Тольятти. Юбилейная тольяттинская осень

Выпуск №3-153/2012, В России

Тольятти. Юбилейная тольяттинская осень

14 сентября Молодежный Драматический Театр города Тольятти торжественно открывал свой юбилейный ХХ сезон. Весь город поздравлял юбиляра, праздник кипел и на площади возле театра и в самом здании, на всех этажах которого готовился торжественный вечер... С крыши пускали салют - словом, все, как полагается в такой знаменательный день. Меж тем о МДТ знают почему-то меньше, чем о его земляке - тольяттинском «Колесе», хотя театр этот - единственный в одном из огромных районов города, Комсомольском. Тольятти же состоит их трех таких районов, весьма далеко отстоящих друг от друга и являющих собой по сути три самостоятельных города.

История тольяттинского Молодежного Драматического Театра началась двадцать лет назад. Он был открыт в 1992 году, первоначально предназначался для детей и юношества и имел статус ТЮЗа. Организаторы предполагали с его помощью сделать для юных тольяттинцев свой особый островок нравственности и порядочности в том неспокойном мире, который нас окружал. С тех пор и поныне основу репертуара театра составляют лучшие произведения отечественной и мировой драматургии.

С 1992 по 1998 годы тольяттинским ТЮЗом руководил Ю.А.Тя-Сен, а с 1998 года главным режиссером театра стал Дмитрий Квашко. Именно в этот период театр обрел собственное помещение. С апреля 2005 года его директором и художественным руководителем стал Владимир Коренной, а в 2006 году театр поменял свой статус и стал называться Молодежным Драматическим Театром - что позволило ему на радость зрителям заметно расширить свой репертуар. И сейчас театр смело идет по пути открытия новых имен, ведет непрерывный поиск своих тем, идей и литературного материала. При театре работают подростковая студия и молодежная творческая группа «Инако», а в его репертуаре по-прежнему немало спектаклей детской тематики.» Это цитата из юбилейного буклета, к которой следует добавить то, что в репертуаре МДТ сегодня 41 спектакль. Цифра внушительная, если иметь в виду очень скромное финансирование этого театра и его небольшую труппу.

Интересы МДТ самые широкие: классика и авангард, история и современность, драма и детские спектакли. Экспериментаторство и поиск актуальной новой пьесы - в обязательной программе МДТ, учитывая молодежную ориентацию всей его жизни и деятельности.

Именно свежей, не известной в Тольятти пьесой «Life-Life» открывался новый сезон, и на торжественную премьеру был приглашен из Москвы сам автор, Глеб Нагорный. После Вильнюса и Ставрополя, в Тольятти состоялась уже третья постановка этой пьесы. Интересно, что драматург предоставил постановщику Владимиру Хрущеву право абсолютно вольного обращения с его текстом: «Я не из тех авторов, которые бьются за каждую фразу. Есть такие графоманы, которые говорят: «Ни в коем разе не режьте меня, потому что это все очень важно, это лучшие фразы из текста». Я даже не знаю на самом деле, что Владимир сократил. Если ему что-то нужно для дела - то ради бога, потому что по результату должен быть спектакль, а не пьеса для читки, как это сейчас очень модно в той же Москве. То есть - когда читки стали выдаваться за полноценные спектакли, и им дают уже Золотые Маски - что, на мой взгляд, является абсолютным беспределом. Поэтому - как Владимир Хрущев сделает, так оно и будет. Тут, конечно, приоритет за режиссером, а не за драматургом».

Автор вообще показал себя человеком веселым, симпатичным и открытым. На пресс-конференции по поводу своей премьеры был крайне остроумен и щедро делился впечатлениями о московской театральной жизни. А на банкете после спектакля лихо отплясывал вместе с актерами.

Его пьеса - современный городской трагифарс (одновременно и психологический триллер), в котором ощутимы мистические традиции Юрия Мамлеева. Пьесу можно было бы назвать «Затерянные под землей» - поскольку речь идет о вагоне метро, остановившемся в туннеле, где пассажиры в страхе и панике вынуждены были провести всю ночь. Перед нами оказался некий ковчег современников - конечно же, с извечными русскими экзистенциальными разговорами, которые начинаются с мелочей и переходят к размышлениям о смысле жизни и к катарсису. Ведь в вагоне имели место и убийство, и момент «точки невозврата» героев, переступивших границы своего обыденного мышления, и авантюрный финал.

