Глубинку надо знать в лицо / Х Фестиваль театров малых городов России

Выпуск №2-152/2012, Фестивали

Глубинку надо знать в лицо / Х Фестиваль театров малых городов России

X Фестиваль театров малых городов России, традиционное мероприятие Государственного Театра Наций, осуществляемое при поддержке Минкульта РФ, будучи смотром давним (в этом году в городе Лысьве Пермского края прошел десятый, юбилейный), остается не похожим на множество других. Даже общее для всех российских фестивалей, здесь оборачивается особенным. Скажем, пестрота афиши, в которой есть и мировая классика, и новая драма, и пьесы, и инсценировки, спектакли и большой формы, и малой, демонстрирует здесь гораздо более сильные контрасты: можно встретить чудовищную архаику, можно просто талантливую, но чисто российскую постановку, а можно и некий европейский класс. Или, вот, например, молодые режиссеры - в больших театрах отечественных метрополий они в основном проходят по разряду «эксперимента», а значит, новой драмы, поставленной в комнатке или на чердаке. Но в театрах малых городов они ставят в разных пространствах и что угодно - классику на больших сценах, новые тексты в крошечных пространствах, или наоборот - и часто демонстрируют совершенно иной потенциал. Одна из изюмин - своеобычные физиономии театров малых городов, на лучших из которых обязательно запечатлены и черты местности, климата, истории, менталитета. Яркий пример - Минусинский драматический театр, фаворит не только этого фестиваля, но даже «Золотой Маски». Здесь любят классику, прозу и пьесы из народной жизни, при этом, кажется, вовсе не озабочены новыми формами. Худрук Алексей Песегов ставит скорее традиционно, растворяясь в своих замечательных артистах, одновременно классически театральных и обезоруживающе искренних. Этот театр запросто мог поставить народную сагу («Черный тополь» А.Черкасова, П.Москвитиной, победитель VII фестиваля, шел как сериал, в два вечера), в которой многие местные жители угадывали события собственной истории и ходили на спектакль по нескольку раз.

Другой, если хотите, пример - Альметьевский татарский драматический театр, где любят поэтические, притчевые представления с этнографическим колоритом, с музыкой, пластикой и особой, метафоричной сценографией. На нынешнем Х фестивале театр показал «Короля-Оленя» К.Гоцци. Режиссер из Македонии Звездана Ангеловска нашла союзников своим фантазиям в исключительно пластичных и музыкальных актерах местной труппы, Спектакль если и проиграл по части философских глубин, то явно выиграл изысканной образностью и эмоциональным накалом.

Или вот еще один национальный театр, тоже фаворит фестиваля - Коми-Пермяцкий им. М.Горького. На этот раз его отличные артисты сыграли на родном языке угро-финской группы гоголевскую «Женитьбу». Молодая москвичка Анна Потапова поставила спектакль, бесконечно далекий и от мистического Гоголя, и от Гоголя карикатурного. Ее работа нежная, камерная, одетая в домотканую материю и укорененная в местных обрядах. А вместе с тем это Гоголь, исполненный щемящего сострадания к нелепым людям, и кудымкарские актеры играют комических, масочных персонажей с обезоруживающей человечностью, совсем не жмут, ухитряются быть психологически достоверными в жестких рамках амплуа.

Было время, когда Фестиваль театров малых городов России проходил в Москве, но сейчас в столице, пресыщенной зрелищами, с каждым годом становится все труднее заманить публику на спектакль, скажем, из Рыбинска или Тобольска. Художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов решил передислоцировать смотр в Лысьву, где существует одна из старейших и сильнейших сцен российской глубинки - Театр им. А.Савина. Последний стал хорошо оснащенной фестивальной базой, в которой отменно организовано дело. Именно в Лысьве смотр вырос в своем статусе - появились конкурс, призы и жюри, как правило, состоящее из ведущих московских и питерских театроведов. Появился председатель - актерская звезда, чей выход на сцену в заключительной церемонии резко повышает престиж мероприятия в сознании местных чиновников. Татьяна Догилева, Ольга Волкова или нынешняя Лидия Федосеева-Шукшина, да еще в компании с самим Мироновым, лично участвующим в событии, резко прибавляют фестивалю веса. Но главное, что составлению афиши предшествует будничная лабораторная работа, идущая круглый год по всей российской территории. Инициированная несколько лет назад тем же Театром наций совместно с Министерством культуры лаборатория по поддержке театров малых городов России двинула процесс: в театры на постановки охотно поехали молодые выпускники столичных театральных вузов. Вскоре появились новые названия в репертуаре, свежие решения классики, а в результате - первые победы всероссийского масштаба. На предпоследней «Золотой Маске» прозвучал спектакль «Экспонаты» Прокопьевского драмтеатра, поставленный Маратом Гацаловым, в последней офф-программе был показан спектакль того же театра «Язычники» Анны Яблонской. А ведь еще совсем недавно участие театра из малого города в престижном национальном смотре невозможно было себе представить. Да и само пространство российской театральной глубинки начало преображаться. Гацалов, например, с 2010 года возглавляет Прокопьевский театр, а Илья Ротенберг, начинавший с постановок в малых городах, в 2011 году стал худруком Лысьвенского театра.

