"Мельпомена Таврии": хроника большого события

Выпуск №2-152/2012, Содружество

"Мельпомена Таврии": хроника большого события

В Херсоне 21-27 мая прошел XIV Международный фестиваль «Мельпомена Таврии» - визитная карточка Херсонщины. Культурное и коммуникативное значение этого театрального форума переоценить трудно: с 1999 года из Всеукраинского фестиваля музыкальных премьер он вырос в широкую экспозицию самых разных театров и площадку для встреч международного значения.

Мне была оказана честь работать в составе жюри фестиваля.

Как подчеркнул, отвечая на вопрос о теме этого театрального форума во время пресс-конференции, Президент фестиваля, директор - художественный руководитель Херсонского областного академического музыкально-драматического театра им. Н.Кулиша Александр Книга: «...Мельпомена Таврии» - это фестиваль-радуга, представляющий все темы и все жанры, и именно этим привлекающий широкую зрительскую аудиторию».

Заявленный «формат вне формата» фестиваль оправдал в полной мере - такое количество различных театральных коллективов в единицу времени «неделя» еще поискать. 

В качестве курса «молодого бойца» обязательное посещение всех спектаклей программы «Мельпомены Таврии» можно смело советовать тем, кто хочет лучше понять театр, научиться сравнивать, научиться о нем писать, дискутировать, думать, выбирать; чувствовать, где тебе горьковским Данко протягивают со сцены свое сердце, а где, наверное, лгут... И здесь разность не только географии коллективов, жанров и форм, но и художественной ценности постановок играет ключевую роль...

В этом году «Мельпомена...» собрала в Херсоне творческие коллективы из Минска, Киева, Кривого Рога, Смоленска, Баку, Бобруйска, Николаева, Кишинева, Нижнего Новгорода, Одессы, Владимира, Перми, Белой Церкви, Луцка... Спектакли  шли на нескольких сценах, подаривших органичное пространство и монументальным постановкам, и камерным откровениям...

Вне сцены жизнь была не менее насыщенной - пресс-конференция, семинар-совет директоров театров Украины, читки пьес гостей-драматургов и, конечно, неформальное общение всех со всеми - знакомства, встречи старых друзей, творческие дискуссии, обмен идеями и, разумеется, тосты за искусство - как без них?

... Впрочем, закулисье оставим для широкого читателя при его таинственном флере, оставим судейские баталии при распределении номинаций, оставим даже сами номинации. Потому что не номинации в итоге главное. Главное, что вновь состоялась «Мельпомена Таврии», что помогает  финансово  местная власть и бизнесмены, что театрализованное открытие и закрытие фестиваля - праздник для горожан, что были полные залы (кстати - херсонский зритель - понятие практически нарицательное, обозначающее зрителя высокой культуры и особого трепета по отношению к театру).

Начало конкурсной программы «Мельпомены Таврии» порадовало знакомством с удивительным актерским составом Республиканского театра белорусской драматургии, представившим сакральное действо «Круги рая» о жизни поэта Янки Купалы... Потом были споры о пьесе, об актуальности выбранной темы «художник и власть», о режиссерских недоработках, но факт остается фактом - так называемый мужской «хор» из друзей поэта, а потом красноармейцев - это пример того, как актерам нужно работать в ансамбле, как важно владеть своим телом; пример того, что нет на сцене вторых (третьих, четвертых) ролей... Нельзя не отметить и очевидную удачу постановщиков хореографии и пластики - точное, экспрессивное движение стало «локомотивом» не самых сильных мест пьесы и постановки, и вот уже не хочется открывать «страшный» блокнот театрального критика и припоминать создателям спектакля промахи. Потому что это все равно было красиво, со вкусом, динамично и с огромной любовью к своей стране, ее истории, ее героям.

 

... Первый конкурсный день завершился моноспектаклем «Евгений Онегин» актера Киевского театра «Астрея» Петра Миронова, вызвавшего больше недоумения по поводу необходимости без помощи режиссера (в которой, судя по многим беспомощным мизансценам и «проброшенном» тексте, он остро нуждался) читать публике «от и до» пушкинский роман в стихах, но и, отдадим актеру должное, самостоятельно нашедшего замечательное художественное решение - иллюстрировать текст знакомыми пушкинскими «зарисовками на полях», которые он собственноручно делал перед зрителями.

