Летний парад комедий / Рязанский драматический театр в Тамбове

Выпуск №2-152/2012, Гастроли

Летний парад комедий / Рязанский драматический театр в Тамбове

Все-таки и в театральной жизни происходят изменения к лучшему. Вновь пришло время, когда театры могут позволить себе организовать поездку с несколькими постановками в другую область. А ведь такой возможности не было более двух десятилетий. Найдена замечательная форма - обменные гастроли.

Тамбовский и Рязанский драматический театры начали обмениваться спектаклями с 2006 года. Три раза за эти шесть лет свозили к соседям по одной постановке во время театрального сезона. А этим летом коллективы решились на показ сразу четырех спектаклей. Разумеется, гастроли стали возможны, благодаря финансовой помощи руководителей областей.

У руководства «Тамбовтеатра» были опасения, что после насыщенного театральными событиями мая (только на Рыбаковском фестивале показано десять новых для тамбовчан спектаклей) и начала июня, когда прошел фестиваль «Театральный синдром», зрители устали и не пойдут в театр. К тому же лето - это отпуска, дачи, пляжи... Поэтому из обширной рязанской афиши были выбраны легкие, веселые, с лихо закрученными сюжетами комедийные действа.

«Но при всем том, - сказал директор Рязанского государственного областного театра драмы С. Гречко, - комедии включаются у нас в репертуар не просто для того, чтобы зрители «подержавшись за животики», ушли, забыв о постановке. Мы стараемся сохранять традиции русского психологического театра и выбираем комедийные пьесы, хотя бы с каким-нибудь внутренним смыслом, чтобы публика могла во время спектакля не только посмеяться, но и подумать».

Гастрольную афишу устроители назвали «Парад июньских комедий». Рязанцы начали свои показы в Тамбове с эротического трагифарса Леонида Филатова «Опасные связи», созданного по мотивам известнейшего одноименного романа XVIII века Шодерло де Лакло. Этот спектакль отличен от остальных трех гастрольных комедий. И не только тем, что в нем нет привычного хеппи-энда. Но и оригинальным режиссерским, и художественным решением. Начинается спектакль с этакой гремучей смеси старинного менуэта и элементов современного брейка в исполнении актеров, изображающих механических кукол, так популярных в XVIII веке. Пластическая увертюра (балетмейстер С. Константинова) вкратце излагает зрителю то, что далее разворачивается в трехчасовой спектакль.

Маркиза де Мертей (Л. Коршунова), выбравшая орудием своей изощренной интриги очень опасного в любовных делах виконта де Вальмона (О. Пичурин), рассчитала все точно, поставив на его репутацию плейбоя. Действо закручивает в тугой узел взаимоотношения двух интриганов и их жертв: Президентши (М. Мясникова), Графини де Воланж (И. Лавринова), Сесиль (А. Демочкина) и Кавалера Дансени (Р. Горбачев).

Режиссер спектакля С. Виноградов и художник Л. Подосенов «полем битвы» героев сделали яркий... боксерский ринг. Персонажи то кружатся вокруг него, то запутываются в ограждении, как в сетях, то эротически кувыркаются внутри. Этот изобретательный театральный прием зачастую усиливает монологи и диалоги героев, но иногда бывает чрезмерным, гася внимание зрителей.

Автор второго гастрольного спектакля рязанцев - всем известный представитель коммерческого театра - Рей Куни. Английский поставщик кассовых комедий теперь задействован и Рязанским театром, руководство которого вдохновили слова известного писателя и переводчика М. Мишина: «На его спектакли во всем мире продано около 100 миллионов билетов, пьесы переведены на десять языков». Московского режиссера Олега Ефремова пригласили в Рязань поставить продолжение «Слишком женатого таксиста» Куни - пьесу «Папа в паутине». Техническая премьера прошла за три дня до показа в Тамбове. Так что во время гастролей фактически состоялась его настоящая премьера. И она была принята на «ура».

Опасения, что зрители не придут в театр, оказались несостоятельными. Рязанцев все четыре дня ждали аншлаги и очень теплый, даже, можно сказать, жаркий прием. Постановка Ефремова оказалась весьма, а порой даже слишком динамичной. Энергичность актера О. Пичурина, с которой он играет таксиста-двоеженца Джона Смита, заставляет безоговорочно поверить, что его персонаж успевал жить на два дома, виртуозно обманывать своих жен Мэри (И. Лавринова) и Барбару (М. Мясникова), воспитывать дочь от Мэри Вики (С. Поротикова) и сына от Барбары Гевина (А. Руденко). Головокружительная кутерьма, которую завертели Смит и его родственник Стенли (Р. Горбачев), когда девушка и парень познакомились через Интернет и решили встретиться, привела тамбовских зрителей в восторг.

Успеху незатейливой пьесы способствовали и прекрасно написанные диалоги. Сразу видно, что текст Куни переводил мастер: в программке значится, что это авторизованный перевод М. Мишина. А этот российский сатирик известен своим острым языком. Но в данном спектакле хорош не только текст, но и игра актеров. Особо впечатляет Ю. Борисов, сыгравший Папашу Стенли. Полусумасшедший, но хитрющий старик доводил публику до слез уже одной комической мимикой, ужимками, сочными репликами.

Два следующих спектакля - «Школа соблазна» современного российского драматурга В. Азерникова и «Блэз» известного французского комедиографа К. Манье - поставлены рязанским режиссером Мариной Есениной. Она также постаралась максимально выжать все смешное из комедийных ситуаций, описанных в пьесах. Но, если «Школа» по действию похожа на добротное домашнее вино, которое веселит, а с ног сбивает время спустя, то «Блэз» со своим куражом более походил на игристое шампанское, от которого сразу кружится голова. Яркие работы Т. Петровой (Алла), А. Зайцева (Артем). З.Маланской (Мари), В. Приза (Блэз) стали украшением этих постановок.

Невозможно представить эти спектакли и без великолепной характерной актрисы Н. Паламожных в ролях дворничихи Фатимы и испанки Петины. А какими разными оказались роли А. Демочкиной, которая ярко преображалась из тихой мамочки в хищницу бизнес-леди в «Школе», и из дурочки-невесты в хваткую современную девицу в «Блэзе». Но более всего рязанцы покорили зрителей замечательными актерскими ансамблями в каждой постановке. Для коллективов, которые собрали режиссеры, более всего важен общий результат, а не личностное выпячивание. Это чувствовали и зрители, которые одаривали актеров жаркими аплодисментами все четыре дня удавшихся гастролей в Тамбове.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.