему слову сыграло злую шутку - искренность и наполненность каждого персонажа вылились в монотонное и пафосное звучание поэтического текста. Режиссер и артисты, в самом начале спектакля замечательно подчеркнув интермедией Николая Эрдмана колоссальную пропасть между власть предержащими и обычным народом, остались в том же спокойном внутреннем ритме во второй половине спектакля, что не могло не сказаться на манере игры. И все же, несмотря на то, что есенинский текст обрел несвойственную ему революционную «лозунговость», спектакль лишний раз доказал, насколько важным является звучащее русское слово для людей, по тем или иным причинам живущим вне нашей языковой культуры.

Другой, но уже профессиональный немецкоязычный коллектив - театр «The Wild Bunch» (Берлин, Германия) привез спектакль «Остановка по требованию» Гарольда Пинтера. Режиссер Фельхт Илка-Кордула выбрала наверное самую простую и вместе с тем выразительную площадку для своего спектакля: отказавшись от прекрасных пейзажей и горных массивов, она нашла небольшую автобусную остановку, неподалеку от ближайшей к городу деревни, перед ней был выстроен помост, на котором играли актеры, а под крышей самой остановки в полутьме устроился небольшой живой оркестрик. Практически полностью построенный на пластике, спектакль ни на секунду не отпускал зрителя, не оставлял его наедине со своими мыслями. Перед нами прошла настоящая галерея типов: женщина-карьеристка, боксер, певец, ребенок с куклой, джентльмен, немолодой мужчина, обаятельная простушка и героиня, главной чертой которой была ее неутолимая жажда общения. Яркие актеры превратили эту небольшую пьесу (которую сегодня и абсурдом-то назвать едва ли получится) в феерическое и трогательное представление, словно вынеся за скобки главную идею: противостояние человека и толпы. Ведь, несмотря на отдельные яркие образы, в финале персонажи объединились, чтобы дать отпор героине, желавшей стать частью единого целого. Мягкий абсурд Пинтера превратился в шоу, и едва не потерялся на этом красочном празднике театра.

Гостей из-за рубежа в этом году было много. Помимо двух германских театров, два любительских коллектива из Латвии и Литвы сыграли здесь свои спектакли. Кельмеский малый театр (Кельме, Литва) представил спектакль «Жалдокине» по пьесе классика литовской литературы Бориса Даугувиетиса. Нехитрая история советских времен чем-то отдаленно напоминает сюжет гоголевского «Ревизора», вывернутый наизнанку: мерное течение колхозной жизни, наполненной ленью и неторопливостью, комическими типажами и огромным количеством домашнего пива, нарушается возвращением с фронта любимого дочери пивовара, который в финале окажется новым председателем колхоза. Режиссер спектакля Альгимантас Армонас признавался, что выбор этой пьесы был во многом связан с его желанием использовать в постановке маски, созданные фантазией художника Софии Канаверските. И действительно, огромные, в половину человеческого роста маски, в которых выступают все артисты, никого не оставили равнодушными. Сделанные из ткани и какого-то мягкого материала, они обладали невероятной гибкостью и подвижностью, были способны передать любую эмоцию актера. В отдельные моменты представление напоминало спектакль кукольного театра с мастерским ведением кукол-масок, а выбранная режиссером площадка неподалеку от деревенского дома на склоне холма органично вписалась в атмосферу деревенского быта.

Спектакль «Невский проспект» по произведениям Николая Гоголя Валкского городского театра (Валка, Латвия) оказался, пожалуй, самой неожиданной и запоминающейся постановкой на этом фестивале. Режиссер Айварс Икшелис избрал свой особенный путь в постижении творчества знаменитого классика мировой литературы. Проведя долгие исследования в библиотеках, фондах и музеях, он суммировал свой опыт в полуторачасовом действии по принципу «импрессионистского театра» (по его словам), создав тем самым калейдоскопический набор сцен и наблюдений, объединенных в единое целое фигурой самого автора, его внутренним миром и его страхами. Из небольшого зала родной сцены этот спектакль был перенесен в Город-призрак - бывший поселок угольщиков, находящийся в Верхней Губахе. Развалины домов, практически полностью поглощенные природой, старое задние, напоминающее церковь и мощеная дорога, уходящая в даль - эти естественные декорации незримым и статичным персонажем присутствовали в необычном действии, фактически полностью лишенном какого-либо сюжета и апеллирующем не к разуму зрителей, но к их чувствам. Но общей картины создать не получилось - все фрагменты так и остались разрозненными, в отличие от знаменитых полотен импрессионистов.