Этот фестиваль, конечно, повторяет в миниатюре беды всех российских смотров, которые, в свою очередь, есть реальное отражение наших общих театральных бед. Спектакли большой формы все чаще проигрывают спектаклям малой, особенно в провинции. Но сравнивать масштабы постановочных задач и возможностей, скажем, «Ричарда III» с «Убийцей» А.Молчанова, разумеется, смешно. К слову, спектакль «Убийца» Снежаны Лобастовой в Городском драматическом театре города Шарыпово получился симпатичный, искренний. Правда, без той степени беспощадности и жесткости, что заложена в пьесе, и это, между прочим, не столь уж редкое явление в маленьких театрах. Берется мрачный материал и делается на его основе спектакль с непременным лучом света в конце тоннеля. Вероятно, таковы потребности местных зрителей, с которыми театр связан почти что на уровне пуповины, и это совсем не похоже на взаимоотношения театров с публикой в больших городах. На Х фестивале был, например, «Бесконечный апрель» Елецкого театра «Бенефис». Пьеса Ярославы Пулинович о судьбе российского интеллигента и о временах, которые неумолимо стирают сам смысл этого понятия, могла бы претендовать на более драматичные режиссерские акценты и на более точные актерские оценки. А, между тем, спектакль ставил москвич, ученик Сергея Женовача Павел Зобнин и здесь, в Ельце, он видимо, уловил невольные чаяния местного зрителя - пусть будет печально и тяжко, но не до предела, не до крайней черты. Зато в Минусинске, на большой сцене и на классическом материале («Таланты и поклонники» А.Н.Островского) тот же Зобнин, кажется, не желал знать ничего, кроме собственных взаимоотношений с пьесой. Эффект получился не слишком удачным, хотя и интересным, и даже в чем-то поучительным. В спектакле нет никаких кунштюков, никаких текстовых вивисекций, однако, доминирует концепт. Режиссер поселяет пьесу о театре в каком-то складе товаров, и это пространство купца Великатова. Все здесь товар, в том числе искусство сцены, оказавшееся на задворках всеобщего процесса купли-продажи. В результате в спектакле осталась одна вполне справедливая тема, однако из него испарились все остальные, в том числе театральное волшебство, никакому концепту не подвластное. И мы буквально ощущали, как из замечательных минусинских артистов истекало это самое волшебство, оставляя место для одной лишь унылой профессиональной точности. Так проблема большой формы, сплавившись с проблемой взаимодействия приглашенного постановщика и сильной, оригинальной труппы, явила еще одну, фирменную особенность творчества театров малых городов. Плоды взаимодействия здесь более наглядны и бесхитростны, так как вдали от столичной суеты и славы процесс протекает естественнее, театральное «вещество» не замусорено разного рода примесями. Плохое попросту плохо, а хорошее хорошо.

Например спектакль Серовского театра драмы им. А.П.Чехова «Ричард III» (режиссер Юлия Батурина) - ярко выраженный щедрый постановочный сумбур с редкими, как добродетели героев этой шекспировской пьесы, крупицами смысла. «Леди Макбет Мценского уезда» (Березниковский драматический театр, режиссер Денис Кожевников) - зрелище размашистое и абсолютно архаичное. «Село С» по Ф.М.Достоевскому (Саровский драматический театр) молодой режиссер из Москвы Денис Азаров ваял с таким зверским голодом на выдумки, что их с лихвой хватило бы на несколько осмысленных спектаклей.

А вот Татьяна Фролова поставила в драмтеатре Косомольска-на-Амуре «Преступление и наказание», и вышло сложное, многофигурное, трагическое театральное сочинение. В тексте Достоевского отчетливо слышны интонации новой драмы, и эта метаморфоза производит действие химического средства, счищающего с великого текста слой академизма. Слова звучат так, будто написаны сегодня. Или вот гоголевские «Игроки» Ильи Ротенберга, поставленные в Лысьвенском драматическом театре. Перед нами мужественный, стремительный и беспощадный Гоголь, а его прохиндиада имеет, помимо ментально российского, еще и некий эстетический итальянский привкус. Это спектакль с выпуклыми театральными метафорами, но с такой сильной отдачей в нашу действительность, что даже новый глава местной администрации, выступая на церемонии закрытия фестиваля, смущенно заметил: «Ну, очень современно».

Были на десятом юбилейном фестивале, собравшем рекордное количество спектаклей (восемнадцать названий) и два в своем роде уникальных явления. Одно приехало из Глазовского муниципального театра «Парафраз» и называлось «Просто игра». Просто Дамир Салимзянов сочинил спектакль-игру для самых маленьких зрителей, очень ясную и необычайно красивую. На глазах у детишек артист, подобно Создателю, творил из неведомых средств целый мир, полный света, красок и звуков.

А еще на фестивале впервые побывал Химкинский муниципальный театр «Наш дом», о котором, находящемся аккурат в столичном предместье, наш брат нелюбопытный критик ровным счетом ничего не слыхивал. Спектакль «Доктор. Первый год» по рассказам М.Булгакова молодой Сергей Метелкин сдюжил практически в одиночку, он и автор инсценировки, и режиссер, и исполнитель заглавной роли. Этот практически моноспектакль (остальные персонажи - точный, остроумный гарнир) ухитрился соединить в себе и беспощадные медицинские диагнозы, поставленные Булгаковым российской глубинке, и реальный ужас врачебной рутины, и мистику будущего автора «Мастера и Маргариты», проступающую уже в ранних его рассказах, и горькую булгаковскую иронию, и искреннее чувство, и мастерство беллетриста.

По традиции фестиваля спектакль, признанный жюри лучшим, награждается показом в Москве. Но на этот раз рамки традиции пришлось расширить - в столицу приедут достижения и большой и малой формы. Скорее всего, это будет во время очередной «Золотой Маски», ее офф- программу украсят лысьвенские «Игроки» и химкинский «Доктор. Первый год».

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.