Современные герои / VI Международный театральный фестиваль "Герои Гончарова на современной сцене"

Выпуск №2-152/2012, Фестивали

Современные герои / VI Международный театральный фестиваль "Герои Гончарова на современной сцене"

Театру нужен праздник, а праздничному дню не обойтись без театра, тем более в преддверии празднования 200-летия со дня рождения Ивана Александровича Гончарова. Именно по этому принципу в Ульяновске прошел VI Международный фестиваль «Герои Гончарова на современной сцене», открытие которого совпало и с Днем России, и с Днем города. Несколько сот площадок по всему городу, праздничные гуляния и жаркое солнце - вот атмосфера, в которой состоялось представление «Гончаров. Родина. Театр», ознаменовавшее собой открытие фестиваля, где в костюмах из спектаклей по произведениям великого писателя приняла участие вся труппа Ульяновского драматический театра им. И.А.Гончарова, а губернатор Ульяновской области Сергей Морозов сказал о том, что не зря «назвали мы сегодняшний праздник тремя дорогими сердцу словами: Гончаров. Родина. Театр. Они как нельзя более созвучны событиям, которыми живет сегодня Симбирский-Ульяновский край и вся страна». В воздух под дружные аплодисменты полетели воздушные шары, а торжественная процессия во главе с самим Иваном Александровичем (роль писателя исполнил актер ульяновской драмы Денис Верягин) отправилась возлагать цветы к памятнику Гончарова.

Настраивая «оптику» этой статьи и находясь уже на некотором временнóм отдалении от него, невольно вспоминаю и маленькое замечание, брошенное моим другом о том, что на одной из вышеупомянутых площадок в этот праздничный день нашлось место для молодых людей, которые читали вслух детские сказки, например, отрывки из «Чиполлино». И все было бы хорошо, но это были отрывки про аресты несчастных героев... Понятно, в каком контексте следует воспринимать эту «акцию», но расширяя его до более общих вопросов, стоящих сегодня перед нами, можно неожиданно найти ответ... в Театре и в творчестве Ивана Александровича Гончарова.

В одном из писем, адресованных Х.Д.Алчевской, Достоевский писал: «Я на днях встретил Гончарова, и на мой искренний вопрос: понимает ли он все в текущей действительности, или кое-что уже перестал понимать, он мне прямо ответил, что многое «перестал понимать»... «Мне дороги мои идеалы и то, что я так излюбил в жизни, - прибавил он, - я и хочу с этим провести те немного лет, которые мне остались, а штудировать этих (он указал мне на проходившую толпу на Невском проспекте) мне обременительно, потому что на них пойдет мое дорогое время»...»

Вечный спор о том, куда должен быть обращен взгляд писателя - в прошлое, настоящее или будущее, относится по большому счету к каждому из нас. Чем мы руководствуемся - словами ли Гейне: «Прошлое - родина души человека», базаровским ли «а из меня лопух расти будет, ну, а дальше?» или надеемся на «светлое будущее»?

Спектакли по произведениям Гончарова на этом фестивале давали разные ответы. Русский театр (Берлин) привез спектакль «Обломов умер. Да здравствует Обломов!» в постановке Григория Кофмана. Взяв за основу не роман, а пьесу Михаила Угарова «Смерть Ивана Ильича», режиссер выступил и как актер, исполнив роль Аркадия Михайловича, медика, ставящего диагноз Илье Ильичу (Леонид Торкиани). Диагноз значится как «цельный». Это стоит запомнить и держать в голове в течение всего действия, которое словно создано для того, чтобы эту целостность нарушить. Действие разбито на 17 сцен, построенных по принципу аллюзий и стократных отражений известного всем со школьной скамьи текста (именно текста романа, ведь пьеса известна далеко не всем) в кривых зеркалах сегодняшнего мировосприятия. Здесь есть место всему: и веселому мотиву из известного мультфильма «Доктор Айболит и его звери» в самом начале спектакля, и огромной, занимающей половину сцены двуспальной кровати (а не дивану, что принципиально!), в одеяло и подушки которой зарываются по очереди все персонажи, и Штольцу (Вадим Граковский) в красном фраке... На первый план выступает медицинская тема, связанная с так до конца и не выявленной болезнью Ильи Ильича. По поведению всех окружающих становится понятно только то, что эта болезнь больше напоминает психическое расстройство, недаром же Аркадий Михайлович говорит: «душевные болезни заразны!».

Многие режиссеры считают своим долгом воспользоваться текстом автора как трамплином («Гончаровский роман - только отправная точка», - цитата из программки) и снисходительно «использовать» его в своих целях. Нечастые успехи на этом пути - не повод для каких-то выводов, но необходимо помнить о том, что ответственность перед собственным произведением, артистами и зрителями возрастает в этом случае многократно. И дело здесь не в «поиске новых форм», а именно в обратной стороне медали свободы. На ее лицевой стороне выбито «мое право на...», а на обороте, куда мы нечасто заглядываем, значится лишь одно слово - «ответственность».