В плотной программе фестиваля, среди многочисленных спектаклей и переездов с одной площадки на другую (а дорога до иных мест занимала не один час возможности лишний раз ощутить себя в бесконечном диалоге с природой этого замечательного края) нашлось время и для мастер-классов, которые проводили члены экспертного совета. Актерское мастерство, методика Михаила Чехова, занятия по речи и танцам - пускай лишь в течение нескольких дней, но все же оказались весьма полезными для всех участников. Среди прочих мастер-классов, член экспертного совета драматург и режиссер Дамир Салимзянов поделился со слушателями своей концепцией новых детских спектаклей. По его словам, театр утратил возможность изменять окружающий мир и все, что люди, посвятившие театру свою жизнь, могут сделать, так это обратиться к самым юным зрителям в возрасте 3-4-х лет и поставить для них спектакль-игру (а не историю, построенную по «взрослым» законам образования сюжета), которая может прерваться в любой момент мамиными словами: «Иди домой». Такая игра должна развивать в ребенке созидательные стороны его натуры. В доказательство своих тезисов Дамир Салимзянов представил спектакль «Просто игра» Театра «Парафраз» (Глазов). Наполненный огромным количеством трюков, основанных на игре света и тени, в лучших традициях игры с куклами и предметами Филиппа Жанти, спектакль из череды волшебных фокусов развился в скучную и банальную историю, наполненную штампами повседневной жизни. Однообразные и порой резкие диалоги двух кукол (мамы и папы), бытовая обстановка в их кукольном домике, страсть к новым вещам (то, что раньше называлось мещанством), угадываемые «белье на веревке» и «папа перед телевизором» - все это прерывалось тем самым криком: «Иди домой...», и спектакль заканчивался. Несмотря на бурную и восторженную реакцию детей, не один взрослый в зале, воспитанный на волшебных сказках и настоящей детской литературе (как и многие-многие поколения до него), ощущал чувство тоски и сомнения.

С другой стороны, спектакли для детской аудитории, в основе которых лежат знаменитые литературные произведения, не могут и не должны быть поставлены формально. Конечно, это относится к любому спектаклю, но именно на постановках для детей, возможно впервые попавших в театр, лежит особая ответственность. «Неживым» оказался спектакль «Маленький принц» по знаменитой сказке Антуана де Сент-Экзюпери в постановке Авторского театра «Белая овца» (Пермь). Формальный перенос сказки на сцену, чрезмерная иллюстративность, несмотря на увлеченность молодых актеров и великолепный ландшафт (берег горной реки, скалы, эхо), лишили действие ощущения легкости и полета, столь необходимого этой истории.

На этом многогранном фестивале нашлось место как для спектаклей по классическим произведениям мировой драматургии, так и для пьес современных авторов. Спектакль «Гупешка» по пьесе Василия Сигарева Молодежного театра «Галерка» (Екатеринбург) в постановке Ольги Макутенене был сыгран в реконструируемом здании детского сада в Губахе. Кажется, что подобное оформление - обшарпанные стены, выбитые окна, стекло и цементная пыль на бетонном полу - подошло бы для многих современных пьес. Здесь же такая декорация лишь усугубила общую трагическую атмосферу действия (к слову, действие пьесы происходит в хоть и бедной, но «обычной квартире»). Самое яркое впечатление оставила исполнительница заглавной роли Ирина Сальникова, чья работа была безоговорочно признана всеми членами экспертного совета и отмечена дипломом за женскую роль.

«Классическую» программу, помимо некоторых из уже названных спектаклей венчали три постановки по пьесам Уильяма Шекспира, Антона Чехова и Жана Ануя. И здесь странный персонаж по имени Природа выступил на первый план, зачастую переигрывая своих куда более молодых и неопытных партнеров по сцене.

