Орел. На Молдаванке музыка играла

Выпуск №3-153/2012, В России

Орел. На Молдаванке музыка играла

В Орловском театре «Свободное пространство» 36 сезон открылся спектаклем «Биндюжник и король» на музыку заслуженного деятеля искусств России Александра Журбина и либретто Асара Эппеля - по мотивам пьесы «Закат» и «Одесских рассказов» Исаака Бабеля. Режиссер - заслуженный деятель искусств России Александр Михайлов. Сценография и костюмы Марии Михайловой. Балетмейстеры-заслуженный артист Украины Олег Николаев и Светлана Щекотихина. Аранжировка музыки - Александра Михайлова-младшего.

Весьма капризный «господин», этот «легкий», притягательный жанр - мюзикл. В чем-то сфальшивишь - тут же «отворачивается» от своих творцов и расхолаживает зрителей. Требует полного слияния музыкальной драматургии, либретто, режиссерских приемов, актерского исполнительства. Если этого нет, жанр может круто «рассердиться», что и случилось в одном российском городе, где все компоненты спектакля «разбежались» в разные стороны. К счастью, такого конфуза в Орле не произошло.

...Она действительно властвует над сердцами творцов и зрителей - чувственная, временами суровая, временами юморная, даже несколько ироническая музыка Александра Журбина (в качественной по звуку аранжировке), где сплетены между собой мотивы, свойственные «музыке» текста бабелевской пьесы и его «Одесских рассказов». Вся эстетическая программа постановки направлена на то, чтобы, с одной стороны, адекватно воплотить композиторский замысел, с другой - приблизить зрителя к пьесе «Закат» и ее трагикомической основе, максимально сохранив работу либреттиста Асара Эппеля. И это получилось. Пластические сцены, вокал, хореография и сценография, темпоритм спектакля, актерские работы - единое и неразрывное целое.

На заднике - «цитата» из произведений Марка Шагала: фигурки ангелов и людей, парящих в воздухе. Символ высокого полета человеческих душ, которого так не хватает людям, живущим на Молдаванке. Вблизи от «шагаловского» баннера расположились (тоже символические знаки) «зековские вагоны», из дверей которых появляются на сцене и уходят за кулисы персонажи спектакля. Почти настоящие телеги (биндюги), превращающиеся то в столы трактира, то в ограждения - тоже «герои» мюзикла, участвуют в действии. Жизнь одесской Молдаванки мало проговаривается - больше выпевается и вытанцовывается артистами - страстно, на оголенном нерве, в спаянном актерском ансамбле.

Вот перед нами Мендель Крик (заслуженный артист России Валерий Лагоша). В образе этого героя исполнитель «выплеснул» на сцену весь свой нерастраченный потенциал актера-трагика. Душа Менделя страдает от любви к молодой Марусе и желания вырваться из надоевшего ему круга повседневных забот. Валерий Лагоша поет свои зонги так, что сердце замирает от сочувствия к нешуточным переживаниям его героя.

Не обделенный силой, упрямый Мендель, избитый родным сыном, превращается в слабого калеку и надо видеть, как на наших глазах меняется Крик-старший. Мощный хозяин и пугливый старик-инвалид. Как бы два разных человека в одном. Потрясающая актерская трансформация позволяет через вокал, пластику и мимику артиста, его выразительное молчание ощутить боль Менделя, как свою собственную.

Трагедию материнского горя его верной жены, Нехамы, для которой семейная ссора равносильна гибели, несет в зал заслуженная артистка России Нонна Исаева: ее вокальные и речевые реплики, лицо, фигура - под непосильным гнетом любви, терпения и невозможности спокойно пережить моральную разруху когда-то дружной семьи. Бандит Беня, сынок Крика (Алексей Кондрахов) - резок и безжалостен ( просто современный глава ОПГ). Может быть, актер слишком красив для этой роли и даже несколько бесстрастен? Наверное, его «рыцарская» фактура вступает в противоречие с тем образом, который написан И.Бабелем? Но он все-таки интересен на сцене, и это главное.

Рядом - харизматичная Ирина Агейкина в роли бениной сестры Двойры, которая всем своим существом демонстрирует желание быть любимой женой богатого человека и не потерять при этом морально-материальной выгоды. Вокальные переклички артистов держат зал в напряжении, потому что наполнены живыми чувствами и надеждами героев спектакля на осуществление тайных и явных желаний. Небольшая по объему, но очень выразительная работа Олега Семичева в роли Боярского, жениха Двойры - его мимика, пластическая раскованность, музыкальность, делают второстепенный персонаж чуть ли не «визитной карточкой» настроений, царящих на Молдаванке. Интересно дебютировал в спектакле молодой вокалист, бывший выпускник Орловского музыкального колледжа, Андрей Григорьев, в нескольких репликах сумевший раскрыть любезно-подхалимский характер личного осведомителя Бени Крика.

И лирическая героиня спектакля Маруся (Елена Симонова) запомнилась, как личность, умеющая не только любить, но и сохранить свое человеческое достоинство в беде. Особое место в спектакле занимает служка синагоги, Арье-Лейб, стержневой элемент актерского ансамбля. В этот образ артист Владимир Крашенинников вложил теплые интонации, свойственные доброму и мудрому человеку, наделенному талантом объединять вокруг себя строптивых и непокорных соседей..

С каждым новым мюзиклом артисты театра показывают растущее умение органично взаимодействовать друг с другом и в музыкальных диалогах, и в очень важных для подобного спектакля массовых хореографических эпизодах. Также постановщики и артисты сделали все возможное, чтобы каждый участник массовых сцен был персонифицирован.

Есть у Александра Михайлова, как у режиссера, одно ценное качество - о нем нечасто говорят и пишут. Художественный руководитель театра «Свободное пространство» - мастер выстраивания мизансцен и знаков, помогающих зрителям почувствовать приметы того времени, в которое происходит действие. В «Биндюжнике и короле» - сильный финал, с конкретным политическим акцентом. Заканчивается свадьба Боярского и Двойры. Все счастливы и радостны. Но... неожиданно с колосников спускается на веревочках старинная пищущая машинка. Из нее «вытекают» листы, разобранные участниками спектакля. Звучат бессмертные строки бабелевской прозы. Под музыку Александра Журбина молдаванские обитатели «заколачивают» вагоны деревянными решетками и (под прицелом пулемета, конвоируемые краснозвездными комиссарами в кожанках) поют в финале зонг, в ритме уходящего в гулаговский ад тюремного поезда - посылают свое последнее вокальное обращение из прошлого в сегодняшний день.

В Орле, к сожалению, нет музыкального театра. А желание приобщиться к театрально-музыкальным постановкам у зрителей большое. Этот жанровый пробел уже много лет заполняет театр «Свободное пространство». В его репертуаре (кроме «Биндюжника и короля» - по-молодому энергичные, озорные оперетты Ж.Оффенбаха «Фиалка Монмартра» и «Янки в Париже», насыщенная драматизмом рок-опера «Иисус» (музыка Э.Уэббера и Т.Райса), романтический мюзикл «Алые паруса» по А.Грину композитора М.Дунаевского и другие музыкальные спектакли.

На премьере «Биндюжника и короля» побывал Александр Журбин. Спектакль ему понравился. Не поскупился Александр Борисович на добрые слова и пожелания. Более того, на следующий после премьеры день провел в театре свой творческий вечер. Пел под собственный аккомпанемент на рояле песни из кинофильмов, показывал фрагменты из телевизионных и общеэкранных фильмов, к которым писал музыку. Его диалог с переполненным зрительным залом был сердечным и откровенным.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.