...На следующий день, вслед за очевидной пластической удачей белорусов, мне пришлось огорчиться пластической неудаче тех, кто понятия «пластика», «движение» выдвигает как ключевое во всем своем творчестве - Криворожского академического театра музыкально-пластических искусств «Академия движения»... Впрочем - кто-то «пинам бауш made in Кривой Рог» уже сейчас возводит нерукотворные памятники за «врачевание душ» в «криминогенном», «страшном» городе, который до появления этого коллектива знай себе массово «чистил кастеты»... Важность лозунга «искусство в массы» признать, конечно, стоит. Но объясните, как зовется искусство «и не балет, и не драма, и не пантомима»? Синтез всего этого нам представили в постановке «Пира во время чумы» по «Маленьким трагедиям» Пушкина. Кто-то, не глядя, воскликнет: «Но это же безумно интересная находка!». Да, звучит интригующе. Но на деле мы получаем некую подделку под эксклюзив с несколькими авторскими художественными находками по форме, но, увы, не содержанию... Но не могу не отметить актера «Академии движения» Никиту Давыдова (Барон, Моцарт, Лепорелло), в котором драматический талант не «задушил» даже пресловутый бессловесный «синтез».

 

Могилевский областной театр театр драмы и комедии им. Дунина Марцинкевича (г. Бобруйск) представил незамысловатую постановку пьесы Григория Горина «Забыть Герострата»... Думаю, что те, кто близко знаком с драматургией Горина, догадаются, что определение «незамысловатая» в данном случае удручает... Да, постановка была слаба. Да, то многое драгоценное, что дает горинская драматургия, было проброшено. Да, не всем артистам хватало мастерства для воплощения ярких горинских образов. Но зато здесь никто не прятался за формализм и всевозможные «синтезы». Зрителя аккуратно, не путая, не эпатируя, не пугая провели по сюжету «Герострата...» - что тоже не помешает тем, кто с этой пьесой не знаком. Доброжелательный херсонский зритель приветствовал бобруйцев  тепло. А мне хотелось пожелать актерам штурмовать сценречь, сцендвижение и быть требовательней к режиссерам - пусть дерут три шкуры и четче ставят актерские задачи.

... А потом был Чехов. Встречи с ним на театральной сцене всегда ждешь с нетерпением и тихим ужасом в душе - ибо навредить ему так просто. Херсонский областной академический музыкально-драматический театр им.Н.Кулиша в рамках конкурсной программы представлял спектакль по рассказу «На большой дороге» в постановке Сергея Павлюка (которого, несмотря на солидный багаж авторских спектаклей, ласково величают «молодым»). Вот с этим и приходишь на спектакль, переживая за Чехова... Но все меняется и не оправдывается еще до начала действа. В «Театре под крышей», в особой атмосфере близости людей, рассаженных на скамьи, в его особой акустике, зритель попадает в душный, сырой кабак Тихона Евстигнеева, где развернется щемящая, жестокая драма любви - беспощадной и бессмертной... Исполненный емких символов, с замечательно подобранным актерским ансамблем, спектакль «медленно и верно запрягает» в начале, чтобы к концу разразиться, как гром за окном кабака, экзистенциальной трагедией. Это - спектакль зрелого режиссера, с большим жизненным и творческим багажом. Это - Чехов, которого «не ждали» - «черный», тяжелый, сначала даже «чужой». Это - безусловная творческая удача херсонцев и, на мой взгляд, личный «спектакль №1» «Мельпомены Таврии»-2012...

 

23 мая на сцене Театра кукол Смоленский государственный драматический театр им. Грибоедова пытался удивить публику современной драматургией - пьесой О. Поповой «Этюды любви». Если бы не неудачный выбор этой самой драматургии, построенной на мелких адюльтерах в рамках одного парадного, знакомство было бы более душевным - актрисы Инна Флегантова и Ольга Федорова бесспорно владеют лучшими традициями русской актерской школы, но, увы, перипетии современного парадного не дают этим традициям в полной мере раскрыться.

... Пережив «смоленские адюльтеры», я поспешила на окончание спектакля «Макбет» Николаевского академического украинского театра драмы и музыкальной комедии в постановке так удивившего накануне херсонского режиссера Сергея Павлюка. Не видев большей части действа, выводы делать права за собой автор не видит, но в конкретном этом случае присоединяется к лагерю ласково величающих режиссера «молодым» - за то, что в прекрасном своем кроваво-красном зрелище не «выдушил» у актеров подлинность шекспировских страстей... Но надо отдать должное: пусть последние 40 минут, но все-таки «Макбета» - мрачнейшей из шекспировских трагедий - спектакль, исполненный яркими изобретениями режиссера и сценографа Аллы Локтионовой, смотрелся на одном дыхании и интриговал намного сильнее «смоленских адюльтеров», несмотря на то, что там история была совсем незнакома, а тут - легендарный, хрестоматийный сюжет...