В течение всего действия спектакля «Жаворонок» по пьесе Жана Ануя Колледжа музыкально-театрального искусства №61 (Москва) погода менялась бесчисленное количество раз. На склоне горы Крестовой прямо на лугу был выстроен деревянный помост и десять актеров в течение двух часов ни на секунду не выпадали из зрительского внимания. «Я только говорю, что воля его свершилась...» - при этих словах лицо Жанны д'Арк (Елизавета Пахомова) на несколько секунд освещает луч солнца, выглянувший из-за туч. «Чудовищно! Все, что она говорит, чудовищно!» - отвечает ей Фискал (Артур Сахаров), и солнце вновь прячется, начинается проливной дождь. Природа читала и играла Ануя вместе с молодыми ребятами, которым не всегда удавалось проникнуть во все тонкости этой сложнейшей пьесы. Наделяя образы знакомыми и понятными для молодых людей красками, привычками современного человека, они невольно обедняли каждого из персонажей. Но честность, с которой режиссер спектакля Наталья Набатова раскрыла перед нами каждого из артистов, созданный ансамбль, отсутствие надуманности в режиссерских приемах, безусловно, заслуживают уважения.

Изучая берег Широковского водохранилища и разворачивающееся на нем действие спектакля «Чайка» Камерного театра «Новая драма» (Пермь) в постановке Марины Оленевой, высоко в небе пролетела какая-то птица. Конечно, эта была чайка, вскоре убитая Константином Треплевым (Филипп Некрасов-Кеммер). И птица, как послушный режиссерской воле артист, больше не летала до финальных аплодисментов на поклонах. Выход на сцену Ветра публика встретила затаив дыхание; его небольшая роль заключалась в том, чтобы развевать волосы своих партнеров и белое полотно, натянутое между деревьями во втором акте (сцена, на которой когда-то выступала Нина Заречная - Наталья Максимовских). Но, несмотря на это, спектакль, заявленный благодаря экспозиции как «театр Константина Треплева», не дал ответов на вопросы, которые возникают у зрителей каждый раз, когда они (сегодня уже с опаской) идут на очередную постановку «Чайки». Или дал, но весьма неутешительные. Есть ли среди этих несчастных и неустроенных людей по-настоящему талантливые личности, будь то режиссер или драматург Константин Гаврилович Треплев, писатель Борис Алексеевич Тригорин (Михаил Путин-Шестаков), актрисы Ирина Николаевна Аркадина (Юлия Рачковская) или Нина Заречная? Нет. Что произошло с Ниной в промежутке между третьим и четвертым действиями? Неизвестно. Вырезанные или сильно сокращенные сцены (например, сцена диалога Аркадиной с сыном после его неудачной попытки застрелиться), почему-то исчезнувший из действия Сорин, балаганный образ Шамраева (яркая работа Алексея Богачук-Петухова) - все говорило о том, что на первый план вышли всевозможные любовные взаимоотношения героев - треугольники, об острые углы которых разбилась магия колдовского озера. Тем более, что любовь была лишь заявлена...

Венцом фестиваля стал спектакль «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира Театра-студии «Доминанта» в постановке Любови Зайцевой. Каменный город, в котором проходило действие - уникальное природное место, где причудливой формы скалы образуют сеть коридоров и ярусов прямо посреди леса. На время спектакля эти коридоры превратились в улицы Вероны, а каменные ярусы и балконы в дома города. Девять площадок, на которых актеры разыгрывали сцены из трагедии, каждый раз приглашая зрителей перейти в новое место - лишь малая часть этого удивительного ландшафта. Поэзия Уильяма Шекспира и величественность камня удивительным образом сочетались друг с другом. Молодые артисты (в первую очередь, конечно, Ромео и Джульетта - муж и жена Константин и Наталья Зайцевы) оживили этот природный памятник архитектуры, наполнив его своей энергией. Режиссер не побоялась дать ребятам свободу, и часто их энергия превращалась в задор и озорство, которого в этой трагедии предостаточно; озорство, которого часто так боятся взрослые профессиональные актеры и режиссеры. Но пьеса не желала конкурировать с вековечными каменными декорациями - режиссер сократила почти всю вторую половину, оставив лишь финальное признание Брата Лоренцо (Антон Патлин) у фамильного склепа. Снова Природа одержала верх!

Шесть дней фестиваля пролетели как один, но оставшихся впечатлений хватит надолго. И как в финале любого фильма принято перечислять действующих лиц, хочется с благодарностью вспомнить команду организаторов фестиваля (а она состояла более чем из семидесяти человек - выпускников и друзей Молодежной студии-театра «Доминанта»), его художественного руководителя Любовь Зайцеву и главу Губахинского городского поселения Алексея Мазлова, который присутствовал на каждом спектакле. Но, наверное, в первую очередь нужно вспомнить того загадочного и прекрасного персонажа, который являлся неотъемлемой частью каждого спектакля - Природу Пермского края.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.