Каждый выход на сцену - восторг и бесконечная благодарность судьбе / Людмила Коршунова (Рязань)

Выпуск №2-152/2012, Лица

Каждый выход на сцену - восторг и бесконечная благодарность судьбе / Людмила Коршунова (Рязань)

Мы беседуем с народной артисткой Российской Федерации Людмилой Коршуновой в юбилейные дни в ее родном театре, которому отдано 35 лет творческой жизни. В гримерную издалека доносятся приглушенные голоса, идет спектакль, в этот вечер в Рязанском областном театре драмы закрытие очередного театрального сезона. И, рассказывая о себе, актриса невольно прислушивается к действию на сцене.

Ее очарованность театром начиналась с балета, когда десятилетнюю девочку мама записала в хореографическую студию. Три года учебы, классический репертуар, затем - народный театр, где ставили пьесу Бертольта Брехта «Добрый человек из Сычуани». В нем застенчивая старшеклассница Люда Коршунова с наслаждением играла в массовке, но главное - общалась с увлеченными театральным искусством людьми. В этой среде, где страстно спорили о поэзии Вознесенского и Евтушенко, о спектаклях театра «Современник», о новых фильмах и книгах, созрело ее решение стать актрисой.

На вступительных экзаменах в Саратовское театральное училище юная абитуриентка с большим чувством прочла отрывок из «Тараса Бульбы» - смерть Остапа, интуитивно выбрав путь драматических испытаний. В 16 лет стала студенткой (самой младшей в группе) и на первом же курсе в работе над этюдами обнаружила, что не имеет никакого представления о том, что такое обучение актерской профессии. А работа предстояла большая.

Оглядываясь назад, актриса с благодарностью вспоминает своих педагогов: актеров Надежду Дмитриевну Шляпникову и Юрия Михайловича Сагъянца, своего первого режиссера в профессиональном театре Юрия Петровича Киселева, создавшего в Саратове лучший в стране Театр юного зрителя, где ставились новые пьесы Виктора Розова, игралась проза Бориса Васильева, Чингиза Айтматова. Они научили своих воспитанников работать над ролью, разбирать пьесу глубоко и скрупулезно, уметь реализовывать на сцене те задачи, которые ставил перед ними режиссер.

На сцене ТЮЗа, куда Людмила пришла после училища, она сыграла Аленушку в «Аленьком цветочке» и тут стало ясно, что ей в детском репертуаре тесно, она была внутренне старше тюзовских персонажей. Вот Джемма в «Итальянской трагедии» (инсценировке романа «Овод»), Кадича в спектакле «Тополек мой в красной косынке» по Ч. Айтматову - это были ее роли, определившие путь на сцену драматического театра.

В 1976 году Людмила Коршунова приглашена в Рязанский театр драмы. «Ее индивидуальность была очень трепетной, взволнованной, легко откликающейся на любой режиссерский замысел», - скажет со временем об актрисе главный режиссер театра Николай Сергеевич Вознесенский, сразу увидевший в ней свою героиню. Она стала много играть и какие бы ни исполняла роли мирового классического и современного репертуара, в ее игре не было места случайностям, промахам, слабостям, а ощущалась высокая техника актерской школы, уроки театра психологического.

Актриса появлялась перед зрителем легкая и вдохновенная: огромный труд оставался в репетиционном зале. В 1981 году на областном смотре творческой молодежи Людмиле Коршуновой присуждено 1-е место за исполнение ролей АриадныГнездо глухаря» В. Розова) и Мармион Сергей Есенин» Н. Шундика). Одной из лучших работ по итогам сезона 1985/86 гг. в рязанских театрах стало ее исполнение роли ВариВишневый сад» А.П.Чехова). В те годы театр много гастролировал по стране. Вот как воспринимали новосибирцы актрису в роли Маргарет в спектакле по пьесе Т. Уильямса «Кошка на раскаленной крыше»: «Прекрасные внешние данные, отшлифованная пластика и, главное, глубокое внутреннее проникновение в психологию героини».

Свою вторую встречу с драматургией Т.Уильямса в спектакле режиссера Леонида Колосова «Внезапно, прошлым летом» актриса назвала подарком судьбы. Образ миссис Винэбл, матери погибшего поэта Себастьяна, расширил диапазон актерского мастерства Людмилы Коршуновой. Филигранная работа над каждой мизансценой, каждым движением, жестом, острый стилистический рисунок роли, в которой угадывался обольстительный женский персонаж, словно сошедший с экранов знаменитой «фабрики грез» Голливуда - актриса давала почувствовать зрителю эстетику «пластического театра» Т. Уильямса, который, по мнению драматурга, должен был прийти на смену «исчерпанным средствам внешнего правдоподобия».

И что еще было важно, репертуар в театре строился таким образом, что у Людмилы Коршуновой сразу определился партнер. Начиная с дебюта на рязанской сцене (Софья в спектакле «Горе от ума»), таким партнером стал Виктор Приз, сыгравший в грибоедовской комедии Молчалина. Они одновременно появились в труппе, стали прекрасной сценической парой, настоящими партнерами, что очень редко бывает на театре. Все совпадало: рост, голос, темперамент, внутренний драматизм. Они могли смотреть друг на друга и заряжаться встречной энергией. Ругаться на репетициях и, дружески обнявшись, уходить с них. А во время спектакля полностью доверять друг другу.

Весной 2000 года по приглашению Государственного Театра Наций рязанский драмтеатр показывал в Москве на сцене театра им. А.С. Пушкина спектакль режиссера Жанны Виноградовой «Вас вызывает Таймыр» по пьесе Александра Галича. В программе «Национальное достояние России» были представлены ведущие актеры труппы, народные артисты РФ Людмила Коршунова и Виктор Приз.

