Жизнь актера: взгляд изнутри. Юбилей у Александра Юшкова (Арзамас)

Выпуск №2-152/2012, Юбилей

Жизнь актера: взгляд изнутри. Юбилей у Александра Юшкова (Арзамас)

Что значит положить свою жизнь на алтарь театра? Об этом не понаслышке знает самый опытный и уважаемый артист Арзамасского театра драмы Александр Петрович Юшков, который в этом году отмечает свое 70-летие. Его любят и ценят. Его имя многое значит и для театралов, и для зрителей Арзамаса. За творческий путь длиной почти в 50 лет было сказано немало теплых слов об этом человеке, т.к. актеров, обладающих подобным мастерством, сейчас найти не так просто. Да и людей таких тоже редко встретишь - талант, глубина, доброта, открытость, искренность и при этом неуемный характер, увлеченность своим делом, обаяние и безудержное желание действовать, творить, играть - все это Александр Петрович.

Герою рассказа А.Гайдара «Горячий камень», много повидавшему на своем пути, испытавшему и горести, и печали, выпадает шанс изменить свою жизнь, начав все сначала, исправив все свои ошибки, но хорошо подумав, вспомнив все, что ему посчастливилось пережить, он отказывается от такой возможности. Так же и наш герой Александр Петрович Юшков говорит, что, несмотря на ошибки, которые были, и желание вернуться в прошлое с тем багажом опыта, который он имеет сейчас, он бы не хотел ничего менять в своей жизни, поскольку ни о чем не жалеет - значит, так было надо! А это может означать только то, что этот человек жил и живет в ладу со своей совестью.

Актер Юшков любит свою профессию самой преданной любовью и как творческая личность не мыслит себя без театра. За время работы театр для него стал вторым, если не первым домом, а все, что в нем происходит, - близким и волнующим до слез.

Сколько ролей уже было сыграно Александром Петровичем, сложно сказать. Ясно, что их давно далеко за сотню, но дело не в их количестве, главное - что, наблюдая за любой ролью в его исполнении, ему безоговорочно веришь. Юшкову по плечу разные образы: комические, трагические, гротескные - в каждом из них он убедителен, в каждом он легко и непосредственно схватывает самую суть. Будь то, например, Флибер в комедии К.Гольдони «Забавный случай», вызывающий неподдельную симпатию у зрителя, или Самсон Силыч Большов в пьесе А.Островского «Свои люди - сочтемся», лишившийся всего, преданный дочерью, к которому зритель проникается особенным сочувствием и жалостью, или даже колоритная Фрекен Бок в сказке «Карлсон, который живет на крыше».

Актер вспоминает, что в молодости ему хотелось играть что-то определенное, но это был только этап, теперь же он всегда рад новой роли (ведущей или второстепенной это не важно), главное, чтобы была возможность играть. Для него даже маленькая роль увлекательна, профессионально интересна, потому что в любом характере есть особая неповторимость, а задача актера в том и состоит, чтобы уметь играть все и всех. И он играет, воплощая все новые неожиданные образы. Чего только стоит роль алкоголика Володьки в спектакле «Нелюдимо наше море» по пьесе Николая Коляды, где по сцене, залитой по колено водой, актеру приходилось перетаскивать героиню-любовницу, держа сетку с бутылками и падая.

Безусловно, прожить в театре столько лет очень сложно, и в этом Юшкову помогает его оптимистический взгляд на жизнь, уважение к своей профессии, к которой он относится слишком трепетно. Пока артист молод, он восхищается своей профессией, но со временем восторг проходит, и что дальше? Остается только жертвенная любовь к своему делу. Александр Петрович всегда принимал свою жизнь такой, какая она есть, и даже на вопрос, что бы он самому себе посоветовал в начале творческого пути, не задумавшись, отвечает: «Саня, иди до конца, и раз ты выбрал театр, не сворачивай!».

Сейчас с приходом в театр нового главного режиссера, заслуженного артиста Карелии Амана Ягмуровича Кулиева артист Юшков переживает свое второе рождение - новые глубокие, яркие, рельефные роли позволяют снова и снова открывать разнообразные грани его личности, его таланта, его опыта. Например, интересна роль глухонемого старика в спектакле «Песни для детей старшего возраста» по пьесе Нины Прибутковской, которая доказала, что количество текста еще ничего не значит. Состоятельность такой роли в большей степени зависит от таланта актера, поскольку приходится играть не словами, а душой, эмоциями. И Александру Петровичу это удалось, он воплотил в этом образе и трагичность положения, и светлое начало в жизни своего героя. Еще одна яркая роль - Мультик, 80-летний старик в комической мелодраме «Вечер» по пьесе А.Дударева, роль очень объемная и сложная в психологическом плане. Будучи оптимистом-реалистом, подвижным, энергичным человеком, Юшков на сцене превращается в совсем дряхлого старика, осознающего, что в его жизни наступает «вечер». Аман Кулиев говорит: «Александр Петрович Юшков - ведущий артист Арзамасского театра драмы. Человек, который много сил отдал служению театру. Это интересный, сочный профессиональный артист. Волею судьбы ему пришлось «разбросать себя» на мелкие роли в детских спектаклях. Дело в том, что в 90-е годы в связи с распадом СССР он был вынужден уйти из Русского театра, в котором работал. Однако Юшков не ушел из профессии, а приехал в Арзамас и устроился актером в Арзамасский театр драмы. За два года работы в этом театре я ищу серьезный материал, достойный артиста Юшкова, где может полностью открыться тот огромный потенциал, который в Александре Петровиче почти начал угасать».

В жизни же Александра Петровича, в отличие от его персонажа, еще «день». Он начинает задумываться о своем бенефисе, который намечен на октябрь 2012 года, и пока только мечтает об отдыхе, что для артиста, несомненно, лучше, чем этот отдых иметь.


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.