Пустой театральный фарс в двух частях / "Король умирает" (Свердловский академический театр драмы)

Выпуск №2-152/2012, Конкурс СТД РФ

Пустой театральный фарс в двух частях / "Король умирает" (Свердловский академический театр драмы)

Весной 2012 года Союз театральных деятелей России и Международный фестиваль русских театров стран СНГ и Балтии «Встречи в России» провел Конкурс театральной рецензии для творческой молодежи.
Целью конкурса было выявление интересных молодых театральных критиков и журналистов, стимулирование их интереса к театру, помощь в творческом становлении талантливой молодежи, обучение пониманию театрального искусства через непосредственное общение в профессиональной среде.
В конкурсе принимали участие молодые (до 30 лет включительно) любители и профессионалы, делающие первые шаги в журналистике и театральной критике.
На конкурс пришло 95 рецензий от авторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Саратова, Сочи, Читы, Томска, Перми, Владивостока, Стерлитамака, Якутска, Иваново, Кирова, Майкопа, Магнитогорска, Волгограда, Тольятти, Самары, Уфы, Лобни, Новосибирска, Чебоксар, Белгорода, Омска, Благовещенска, Полевского, Липецка, Орла, Ульяновска, Хабаровска, Барнаула, Иркутска, Тюмени, Челябинска, Томска, Зеленодольска, Кемерово (Россия), Киева, Черкасс, Симферополя, Севастополя, Одессы, Полтавы, Харькова, Черновцов (Украина), Минска (Беларусь), Ташкента (Узбекистан), Кишинева (Молдова).
Жюри конкурса (в составе: Элеонора Макарова, театральный критик, заслуженный работник культуры РФ, руководитель Кабинета критики и театроведения СТД РФ, Москва; Екатерина Павлюченко, театральный критик, член Международного союза журналистов, Санкт-Петербург; Павел Руднев, театральный критик, педагог РАТИ, помощник художественного руководителя МХТ им. Чехова и ректора Школы-студии МХАТ по спецпроектам, Москва), прочитав все работы, решило вручить премии:

  • ВИКТОРИИ БИКТИМИРОВОЙ (Ташкент, Узбекистан) за статью о спектакле театра «Ильхом» «Пер Гюнт»;

  • МАРИИ РЯПУЛОВОЙ (Киев, Украина) за статью о спектакле «Ворон» Днепропетровского театра-студии «Верим!»;

  • МАРИНЕ ШЕЛЕПОВОЙ (Екатеринбург) за статью о спектакле «Король умирает» Свердловского театра драмы;

  • ЕКАТЕРИНЕ НЕМЧИНОВОЙ (Липецк) за статью о спектакле «Смерть Ивана Ильича» Липецкого театра драмы.

«Страстной бульвар, 10» публикует рецензии Марины Шелеповой и Марии Ряпуловой.

Пустой театральный фарс в двух частях.



В Свердловском театре драмы в середине прошлого сезона состоялась «смертельная» премьера. Знаменитый польский режиссер К.Занусси поставил трагикомический фарс «Король умирает» по известной пьесе Э.Ионеско. О том как умирал король и какой фарс из этого получился расскажем в двух частях.

Часть первая. Фарс на сцене

Я далека от мысли, что талантливым людям многое позволительно и многое простительно. Наоборот, мне близка позиция, что с них и спроса должно быть больше. Однако зачастую провинциальной публике кажется, что когда в работе над спектаклем встречаются известные драматург, режиссер и актер, зритель просто обречен на получение глубоких впечатлений и серьезной пищи для ума. Мы становимся заложниками популярности творца, что напрочь парализует в нас даже элементарную честность с самими собой, а уж тем более критическое восприятие происходящего. Мы забываем, что пищу для ума должна давать не только суть происходящего на сцене, но и эстетическая ценность самого спектакля. А популярность народных любимцев, именитых творцов и даже признанных гениев сама по себе не гарантирует содержательности диалога со зрителем.

На сцене Свердловского академического театра драмы умирал король. Главными виновниками этого события стали Эжен Ионеско, Кшиштоф Зануссии и Валерий Золотухин.

В афише эта постановка заявлена как трагикомический фарс. Если с трагикомедий как-то понятно, то вот «фарс» вызвал несколько вопросов. Если довериться БСЭ, то характерными особенностями фарса являются «легкость и непритязательность сюжета, буффонный юмор, однозначность характеров, внешние комические приемы». Où est une farce? - хочется спросить на языке оригинала пьесы: где тут фарс? Заостренных однозначных характеров - нет. Буффонного юмора - нет. Даже абсурд в режиссерском варианте пьесы аккуратненько подтерт, а игра артистов приближена к психологическому, реалистическому театру. Спектакль откровенно скучен. В нем нет оригинальной трактовки, смелых режиссерских решений и ярких актерских работ. А есть втиснутый в три стены кабинета незамысловатой сценографии, разученный между артистами «драмы» текст.

