Пересекающиеся кривые / Театральный фестиваль им.Н.Х.Рыбакова

Выпуск №2-152/2012, Фестивали

Пересекающиеся кривые / Театральный фестиваль им.Н.Х.Рыбакова

Сегодня хранителем традиций русского театра стал провинциальный зритель. Чтобы в этом убедиться, достаточно было побывать в Тамбове на ежегодном театральном фестивале им.Н.Х.Рыбакова.

Рискну нарушить устоявшуюся традицию и заниматься разбором спектаклей, составивших фестивальную афишу, не буду. Несмотря на то, что каждый из них вполне мог бы стать темой для серьезного и подробного разговора и о выборе драматургического материала (включая уровень соответствия этому материалу возможностей труппы), и о методах воплощения режиссерских замыслов (включая сюда сценографию и звуковую партитуру спектакля), и о том, в какой мере актер становится заложником того и другого. И где еще вести такой разговор, как не на страницах специализированного журнала. Но театр-то существует не для нас с вами, уважаемые коллеги критики и театроведы. Сколько бы нас ни было, мы даже на премьере в столичном театре больше пары рядов не займем и кассу ну уж никак не сделаем. Театр существует для зрителя.

И вот ему, зрителю, до всех этих наших театроведческих тонкостей дела нет. В особенности зрителю провинциальному, за театральной модой не следящему, ибо она ему без надобности: он идет в театр, потому что ему хочется, а не потому, что на этот спектакль идет «весь город». В небольших городах этот «стадный инстинкт» практически отсутствует (походы на столичных гастролеров, мы, разумеется, в расчет не берем). И вот для него, обычного (рядового, среднестатистического, непродвинутого - назовите, как хотите) зрителя все предельно просто.

Если спектакль нравится, он будет хвалить его и рекомендовать всем знакомым и незнакомым с убежденностью, по КПД превосходящей любую рекламу, и самые разгромные критические статьи, обличающие лобовую прямолинейность режиссуры, штампованность актерских работ и ужасающую безвкусицу сценографии, ему не указ. А если не нравится, то мы хоть все клавиши на своих компьютерах до платы сотрем, превознося «европейское/западное» (читай - передовое) мышление режиссера, новаторство сценографа и иронично-отстраненную, геометрически выверенную игру актеров (не секрет же, что сейчас, чем меньше в ней, игре, собственно души и чем больше ювелирно отделанной формы, тем правильнее), он, в лучшем случае, ерзая в кресле от нетерпения, с трудом дождется антракта, а в худшем хлопнет креслом прямо посреди первого акта.

Для нашей публики, как ее ни перевоспитывай, отечественный театр был и остается театром переживания, где «я страдала-страданула» - самое главное. Что, собственно, и продемонстрировал во всей полноте, глубине и широте тамбовский фестиваль.

Идет «Гроза» Костромского государственного драматического театра им. А.Н.Островского в постановке Сергея Кузьмича. Сценография (художник-постановщик Елена Сафонова) - деревянные мостки через всю сцену, «майский» столб, торчащий прямо «из Волги», - очевидно, навеяна одной нашумевшей питерской постановкой. Костюмы, стилизованные под русскую старину, больше подходят для какого-нибудь образцового ансамбля песни и пляски, чем для купчих господина Островского, да еще и, мягко говоря, абсолютно не учитывают особенности телосложения актрис, в них облаченных. Актеры начинают рвать страсти в клочья прямо со старта, то и дело переходя на крик, а слов при этом все равно не разобрать. В итоге к антракту почти у всех голоса если не сорваны, то надсажены, до трагического финала еще играть и играть, а энергетика уже начинает проседать. В Катерине (Антонина Павлова) очень трудно разглядеть юную неискушенную женщину, не имеющую сил справиться с нахлынувшим на нее чувством. Борис Григорьевич (Иван Поляков) ничем не превосходит тюфяка Тихона (Влад Багров), так что логику героини, меняющей шило на мыло, и вовсе не понять. Одним словом, у критика вопросов к постановке не меряно. А зрители, тем не менее, от души сочувствуют Кабанихе (Татьяна Никитина): не тиранша она, терроризирующая всех и вся из одного только наслаждения собственной неограниченной властью, а одинокая (а значит - несчастная) женщина, для которой в этой власти весь смысл жизни, поскольку никакого другого нет.

«Любовные письма» А.Гурнея (постановка Вячеслава Гвоздкова) на сцене Самарского академического театра им. М.Горького идут уже 10 лет и снимать их с репертуара, кажется, не собираются: американский вариант «Варшавской мелодии» по-прежнему исторгает слезы сочувствия у всей прекрасной половины зрительного зала, ведь у каждой из этих женщин была в жизни своя недопетая или, как у Мелиссы Гарднер (Жанна Романенко), вовсе не спетая мелодия. Кого им больше жаль - героиню или себя - вопрос риторический, но, когда отплачут хотя бы часть это затаенного горя, им становится легче. Хотя бы на какое-то время. И что им с того, что драматургия спектакля линейна, как колея «Сапсана», что на алом фоне одетая в алое героиня, как и на белом одетый в белое герой практически не видны, а когда эти цветные задники меняются местами, актеры кажутся просто яркими пятнами? Они, скорее всего, этого просто не замечают: для них Эндрю Лэдд III (Владимир Борисов, удостоенный, кстати, главной фестивальной награды - звания «Актер России») - мужчина как раз из той мечты, крушение которой только и можно оплакивать.