 

... После «Макбета» наедине с залом, больше часа не двигаясь с места, не «прикрытая» никакими выразительными средствами, кроме своих бездонных глаз, сидя на лавке, пела жизнь свою «русская мадонна»... Моноспектакль «Запев Мадонны с Пинеги» по повести Федора Абрамова в исполнении актрисы Нижегородской «Школы современного театра» Натальи Кузнецовой в постановке Владимира Кулагина «обнулил» эти самые понятия «моноспектакля» (это не спектакль, это простая исповедь простой русской Богородицы), «актрисы» (это Дуня Дунаева, которая за сарафаном в Петербург пешком ходила, это та, которая «в горящую избу», это - сама Мать Земля, жизнь дающая)... Она держала зал еще до того, как «официально» приглушили свет. Не отпустила и потом: неделя прошла, а «мадонна» перед глазами - на своей скамье (Голгофе? троне?) поет, по-старчески трет колено... А ведь бессмертна.

На следующий день нас поджидал уже другой народный колорит - еврейский. Спектакль «о еврейском счастье» «Левушка» Киевского академического драматического театра на Подоле по пьесе Анатолия Крыма (кстати - гостя фестиваля) обласкан критиками и театральными премиями. «Левушка» и правда исключительно мил. Для кого-то - мил и не более, для кого-то - мил до слез. Каждый впустит его в свое сердце по мере своей сентиментальности и нетребовательности к крепкой школе психологического театра на сцене: здесь силой проживания не загоняют голой рукой гвозди в стол. Здесь тихо живут, тихо любят, тихо грустят. Умирают и оплакивают родных тоже тихо. Театр не человеческого духа, но души.

...Как выяснилось позднее, тем вечером мы спешили с лучшего камерного спектакля на лучший «полнометражный». Впрочем, окрыленные милым «Левушкой» и серьезными заявлениями коллег, смотревших «Короля Лира» Владимирского академического областного драматического театра в постановке Линаса Зайкаускаса с начала: «Это претендент на победу!», нас ждало некоторое смятение третьим действием, явно «расшатанном» актерами... Впрочем - стоп. Спектаклю простили «смятенный» финал, судя по результатам, а посмотренные не с начала спектакли воспитанные критики придирчиво не судят.

... Обратимся лучше к замечательной инициативе творческой группы фестиваля «Мельпомена Таврии» - включению в программу детских спектаклей. Маленькие херсонские зрители, как и взрослые, - публика благодарная и воспитанная. Думается, что и Харьковский театр «Ланжерон», представивший современную сказку «Как Бабы Яги», и Государственный молодежный драматический театр «С улицы Роз» (Кишинев), привезший искрометную компиляцию произведений Корнея Чуковского «Перепутаница», не могут пожаловаться на отзывчивость и усидчивость здешнего маленького зрителя... И если в случае с харьковским спектаклем по сомнительно интересной, но добротно сделанной по «лекалам» доброго детского спектакля сказке М. Мокиенко, все относительно понятно, то кишиневцы проделали с современными детками, слыхом не слыхивавшими про калоши и Петроград, настоящее театральное диво-дивное: без ярких костюмов и спецэффектов, на которые так падки дети, а только лишь на сплошном задоре и сплоченной работе актерской команды «выдали» замершим деткам и их растаявшим в ностальгической неге родителям всю «хрестоматийную» программу по подзабытому, увы, Чуковскому.

 

... Пермский театр «У Моста» в Херсоне ждут с особым трепетом. И люди театра, и простые зрители говорят о пермяках как о фаворитах. Конечно, заждался театральных «кудесников» во главе с идейным вдохновителем Сергеем Федотовым и ваш автор, годами об этом театре наслышанный, да так и не «повидавшийся». С нашумевшим спектаклем «Зверь» встретиться так и не довелось (была «командирована» на другой спектакль программы), зато была вознаграждена гоголевской «Женитьбой», поставленной с привычных комических «ног» на неожиданную потустороннюю «голову». Перманентный полумрак, самооткрывающиеся ящики, Подколесин, нежданно идущий «против» Гоголя и возвращающийся к Агафье Тихоновне, Кочкарев, напоминающий мелкую нежить... Авторски спектакль, безусловно, состоялся. Не все поклонники Гоголя, удивившиеся новому финалу, правда, с этим согласились, но после первого знакомства пермский театр «У Моста» уж точно не забудешь. Потрясением «Женитьба» не стала, но, тем не менее, «подцепила» особой энергетикой этого коллектива, и вот уже, вроде и не потрясенный, но тоже принимаешься ждать вместе с херсонцами новой встречи с пермяками...

