Театр в ночной тиши музея. "Гондла" в Бахрушинском музее

Выпуск №2-152/2012, In brief

Театр в ночной тиши музея. "Гондла" в Бахрушинском музее

«Гондлу» Николая Гумилева не играют практически никогда и нигде. А вот в Ночь музеев 19 июня в московском Бахрушинском музее сыграли. И продолжают играть, привлекая очень качественную аудиторию. Проект не коммерческий, актеры и главный вдохновитель затеи режиссер Александр Смольяков за это практически ничего не получают. Просто собралась компания людей театра - профессионалов, которым захотелось познакомить своих сверстников с красивой, необычной и мало известной пьесой.

Спектакль оказался жизнеспособным, публика на него набивается битком. Правда, пространство для зрителей невелико - десяток рядов в одном из залов музея. Сценическое пространство тоже очень своеобразно: играют спектакль между выставочных витрин, ничего не нарушая в музейной экспозиции. Из реквизита - одно старинное деревянное кресло. Но атмосфера музейного зала, кажется, сам воздух вибрируют в унисон смыслам и рифмам поэзии Серебряного века.

Нет, это не просто литературный театр с актерским чтением стихов. Это действо, в которое словно нечаянно включаются молодые посетители музея, удивившись строкам в старинной книге ирландско-исландских саг. Лишь мягкий голубоватый свет, вдруг заливший пространство (художник по свету Сергей Шевченко), да тихая музыка откуда-то из-за высоких выставочных витрин обозначают гармоничный переход из сегодняшней реальности в ту, выбранную поэтом варварскую старину, в которой происходят драматичные события поэмы. Актеры остаются в своей обычной одежде, ибо история про Гондлу - это история о вполне актуальном поединке интеллекта с грубой природной силой, духовности с агрессией. И о жертвенном великодушии, способном подарить людям гармонию отношений. Возможно, поэму Гумилева можно играть и о другом. Однако небольшой актерский коллектив и его режиссер Александр Смольяков предлагают свою редакцию драмы. Кое-где тактично скорректирован текст, появляется новое действующее лицо - женственно-мудрая Дева озера, по-своему расставлены акценты в финале. Все это определяет содержание данного спектакля, в котором удается выделить главное, гумилевское, и одновременно то, что нынче в большом дефиците: высокую гуманность, осознание ценности благородства души.

Благородство определяет и весь стиль постановки. Никто не рвет страсти в клочья. Может быть, остроты контрастов, интонационной динамики и разнообразия даже немного и не хватает. Но есть очень выразительные, пластически выверенные мизансцены, есть внутреннее напряжение взаимоотношений, а значит, есть активное действие. И не важно, что оно создается на практически крошечной сценической площадке в непосредственной близости к зрителю. Тем более ценен здесь мельчайший осознанный жест, изменение ракурса, взгляд.

Но постановщик остроумно расширяет условные границы площадки: сцену драки оскорбленного Гондлы с циничным красавцем Лаге режиссер выносит за высокие музейные шкафы. Зритель только слышит крики и шум побоища. И уж потом видит Гондлу - словно сбитое в комок тело, искаженное страданием мужского унижения лицо с невыразимо печальными глазами. А за ним - самодовольного самца, по-своему прекрасного в своей первозданной природной мощи.

Мужественное естество временно берет верх - Лера, невеста Гондлы, предпочитает насильника, обманом похитившего ее невинность, труднопостижимому в его духовной красоте Гондле. Но герой - не просто оскорбленный любящий человек. Он знает свою миссию. Смерть Гондлы от собственной руки должна примирить всех. Финал спектакля прост, естественен и вбирает в себя несколько смыслов: общим соединением рук персонажи скрепляют приятие духовной позиции Гондлы, молодые посетители музея, пережив драматичную историю, постигают ее мудрость, а актеры благодарят друг друга за роскошь творческого общения. Вот их имена: Наталья Чернявская - Дева озера, Анна Могуева - Лера, Сергей Захарин - Гондла, Кирилл Гордеев - Лаге, Александр Муратов - Ахти, Максим Онищенко - Вождь ирландцев.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.