Король умирает на сцене. Король отчаянно цепляется за жизнь. Король своей известностью и признанностью былых заслуг манипулирует нашим сознанием, заставляя верить в свою силу. Долго и мучительно. Не желая выпускать власть из рук. Отчасти он умирает так продолжительно и оттого, что есть в его окружении люди, позволяющие собой управлять, поддерживающие даже самые жалкие попытки проявить «свою королевскую волю». Но трещина на стене уже появилась, и ее не замазать. Сердце короля еще бьется, но мы явственно слышим, что оно угасает, что оно больно. Маргарита хладнокровна, она убивает короля своими честными высказываниями. Король должен умереть и в наших сердцах, сердцах зрителя от таких же честных высказываний. Король, не выполняющий своих обязанностей, не справляющийся с возложенной на него ответственностью, должен оставить свой трон.

Трещина на стене декораций, указывающая на неминуемое разрушение и смерть короля, символизирует и разрушающийся спектакль.

Антракт

Рассматривать воплощение режиссерского толкования материала, мастерство выстройки мизансцен, глубину и точность актерских работ - бессмысленно. Потому что смысл этот не сотворил сам режиссер. Нет спектакля - нет предметного анализа. На что стоит обратить внимание, так это на то, что творилось не НА сцене, а ЗА сценой.

Часть вторая. Фарс в жизни

Если в спектакле фарса нет, то в работе над спектаклем - фарс самый настоящий: и яркие персонажи, и банальный комедийный сюжет. Казалось бы, сделана беспроигрышная ставка - Ионеско, Занусси и Золотухин - все на красное, господа! Ставки сделаны - ставок больше нет! Но в итоге выпало зеро... И не удивительно! Что за периферийность мышления? Как оценивала и оценивала ли дирекция театра художественную ценность спектакля? Что за подобострастие? Откуда такое фанатичное доверие Именам? И такое неуважительное и просто по-человечески некрасивое отношение к своим? Артисты театра драмы оказались заложниками в этой ситуации. С одной стороны, они работают с именитым режиссером - и это здорово! А с другой стороны, именитый режиссер не работает с ними - и это скверно! А ведь всю тяжесть спектакля и зрительского внимания они, в итоге, несут на своих плечах. Валерия Величко вообще затерли! Поставили в уголок, сделали из него, если называть вещи своими именами, «дублера Золотухина». А ведь у него свое, не менее глубокое и интересное видение роли. К тому же он знает своих коллег не первый год, тоньше чувствует их игру и вполне мог бы выстроить с ними более содержательный диалог.

Звездное трио на всех афишах зомбирует зрителя, заставляя его не верить своим глазам и сердцу. И правда - с трудом верится, что такие уважаемые люди могут сделать что-то поверхностное, а вернее, могут вообще ничего не сделать. Ну не сложно поверить, что такой режиссер не корпел над пьесой, не репетировал с артистами днями и ночами. Никто и подумать не может, что у артистов было всего несколько репетиций на сцене и именно поэтому они так разобщены и играют «с холодным носом». Не верится, что Золотухин на сцене лишь мастерит, а не играет. Так может кто-то другой, но никак не Валерий Сергеевич!

«Безусловно, стержень спектакля - Валерий Золотухин», - пишет областная газета. Почему он стержень? Он не сделал стержневой роли. Он мастерит, он «подрабатывает», простите за резкость, но он откровенно халтурит. Во всех смыслах этого слова. Да и режиссер особо не тратит усилий, чтобы поставить мощный спектакль для екатеринбургского театра. Эту постановку он уже когда-то делал в Мюнхене, наметки есть. Два-три замечания артистам, и спектакль готов.

Даже известные и именитые творцы могут промахиваться. А промахиваются они тогда, когда и не стараются бить по мишени. Спектакль, наскоро сколоченный за считанные недели, пусть и руками Кшиштофа Занусси, будет заваливаться, даже стоя на ногах Валерия Золотухина.

Король умирает, господа. И он должен умереть. Не стоит бояться разочарования в спектакле, признать его неудачей, нелепой самоделкой только потому, что руку к нему приложили Короли.

Печально, когда честное зрительское восприятие оказывается выше и проницательнее и пьесы, и спектакля, и героев истории. Король умер, господа! Ставок больше нет!

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.