Вторым спектаклем по тому же произведению стала постановка «Обломов» Мытищинского театра кукол «Огниво». Станислав Железкин - режиссер спектакля разделил действие на две части, и в первой половине лейтмотивом действия стал мир, окружающий Илью Ильича (Александр Едуков). Вокруг красного дивана, на котором возлежит артист с куклой главного героя, творится жизнь, хаос и беспорядок. Приходят и уходят персонажи-посетители, не только куклы, но и артисты перемещаются по сцене с невероятной быстротой и ловкостью. Техника ведения кукол отточена до мельчайших нюансов, особенно в сценах, где три артиста управляют одним персонажем и мастерски «жонглируют» вниманием зрителей, переводя его с куклы на артиста и обратно. Но спустя некоторое время ловишь себя на мысли о том, что в этой ситуации именно зритель становится Обломовым и хочет закрыться от ярких красок декораций (художник-постановщик - Андрей Севбо) и постоянного движения. Хочется поглубже устроиться в кресле и укутаться каким-нибудь одеялом от этих персонажей, особенно от Штольца (Алексей Евдокимов), сваливающегося, словно чертик из табакерки, на голову бедного Ильи Ильича.

Вторая часть спектакля, напротив, оказывается лирической и воздушной. После встречи с Ольгой Сергеевной Ильинской (Мария Кузнецова) и далее с Агафьей Матвеевной Пшеницыной (Наталья Котлярова) Обломов меняется, и зритель меняется вместе с ним. Яркая, шумная, почти сказочная история первого акта превращается в чувственный и проникновенный рассказ, финал которого зритель уже знает, поскольку спектакль начинался с Захара (Сергей Котарев), просящего у зрителей милостыню. Трудно преодолеть общее впечатление сказочности происходящего, но, наверное, это именно то, с чем ассоциируется кукольный театр в душе у непосвященного зрителя.

Центром фестиваля и его главным событием стал спектакль хозяев фестиваля «Обрыв», поставленный Юрием Копыловым двенадцать лет назад и восстановленный после короткого перерыва к этому фестивалю. Память о Юрии Копылове - художественном руководителе Ульяновского драматического театра, ушедшем из жизни 31 марта этого года, бережно хранят не только артисты и сотрудники театра, но и все те, кому хоть раз посчастливилось видеть его спектакли: «Король Лир» и «Двенадцатая ночь» по Уильяму Шекспиру, «Шлюк и Яу» Герхарта Гауптмана, «Дьявол и Господь Бог» Жан-Поля Сартра и многие другие.

Спектакль начинается с одной стороны возвышенно, а с другой - обезоруживающе просто. Марк Волохов (Ярослав Андронов), вышедший из зрительного зала, угощает Веру (Оксана Романова) яблоком. Смысл этой бытовой сцены приходит много позже. Фигура Марка Волохова становится олицетворением «нового человека», о котором, возможно, так пренебрежительно, хотя и не без доли преувеличения говорил Гончаров, отвечая на вопрос Достоевского. Образ «грядущего хама» в спектакле потерял некоторую загадочность и тайну, которая была присуща ему в романе. Это произошло оттого, что наша страна видела таких хамов в большом количестве и в разные периоды истории. И эта сила сталкивается с простым и открытым провинциальным бытом поместья Татьяны Марковны Бережковой (великолепная Клара Шадько), со старинными романсами и неспешностью мыслей.

Поразительная точность и спрессованность действия - результат перенесения такого огромного романа на сцену таким мастером как Юрий Копылов. Эта точность видна даже в мелочах, например, в сцене встречи Борис Павловича Райского (артист Московского драматического театра им.Н.В.Гоголя Алексей Кирилин) с его университетским приятелем Леонтием Козловым (Юрий Морозов) и его женой - Ульяной Андреевной (Юлия Ильина). Стоит старым друзьям запеть «Налей, налей...» и перед глазами оживает их студенческое прошлое, а во взглядах и полутонах мы читаем и чувства, связывавшие этих людей раньше и не угасшие до сих пор. Неожиданный образ создает на сцене Оксана Романова, ее Вера готова противостоять окружающим смело и абсолютно открыто. Райский Алексея Кирилина - волевой человек, чья «размытость» и «неясность» (по словам самого Гончарова) отходят на второй план. Замечательные актерские работы Зои Самсоновой (Викентьева), Алексея Дурова (Нил Андреевич Тычков), Геннадия Родионова (Тит Никонович Ватутин) и многих других - всех перечислить невозможно.

Но, несмотря на сказанное, этот спектакль воспринимается и принимается не сразу. Классическая постановка (в самом неиспорченном смысле этого слова), классический текст, от которого ухо сегодня постепенно отвыкает. Но великолепному актерскому ансамблю, созданному режиссером, удалось проломить стену вежливого очуждения и увлечь зрителей в действие, словно протянув нить понимания из XIX века в наш XXI.

В этом спектакле были и ответы на вопросы, так волнующие нас сегодня. Как и в то время, «новое» - по сути означало лишь разрушительные сомнения людей, сломя голову несущихся вперед, не только не заботящихся о сохранении своего прошлого и своих традиций, но и не уважающих свою историю.

Завершающей точкой фестиваля стал еще один спектакль Ульяновского театра «Фрегат «Паллада» (режиссер - Сергей Тюжин). Мы уже не раз писали об этом спектакле, принимавшем участие во многих театральных фестивалях, и мне хотелось бы только отметить, что эта постановка-путешествие не только увлекательно и необычно переносит сложнейший литературный материал на сцену, но задевает струны детского восторга и воплощает давнюю мечту любого ребенка - отправиться в путешествие на настоящем парусном корабле (сценография Фитрата Ахметшина). Когда же по палубе военного фрегата начинают маршировать русские солдаты и офицеры, в груди поднимается то чувство, которого нам сегодня так не хватает.

Праздник театра в Ульяновске закончился, новый сезон открывает «Двенадцатая ночь» Уильяма Шекспира - последняя постановка Юрия Копылова, посвященная памяти Мастера. Это ли не ответ?


Фото предоставлены Ульяновским драматическим театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.