Чудеса в театре кукол начинаются с художника / Юбилей у Алексея Митрофанова (Чебоксары)

Выпуск №2-152/2012, Юбилей

Чудеса в театре кукол начинаются с художника / Юбилей у Алексея Митрофанова (Чебоксары)

 

В г.Набережные Челны Республики Татарстан живет и трудится добрый волшебник, создающий играющую куклу. Алексей МИТРОФАНОВ - главный художник Набережночелнинского государственного театра кукол. Более десяти лет мастер служит своему призванию, создавая в театральных работах чудесный сказочный мир, фонтанирующий многообразием красок, несущий красоту, добро и свет, способный удивлять, восхищать и радовать зрителя. За годы профессионального творчества он сотворил около 300 кукол, оформил более 30 спектаклей.

Имя главного художника Набережночелнинского государственного театра кукол Алексея Митрофанова достаточно известно в российских кругах кукольников. Театральный художник, за плечами которого два профессиональных ВУЗа: художественно-графический факультет Набережночелнинского педагогического института и отделение театрально-декоративного искусства Ярославского театрального института.

Совместное творчество Чувашского государственного театра кукол с Алексеем Митрофановым началось в 2005 году со спектакля «Кот в сапогах» по сказке Шарля Перро.

За первой постановкой последовала вторая: в 2006 году Алексей Митрофанов оформил спектакль «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» по А.С.Пушкину. Его работу в спектакле театр выдвинул в номинации «Лучшая сценография» на VIII Республиканский конкурс театрального искусства «Узорчатый занавес», проводимый ежегодно СТД Чувашии. Необычная сценография спектакля в виде большого зеркала, выполняющего роль ширмы, и в наши дни, спустя шесть лет после премьеры, выглядит оригинально, свежо и нравится зрителям. Особенно маленьким, когда в зеркальном окне появляются «живые» картинки с куклами, иллюстрации сказки, дополняющие повествование двух актеров-рассказчиков.

В 2007 году Алексей Юрьевич выпустил на сцене Чувашского театра кукол две сказочные постановки для малышей: «Колобок» по русской народной сказке и «Теремок» С.Маршака, сценическое оформление которых также не вписывалось в традиционные для зрителя декорации. В спектакле «Колобок» юная публика любовалась крутящейся на сцене сказочной каруселью, а в «Теремке» - дивным домиком с расписными дверцами и ставенками на оконцах с ажурными занавесями.

Алексей Митрофанов относится к числу тех художников, которые рождены для театра кукол. Любимая работа приносит ему счастье, удовлетворение и возможность самореализации, что для творческой личности важно и необходимо.

Когда он приезжает в театр по приглашению, ему нередко приходится совмещать работу художника-постановщика и конструктора кукол. На нашей сцене особого внимания заслуживают куклы художника Митрофанова в спектакле «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Небольшие по размеру, напоминающие планшетные, по ходу сюжетного действа они плавно двигаются по ширме-столу, приводя зрителя в полное недоумение: каким же образом это происходит? А секрет кроется в обычных магнитах, закрепленных на круглое основание кукол, с помощью которых актеры, скрытые ширмой, создают их «плавающее», завораживающее движение.

Казалось бы, что может быть проще? Зато какое эффектное зрелище!

В своем творчестве Алексей Юрьевич использует практически все типы сценических кукол. Ему интересно работать и с простыми в изготовлении петрушками, и со сложными по механике марионетками. Определение вида куклы, материала, из которого она будет изготавливаться, зависит, как правило, от режиссерского замысла, ролевой значимости кукольного персонажа. Задача художника - сделать куклу такой, чтобы легко «считывался» характер героя, тогда кукловод на сцене сотворит свое чудо...

Внешне кукла Алексея Митрофанова отличается изящной простотой, в ней нет ничего лишнего, но неизменно присутствует сказочность образа и узнаваемый почерк мастера. В каждом кукольном герое видится характер и типаж, удачно им найденные. Случается, что кукла чем-то напоминает актера. Здесь у художника своя позиция. На заре творчества первая его театральная кукла (Коза из спектакля «Коза и Баран») непроизвольно была выполнена так, что оказалась похожей на актрису, исполнявшую эту роль. Годы работы по созданию разноплановых сценических кукол убедили его во мнении, что в театре кукол такое сходство вполне допустимо.

В 2011 году Чувашский театр кукол пригласил Алексея Митрофанова на очередную постановку, 23 декабря на сцене театра с аншлагом прошла премьера сказочного спектакля «Новогодние снежинки» М.Супонина, ставшая прекрасным театральным подарком для юных чебоксарцев к новогодним праздникам. А в январе этого года с новой постановкой театр успешно выступал в Национальном культурном центре «Казань» Республики Татарстан, куда артисты из Чувашии выезжают ежегодно с новогодними представлениями для казанской детворы.

В сентябре 2012 года Алексей Юрьевич Митрофанов отметил свой 50-летний юбилей. Творческий коллектив Чувашского театра кукол от души поздравляет коллегу, друга, единомышленника, желает здоровья и бодрости, чтобы не иссякало вдохновение и полет души в творчестве, создающем красоту волшебной сказки, и, конечно, ждет новых совместных постановок.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.