Лорд Байрон оперетты и мюзикла / Александр Байрон (Санкт-Петербург)

Выпуск №2-152/2012, Лица

Лорд Байрон оперетты и мюзикла / Александр Байрон (Санкт-Петербург)

«Вопросы крови - самые сложные вопросы в мире!», - воскликнул герой великого романа, но даже Булгаков немало бы удивился, если бы узнал, что наследника лорда Байрона - заслуженного артиста РФ Александра Байрона сегодня можно увидеть (и что принципиально, услышать) на сцене Петербургского театра музыкальной комедии. Впрочем, генеалогическое древо актера уходит корнями в их общего с поэтом предка еще в XVII веке, когда первый Байрон, в числе военных, призванных для усмирения смуты, пришел в Россию, чтобы остаться тут навсегда в своих потомках.

В этом сезоне в карьере А.Байрона произошли знаменательные события: он стал лауреатом премии «Золотой софит» (роль Феджена в «Оливере») и выступил в одной из сложнейших ролей музыкального репертуара - Хиггинса - в проекте Мариинского театра «Моя прекрасная леди» (постановка Р.Карсона).

Родственник лорда Байрона сообщает черты аристократизма своим сценическим героям, и невольно удивляешься провидению, которое привело артиста именно в музыкальный театр. В оперетте ведь что ни герой - то князь, герцог, наследник престола! После окончания певцом питерской консерватории, вначале сыктывкарские, а затем и питерские меломаны узнали Байрона в ипостасях Фигаро и Онегина. Они - две стороны души певца. Яркий, легкий, пробивной Фигаро и поистине наследник Чайльд Гарольда по прямой линии Онегин... Спетые им полярные герои в опере обусловили генетику образов Байрона в музыкальной комедии. В становлении певца не последнюю роль сыграли такие психологически изощренные роли и сложнейшие вердиевские партии, как Риголетто и Яго. Александру импонирует настоящая драматургия, и он с теплотой вспоминает сказку «Сверчок на печи» по Диккенсу (театр «Зазеркалье»), где сыграл Калеба, роль с «недетской» предысторией. Готовясь к ней, Байрон углубился в изучение трактовки М.Чехова. В таком подходе сказалось интеллектуальное начало А. Байрона - актера музыкального жанра.

Как сразу узнаешь истинного аристократа в обществе, которое на протяжении семидесяти лет культивировало диктатуру пролетариата? Уж конечно не по геральдическим шишечкам, как в оперетте «Сильва». А. Байрон - толерантный и сдержанный, но вместе с тем, достаточно откровенный и, безусловно, честный собеседник. А еще Шоу говорил, что искусство общения истинных джентльменов - это вести себя со всеми одинаково. Достаточно присмотреться к манерам А. Байрона, вслушаться в интонацию речи - героя, даже без поправки на амплуа героя оперетты. Именно в этом амплуа Байрона принял в труппу театра музыкальной комедии А. Белинский, поручив ему роли Эдвина в «Королеве чардаша» и Мистера Икс. Последний стал любимой ролью Александра, ведь глубоко психологическая кальмановская драматургия позволила ему прочертить на этой сцене образ и судьбу под стать Онегину в опере. О чертах Мистера Икс-Байрона сами за себя говорят благородство и красота тембра его баритона и офицерская выправка, но актер нашел и свою незатертую интонацию в каноническом образе - деятельной доброты и заботы об угнетенной Мари. А вот Эдвин в постановке Белинского доказал, как не любит и боится актер Байрон самоповторения. По сути, режиссер предложил ему бледную вариацию уже сыгранного Мистера Икс. Зато спустя годы, приобретя опыт в мюзиклах, актер сыграл Эдвина в постановке Я. Цюпы. Положительный герой очерчен неожиданно контрастно. Если в одной из сцен Байрон смешит зрителя, разнообразив традиционно фрачную роль героя кунстштюком с подагрической походкой и шепелявостью Эдвина в почтенной старости, то в следующей - будьте уверены! - голос актера уже предельно насыщен болью. Каждое движение мускулов лица и рук в знаменитой сцене «Помнишь ли ты» разительно экономно, будто направлено на преодоление этой боли.