 

26 мая зрителей ждал Бакинский муниципальный театр с трогательной историей о двух национальных «космосах» - азербайджанском и грузинском, силе любви и веры, драме двух любящих людей на фоне переломных исторических событий на Южном Кавказе первой четверти прошлого века, «Али и Нино» К. Саида. В грузинском Батуми им возведен памятник. В бакинском театре создали «памятник» передвижной - теперь  о прекрасной и трагической истории хана Али и княжны Нино узнал и украинский зритель. И, что ценно, он «услышал» азербайджанских артистов, несмотря на разность театральных, ментальных, духовных культур.

Вечером того же дня нас снова ждала встреча с Государственным молодежным драматическим театром «С улицы Роз» (Кишинев). После теплого вихря детского спектакля  «Перепутаница» было невероятно интересно увидеть «молодежный» «Маскарад» М. Лермонтова в интерпретации кишиневцев... Но, увы, «Маскарад» получился «молодежным» в несколько ином смысле - «начинающем». Как трогательный дипломный спектакль выпускников театрального вуза - да. Как раскрытие романтического пафоса драмы Лермонтова - нет. И разумно приглашенный в постановку на роль Арбенина опытный актер харьковского театра «Ланжерон» Виталий Бондарев бродил среди молодых коллег одиноким «Акелой»... Хотя! Как противопоставление благородный Арбенин - коварные гости «маскерада» - взрослый, интеллектуального склада, с отрицательным обаянием Бондарев - молодые, горячие, «шкодные» ребята режиссера Юрия Хармелина - спектакль «сработал»!

... «Сработал» и моноспектакль Центра документальной пьесы Verbatim (г. Одесса) «Матки - Души» по пьесе А. Луненок. Кто не «спрятался» - не сбежал в начале спектакля от специфической лексики (кстати - абсолютно оправданной), не стал конфликтовать внутренне с фактом того, что больше часа отдельно взятый врач-гинеколог откровенничает с ним о женском «сокровенном», называя вещи (а точнее - органы) своими именами - тот проникся и социальным посылом постановки Евгения Юхновца (он же - исполнитель), и замечательным текстом драматурга, и безоговорочным владением залом артиста...  27 мая в Херсоне резко увеличилось число желающих посетить самого «женского» врача! Это - не социальная реклама в СМИ, это - сила искусства! И без шуток. Спектакль «Матки - Души» - невероятно нужен здесь и сейчас.

 

... «Венчал» конкурсную программу «Мельпомены Таврии» Киевский национальный академический драматический театр им. И. Франко с постановкой «Грек Зорба» - пьесой режиссера Виталия Малахова и актера Анатолия Хостикоева по произведению Н. Казантакиса... И словно у легендарного Тевье-молочника (кто хоть сколько-нибудь знает «франковцев», поймет) появился «младший брат». Еще один народный герой - не с мечом, не со стрелами, а с рыбацкой сетью, песней и тихой, светлой мудростью тысячелетней...

 

***

К финалу фестиваля весь Херсон говорил о театре. И пусть кто-то рассуждал на уровне «нравится - не нравится»,  кто-то «препарировал» увиденное на молекулярном уровне, а кто-то и вовсе говорил лишь о костюмах участников карнавального шествия, закрывавшего «Мельпомену Таврии»,  но факт остается фактом, а заслуга «родителей» фестиваля - бесценным вкладом в духовную жизнь родного города.

Театральный праздник здесь - праздник городской. Здание театра - маяк и магнит, к которому спешат, занимают лучшие места... Организаторы фестиваля не прячутся в кулуарах с бокалами и посиделками «только для своих», как это заведено, а дарят праздник открытия и закрытия «Мельпомены Таврии» городским жителям, празднуют вместе с ними... С ними - благодарными, преданными, воспитанными в любви к театру, совершенно исключительными херсонскими зрителями - уверена, и будут идти по жизни, по новым фестивалям, проектам и свершениям рука об руку.

«Мельпомена Таврии» при всем своем большом количестве «особых» гостей - режиссеров, драматургов, театроведов - фестиваль народный не в конформистском, а в объединяющем понятии этого слова. Фестиваль, которому есть что показать абсолютно всем своим зрителям - от малыша и его самых простых родителей до ведущих экспертов театра. За это и ценим. И ждем!

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.