Увидеть на сцене историю про себя, любимого (ну, ладно, не про себя, так про соседа/свата/брата - нужное подчеркнуть), - вот причина, по которой большинство идет в театр. «Наполеона» Ф.Брукнера, прямо скажем, к шедеврам драматургии не причислишь - все слишком бесподтекстно - и чтобы этим подтекстом ее наполнить, надо быть Эфросом или Гончаровым. Худрук Рязанского областного театра драмы Жанна Виноградова отказалась от пути выстраивания политических аллюзий и сделала историю о трех женщинах, каждая из которых несчастна по-своему по вине одного и того же мужчины. Вариант для публики беспроигрышный. В ее спектакле нет Наполеона - военного гения и гениального честолюбца, и в таких рамках Александру Зайцеву существовать очень сложно, нет возможности сделать роль объемной. Зато Надежда Кроткова (Жозефина), Марина Мясникова (Мария Валевска) и Анна Демочкина (Мария-Луиза) отыгрывают каждая свой сценарий рухнувшей надежды и сполна получают сочувствие зрительного зала.

Зритель сам расставляет для себя приоритеты. В мольеровском «Скупом» поставленным в Тамбовском драматическом театре Сергеем Ковальчиком, главным режиссером Национального драматического театра им. М.Горького (Минск), самую искреннюю и бурную реакцию зала вызвала финальная (по тексту) сцена, когда Ансельм (Виктор Головков) обретает считавшихся погибшими детей - Валера (Никита Логинов) и Мариану (Анна Тимошина-Кравченко), а те, благодаря «воскресшему» родителю, получают возможность устроить личную жизнь по собственному выбору, чему Элиза (Ольга Сирото) и Клеант (Вячеслав Шолохов) несказанно рады. И эта густо замешанная радость, сыгранная с таким азартом, буквально переливается через рампу в зал, который смеется и аплодирует, счастливый уж тем, что хотя бы на сцене проблемы отцов и детей, равно как и брачные дилеммы разрешимы не ценой исковерканных судеб. На этом фоне не менее актуальная тема главного героя (Юрий Томилин) просто отступает на второй план. И опять происходит нечто, с точки зрения критика, противоестественное. Спектакль то и дело утрачивает динамику, актерам трудно сохранять естественность интонаций в мольеровском тексте (сказывается растренированность труппы, долгое время лишенной полноценного художественного руководства), роскошная декорация (сценография Аллы Сорокиной) задействована едва ли на 15%, но публика, временами впадавшая в скуку, тут же забывает об этом ради глотка чистой беспримесной радости бытия.

Пожалуй, только в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты», на постановку которого Владимирская драма пригласила молодого питерского режиссера Сергея Морозова, достигнуто зыбкое равновесие «критического» и «зрительского», столь нечасто ныне случающееся на наших подмостках, как столичных, так и провинциальных. Изысканная простота режиссерского хода, тонкие аллюзии с неизбывной действительностью (художник-постановщик Олег Головко, художник по костюмам Светлана Матвеева - каждая мелочь на сцене - к месту и в тему, каждое одеяние, будь то платье с турнюром или сюртук, сидит на актерах как на топ-моделях!). Психологически точная игра: очень хочется назвать всех поименно, вплоть до Человека Мамаева и Человека Крутицкого, но ограничусь лишь упоминанием Галины Ивановой, удостоенной звания «Актриса России» за роль Глафиры Глумовой, не будучи номинированной! За перипетиями сюжета зритель следит с неослабевающим вниманием до последней минуты (правда, не в последнюю очередь благодаря незнанию этого самого сюжета) - все близко, все знакомо, все это происходит чуть не каждый день в любом офисе, в любом учреждении.

 

Театральный процесс на периферии идет своим собственным, довольно извилистым путем, лишь временами пересекаясь со столичным мейнстримом. Иногда возникает ощущение, что пути эти вообще имеют разные векторы движения. Но что-то мешает впасть в панику и закричать SOS. Во времена не столь отдаленные разнообразие театральной жизни жестко пресекалось руководящей и направляющей силой партии и правительства. Сегодня нечто подобное происходит под давлением конъюнктуры, под давлением «моды» и копеечного (или центового, если угодно) интереса. Хорошо, что театров в стране много. И хорошо, что разным зрителям нужны разные театры.

Заметки на полях

Молодежный проект проводится во второй раз, и надо отдать должное организаторам фестиваля: тратить силы и средства на приглашение студенческих спектаклей, на которых зал не соберешь и кассу не сделаешь, не каждый оргкомитет согласится. Однако опыт, который будущие актеры приобретают на фестивальной сцене, деньгами не измеришь. И в Тамбове это понимают.

Программа проекта была невелика, но весьма показательна. Открывалась она спектаклем хозяев, студентов выпускного курса кафедры актерского искусства Тамбовского государственного университета, представивших классику польского авангарда - «Ивонну, принцессу Бургундскую» В.Гомбровича (режиссер Н.Белякова). Саратовцы привезли не часто ныне ставящуюся комедию А.Н.Островского «Счастливый день» - дипломный спектакль курса Александра Галко в театральном институте СГК (академии) им. Л.В.Собинова. А Воронежская государственная академия искусств стряхнула пыль прошедших лет с перестроечного хита Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» (режиссер А.Кабанов, постановка - А.Дундуков). Был еще один спектакль, внеконкурсный - второкурсники ТГУ, пробуя силы на фестивальной сцене в качестве разминки перед взятием более сложных вершин, разыграли забавную «Легенду о драконе» по мотивам «Сказки Желтой реки» И.Шагина.

Не могу не воспользоваться еще одной возможностью выразить мою искреннюю признательность коллегам по жюри народной артистке РСФСР, актрисе Ульяновского областного драматического театра Кларине Ивановне Шадько и петербургским критикам Асе Волошиной и Алексею Пасуеву. Каждый спектакль они разбирали очень подробно и тщательно, что называется, по гамбургскому счету, не делая особых скидок на юный возраст исполнителей и отсутствие у них должного опыта.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.