Конечно же, немалая заслуга в прививке той культуры, которой актер отличается сегодня - в воспитании, данном родителями. Это они первые разглядели в пятилетнем Саше задатки артистизма, и как только в маленьком районном центре Пустошка открылась музыкальная школа, отдали его туда учиться, определив тем самым его дальнейшую судьбу. «Как причудливо тасуется колода карт!» Оперетта была предопределена Байрону от роду. Первые его воспоминания - о танцах под пластинку, где на одной стороне был менуэт Боккерини, а на другой - краковяк. Эти-то самые танцы были просто стихией мальчишки. Когда же в доме появился телевизор, подростка бесконечно привлекли транслировавшиеся спектакли московского театра оперетты. Оперетта дала себя знать и в консерватории - Александра зачислили на отделение артистов музыкальной комедии. Но он, подобно гордому Онегину, вначале отверг оперетту, как Татьяну, - боролся и был переведен на отделение оперных артистов. Красавица поквиталась сполна - уже в Сыктывкаре, наряду с операми, Байрону стали доверять роли в опереттах и мюзиклах. Наряду с героями: Эдвин из «Сильвы», Тассило из «Марицы», Орловский в «Летучей мыши», Александр подал заявку на характерное амплуа в любимой роли Генри Хиггинса («Моя прекрасная леди» режиссера Е. Слуцкой). А уж в Петербурге «роман» с опереттой приобрел характер взаимной любви.

В полном соответствии с типом байронического героя - мрачного фаталиста-романтика, А. Байрон считает, что не он выбрал этот театр, а театр музыкальной комедии выбрал его. Хотя даже сегодня, ежевечерне выходя на сцену в субстанции чардаша и вальса, актер признается: «Я стараюсь честно делать свою работу, отдаваться каждой роли на сто процентов, тем более, что кое-что в этом жанре мне не дано делать так легко, как хотелось бы». Трудно поверить, что со студенческой поры Байроном прилагалось множество невидимых зрителю усилий, чтобы соответствовать синтетизму своего жанра. А.Байрон подпал под «синдром Андрея Миронова» - всесоюзно обожаемый артист с первого раза не мог спеть в тональности ни одного куплета, но всякий раз титаническим трудом готовил себя к безупречному выходу на публику. По аналогии с таким «вопрекизмом» Байрон во всех «фрачных» ролях непринужденно ведет партнершу в танце. Неподражаем его Мориц Драгомир, выделывающий пьяные коленца, с последующим заскоком на рояль («Графиня Марица»).

Зная Байрона как актера с отточенным чувством юмора, сложно представить также, что в жизни он - человек скорее невеселый. Байрон умеет проложить трагикомический контрапункт даже в комедийном образе. Громогласный комик-буфф, с каскадом несусветных нелепостей, неподражаемым фанфаронством и проигранной еще в эмбрионе претензией на любовь красавицы Марицы, Драгомир - Байрон в сцене кабаре вдруг перерастает рамки жанра! До поры неузнанный никем он парит и тает в признании в любви паяца с клоунским носом и красным воздушным шаром. Композиция Драгомира-мима, приносящего к ногам Марицы свое огненное сердце, способна растрогать даже самых скептически настроенных к оперетте зрителей. Отличительной особенностью Байрона является его внешняя и внутренняя пластичность. В образе Назони («Гаспарон») пластическая линия гротеска у Байрона начинается с портрета героя (взметнувшаяся бровь оперного Мефистофеля) и сполна проявляется в ртутной вспыльчивости сицилийца. Однако вкус актера виден как раз в том, что он именно играет в сицилийский темперамент алчного судьи.