Большая биография удачных совместных работ сложилась у актрисы с художественным руководителем рязанского театра драмы Жанной Владимировной Виноградовой, которая чувствовала и ценила энергию зрелого таланта Людмилы Коршуновой, хотя считала ее больше актрисой западного репертуара. Леди Эрлин - ведущая сольная партия в спектакле «Веер леди Уиндермир», королева Элинор в блестящем дуэте с Виктором Призом в роли короля Генри («Лев зимой»). Но была сыграна в спектаклях Ж. Виноградовой и русская классика: Мурзавецкая Волки и овцы»), графиня Томская («Пиковая дама»), Москалева («Дядюшкин сон»). На гастролях в Ярославле об игре Людмилы Коршуновой в роли Мурзавецкой один проницательный критик заметил: «Она играет больше Лескова, чем Островского». В этом спектакле незабываем был финал. Актриса одна в кресле, на авансцене. Долгое молчание, которое говорило зрителю сильнее слов: Мурзавецкая, привлекательная, моложавая, полная сил для очередных интриг, на наших глазах превращалась в одинокую старуху, удел которой трагичен.

Как-то в разговоре о профессиональных секретах Людмила назвала один из своих актерских принципов: «Зритель должен чувствовать тайну роли». В журнале «Театральная жизнь» за 1999 г. доктор филологии О. Воронова делилась впечатлением об игре актрисы в роли графини Томской - Пиковой Даме: «Первое же появление на сцене ее героини позволяет в полной мере ощутить мертвящий холодок запредельной стихии. Страшный, прожигающий душу взгляд властно захватывает сознание зрителя своей необъяснимой, гипнотизирующей магией. Что в нем? Власть неутолимого фатума? Сила тайного знания? Трагический опыт души, давно уже готовой перешагнуть роковую грань, отделяющую жизнь от смерти? Актриса смело преодолевает «возрастные» стереотипы роли. Она играет не возраст, а идею, воплощенную в образе: старая графиня прежде всего носительница непреклонной воли Судьбы, живое орудие рока, тайный вершитель высшего суда над героем».

Надо сказать, что Людмилу Коршунову всегда любили рязанские зрители, как выразился один из них: «Своей игрой она меня возвышает». Вспоминается, когда в театре в последний, тридцать пятый раз играли пьесу Э. де Филиппо «Филумена Мортурано», и, прощаясь со спектаклем, люди долго с воодушевлением аплодировали любимой актрисе.

Но сценическая судьба, как правило, по своей сути драматична. И актерская дорога не всегда усыпана розами. Так после многолетней плодотворной работы наступил период, когда имя Людмилы Коршуновой все реже стало появляться в афишах. Могла ли актриса сама себе найти пьесу и предложить ее театру? Задаю волнующий меня вопрос и получаю обескураживающий ответ.

- Нет, пьесу сама себе искать не умею. Мне нужно указать путь, по которому идти. На этом пути я могу ориентироваться и искать уже тропинки к образу, насыщать его, вкладывать свое понимание того, что считаю важным сейчас. Но путь актрисе указывает режиссер. Доверие к режиссеру, как в молодые годы в спектаклях Юрия Петровича Киселева, вернулось ко мне на репетициях спектакля «Опасные связи», который поставил в нашем театре приглашенный из Москвы режиссер Сергей Виноградов. Сегодня, играя маркизу де Мертей, я испытываю внутреннюю радость, восторг, легкость, настолько удивительной, полной любви к актеру, сложилась атмосфера в этой постановке. И зритель это чувствует тоже.

Да, коварная маркиза де Мертей из знаменитого романа Шодерло де Лакло сыграна актрисой с особым профессиональным шиком, с внутренней свободой человека, вновь заслужившего «подарок судьбы». И снова, в третий раз - счастливая встреча с драматургией Теннесси Уильямса в спектакле Сергея Виноградова «Сладкоголосая птица юности».

О своей героине Принцессе Космонополис Людмила Коршунова говорит с особым трепетом:

- Эта роль - редкое счастье, какое выпадает не каждой актрисе. Если не привязываться к театру, в принципе, каждая женщина переживает свою возрастную драму. Но в спектакле прежде всего речь идет о душевных метаниях творческой личности. В «Сладкоголосой птице юности» вся и моя жизнь тоже.

- У вас две дочери, Анна и Ксения, они выросли в театральной семье, но не пошли по актерской стезе? Почему?

- В них не было нашей одержимости. Им нравилось, что делают родители, но сами они не смогли бы всю свою жизнь подчинить театру. Мы жили, надо сказать, однобоко, добровольно лишали себя ради театра многих человеческих радостей. Все мысли заняты основной работой. В любой поездке, в каждой новой встрече с людьми, в восприятии произведений искусства сразу возникают ассоциации с каким-то ролевым моментом. Это происходит автоматически. Профессия такая, все для сцены. Главное - это возможность работать. Когда иду в театр на репетицию, я парю над землей. Для меня каждый выход на сцену - восторг, бесконечная благодарность судьбе.

Очарованность театром, возникшая однажды в сердце маленькой балерины, как никогда сегодня ощущается в роли Принцессы Космонополис. «Ясно, - как сказал в свое время маститый театральный критик, - ни возрастные границы, ни рамки амплуа не мешают, но стимулируют «свою игру» этой актрисы». В «своей игре» - магия и красота искусства сцены.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.