Пантомима, мистификация иллюзиониста, травестия - да мало ли чем еще удивит Байрон! Ведь предстал же он в роли демонического маркиза Пополани в костюме пейзанки, увенчанной гирляндами цветов и в смешных дамских туфлях на ногах новоявленного Тутси («Синяя Борода» в постановке Ю. Александрова). Пополани будто окрылила тень мистика и романтика Гофмана - фигуры для театрального Петербурга знаковой. Блистательный маркиз зарифмовался с парочкой ранее сыгранных Байроном в театре «Зазеркалье» оперных злодеев из «Сказок Гофмана»: Линдорфом и Дапертутто (не случайная тень Мейерхольда!). Очередной вариацией сценической темы Байрона стал Фальк из постановки М. Кереньи «Летучая мышь». Демонизм остроумного инициатора маскарада человеческих отношений внятно проступает в контурах его маски-бауты и, особенно, в финале, когда Фальк - Летучая мышь, взмывая над сценой, раскидывает свои крылья в звездном небе. Однако, если в «Летучей мыши» режиссер скорее эксплуатировал зловещие лоск и обаяние Байрона, то в мюзикле «Оливер» актеру удалось максимально творчески выразить свою индивидуальность. Феджен - отчет зрелого мастера. Прежде всего, созданный Байроном образ очаровывает жутковато-веселой притягательностью персонажа из разряда «инферно». Артистизма этому подонку общества не занимать! Чертовски ухмыляясь из-под восточной скуфьи, попеременно то щуря, то округляя выразительные глаза, Феджен как будто скользит по воздуху, очерчивая траекторию движения полами кожаного плаща. Как когда-то Вахтангов в «Свадьбе», Байрон в «Оливере» сделал акцент на пластическую выразительность рук. Их скругленные движения выдают ставшую рефлекторной привычку Феджена загребать все, что плохо лежит. Длинные пальцы талантливого вора нервны и чутки, как у музыканта. Жалкий и страшный одновременно, Феджен Байрона - истинно гофмановский персонаж.

Как актер, А. Байрон стремится к разнообразию сценических образов. Как вокалист, имеет серьезный опыт исполнения центральных партий разных вокальных стилей. Кроме оперетт, мюзиклов и опер ему повезло спеть одну из заглавных партий в таком сложном произведении как блюз-опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс». Самым же главным фактором, позволившим Байрону состояться в театре музыкальной комедии, стало то, что он застал коллектив на пике перемен, на современном этапе овладения мюзиклом, что способствовало встрече со многими режиссерами, порой, полярных методов. После того, как Александр стал душой театральности спектакля-оперетты «Венские встречи», воплотив в нем образ скорее антигероя: не вылезающего из ресторанов и запутавшегося в отношениях с двумя женщинами Роберто, - главный режиссер театра А.Исаков поручил ему роль Грехема-Петруччо в мюзикле «Целуй меня, Кэт!». Артист с выраженной эксцентрической жилкой, А. Байрон импонирует умением и в лирической сцене вдруг взять и оглоушить каким-то трюком. Напоминая о давнем Фигаро, на сцене Байрон часто - ярко выраженный холерик. Эмоциональную амплитуду его Грехема-Петруччо лучше всего передает интонационный диапазон от рокочущего баритона до фальцета. Личность легко воспламеняемая, он непредсказуем. Он взрывоопасен. Он - артист. Однако, в спектакле с плывущей концепцией чередования «шекспировских» и «современных» картин, Байрон инстинктивно и спасительно сосредоточился на автобиографической ипостаси современника - актера и режиссера Грехема. В театре «Зазеркалье» ему уже доводилось сыграть артиста, да еще и великого - Федора Волкова. В центре коллизий оперы «Любовник Мельпомены» была трагическая ситуация зависимости гения от власти. Но если в опере злободневность темы была прикрыта антуражем давно ушедшей эпохи, то реалии мюзикла «Целуй меня, Кэт!», наконец, позволили Байрону вообще ничего не изображать. «Со своим лицом играть лучше», - говаривал герой «Рабы любви». В сценах «закулисья» работа актера отчасти напоминает принцип игры в кино. Кое-где именно его чутье достраивает тончайшую поэзию мизансцены. Вот, будто бы заблудившись в сумерках жизни и лабиринтах размолвок с любимой, Фред устало прислоняется к стене гримерки, запрокидывает голову, и театральный свет, будто луна, омывает его точеный профиль. Так рождается образ бесконечного одиночества. Театр уступает место жизни: подчас растерянности и отчаянию, подчас свинцовой усталости борющегося за выживание художника. Горькая складка у рта, опустившиеся руки с засученными рукавами - всем своим видом, без бродвейского куража, а именно «по-нашенски» говорят: трудно бывает человеку на этой земле жить...

Когда самых разных ролей сыграно столько, сколько их уже сыграл Александр Байрон, можно говорить о вершинах репертуара артиста. После удач у А. Белинского и А. Исакова, Байрон раскрыл новые грани своего мастерства в спектаклях режиссеров, приглашенных из-за рубежа. Закономерный успех принесла актеру одна из ярчайших ролей опереточного репертуара, соединяющая в себе амплуа героя и простака - граф Данило. Знаток оперетты из Венгрии М.Синетар в постановке «Веселой вдовы» предоставил А. Байрону определившую успех свободу. И Байрон сыграл обаятельного кутилу. От весельчака подшофе, с заплетающимися ногами и раскоординированной пластикой, до саркастического обличителя меркантильности и фальши общества, Данило - Байрон - эталон раскованного артистизма. Как шуту или ребенку, ему позволено все, даже упрямое ерничанье наедине с богатой вдовой Ганной (каким очевидным становится в игре актера второй план - он любит ее и не может простить!). Успех этой роли не случаен для Байрона. Данило будто соединил в себе издавна любимых актером антиподов: искрометного и лукавого Фигаро и кажущегося холодным, разочарованного жизнью Онегина.

В спектакле «Мадам Помпадур» Байрон сыграл Калико - по сути Юродивого, только на французский манер. Опереточный Калико не бескорыстный народолюбец, как его родственник из оперы Мусоргского, а философ-эпикуреец, напоминающий «грязного поэта» из романа «Анжелика. Путь в Версаль» А. и С. Голон. В спектакле М. Синетара Байрон воплотил сам Дух Времени и Революции. Как ни одна другая роль, Калико позволяет Байрону проводить в оперетте отличную от любви тему. Вольным гедонизмом переливается голос Калико, распевающего свои памфлеты, как Марсельезу; но, вместе с тем, Калико - глубоко драматичное звено во фривольных перипетиях оперетты: «Что остается поэту в этом чертовом XVIII веке? Одиночество!», - восклицает он с трагикомической интонацией. В роли философа-паяца у Байрона «играют» даже развевающиеся полы кафтана, а сколько выражают... ступни ног. А как жеманно и осторожно (галантный век) его приседание на край кушетки!

Среди шедевров актера особняком стоит Билли Флинн (мюзикл «Чикаго»), созданный Байроном в содружестве с хорватским режиссером Д.Р. Подольски. «Наше время - без героя, - утверждает актер, - эпоха антигероев». Таким и предстал Флинн-Байрон. Ему свойственна чуть капризная интонация умного и прагматичного человека, которого изрядно раздражает суета глупых людишек. Да и человека ли...? Билли Флинн - Бог шоу-бизнеса и всех проштрафившихся и угодивших за решетку дамочек. «Когда я вижу текст, - приоткрывает тайны «кухни» Байрон, - мне многое подсказывает расстановка ударных слов, ритм реплик, и я уже сразу представляю себе образ мыслей персонажа. Остается «лепить» сценическую фактуру». В «Чикаго» актер купался в игре с подтекстами, заплетая вязь изощренной, циничной, но при этом удваивающей его обаяние, философии игры в игру. Актер не скрывал пародийности интонации. Культура Байрона сказалась в рафинированном изяществе, с которым его адвокат Флинн вел спектакль-процесс Рокси Харт.

Отпечаток исполнительского стиля мюзикла, его современной лексики заметен, быть может, в лучшей роли А. Байрона - Ласло Иллишхази. Постановка на малой сцене камерной оперетты «Баронесса Лили» стала для актера профилактикой против штампов «большой» оперетты. Байрон воспринял от венгерского режиссера А.Береша манеру общаться с партнером в ключе контактной импровизации. Не потому ли так легко даются актеру эксперименты европейских постановщиков, что он сам - с «лица не советским выраженьем»? Его выражение скорей под стать моделям фламандских портретистов. Отсюда и присущие ему европейская раскованность и унаследованное с генами чувство жанра. Вспоминаются реалистичные на грани не искусства, а самой жизни шведские актеры Ингмара Бергмана; позволяющий заглянуть за подкладку человеческого сознания сумрачный, загадочный и непреодолимо харизматичный нидерландец Рутгер Хауэр... Вот и А. Байрон - Ласло непринужденно откинет прядь волос со лба, посмотрит с полуулыбкой, проживет какую-то долю сценического времени с присущими его интеллектуальному стилю мимическими и жестовыми микрооценками - и враз поверишь в реальность его сценического героя. Главную роль в спектакле, где нет таких условностей, как хор и балет, зато есть крепкий драматический ансамбль, Байрон, наконец-то (он ведь мечтает именно о серьезном театре!), играет не так, чтобы произвести впечатление сию секунду, а так, чтобы в итоге выросла правда внутренняя, правда характера.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.