Пьеса сама по себе очень литературна, изобилует подробнейшими ремарками и собственной, авторской «режиссурой характеров» с исчерпывающим описанием внешности и поведения каждого. Словом, бери и ставь все, как написано, пользуйся авторской щедростью! Но Владимир Хрущев решительно пошел своим путем: и, если пьеса развивалась с добротной подробностью, то режиссура внесла динамизм, которого в ней не было - чуть ли вполовину сократив текст и поставив действие на рельсы стремительного движения. Непрерывно «ломающееся» пространство, рассыпающиеся в стороны стены злополучного вагона создавали ритмы тревоги и страха. Сочетание иронии и жутковатой инфернальности довершали стиль злой притчи о мельчающем современном человеке, который с годами не становится лучше.

В блоке премьерных спектаклей, показанных к открытию сезона, новая драма была представлена и пьесой знаменитого тольяттинца Вадима Леванова «Шкаф». В этом городе культ Леванова, о нем создают буклеты и книги, пишут воспоминания, он витает где-то рядом в разговорах за кофе и сигаретами и в рассказах людей, знавших его - а знал его весь город. Ясно, что пьесы его - непременная часть местного репертуара. В МДТ идет драма «Разбивая стекло», посвященная проблемам наркомании, теперь появился «Шкаф», поставленный главным режиссером театра Дмитрием Квашко.

Это эстетская вещица для начитанного индивидуума, державшего в руках Чехова, имеющего представление о «Пиковой даме» и способного считать все культурные коды этого сюжета. Запечатанные в мистике Шкафа как сферы нашего подсознательного опыта. Перед нами разворачивается образ Шкафа - вечного фантома и источника волшебства, способного отвечать на тревоги человеческой натуры, исполняя ее тайные желания. Речь тут вообще идет о внутренней тревоге современного человека, без которой он ни шагу не сделает.

Молодая пара, Он (Антон Шибанов) и Она (Христина Шепель) замкнуты в комнате наедине со Шкафом. Их тревоге и неразберихе чувств и желаний аккомпанирует Шкаф, предлагая самые разные возможности для достижения счастья - от кучи денег и дорогих напитков до мести мифическому разлучнику, который вываливается из Шкафа с прорубленной головой... В итоге все как-то устаканивается, тревоги и смятения стихают - и нам остается на память красивая сказка о любви, которая должна преодолеть все заблуждения, капризы и страхи - и непременно победить.

Чеховская «Свадьба», поставленная Олегом Толоченко, продолжала линию «режиссерского креатива». Как и предыдущие два спектакля, это работа абсолютно фестивального уровня, способная украсить любой театральный фестиваль и, в первую очередь, чеховские. Показать бы эту «Свадьбу» на «Мелиховской театральной весне» или в Ялте - куда она отлично вписалась бы со своим оригинальным «интерактивом».

Этот чеховский водевиль идет в театральном фойе, в непосредственном контакте со зрителем: он приглашен в качестве гостя на нашу современную свадьбу в ресторане. Чеховский текст сублимирован в современных реалиях и персонажах, куролесящих на нынешних свадьбах почище чеховских мещан. Торжественная встреча новобрачных, сход гостей, поздравления и подношения, ожидание «свадебного генерала», бесконечные стычки родственников, сведение мелких счетов, интриги и пьяные разборки разрастаются как снежный ком, превращая свадьбу в модель хаоса жизни, в которой слишком много мелкого и неприглядного. Ведь именно свадьба, по обыкновению, проявляет карикатурность человеческих типов, обнажая в них комичное и низменное, и «мелкая грошовая сволочь», показанная когда-то Чеховым, еще более фактурна сейчас. И чеховский текст, отданный нашим Змеюкиным и Апломбовым, звучит без зазора, поскольку образ свадебного безумия вечен.

Идя навстречу мелодраматическим вкусам зрителей, в театре поставлен и «Дикарь» А.Касоны - автора, ставшего экзотикой на современных сценах. Впрочем, отчего же не сыграть эту историю юношеской любви именно в молодежном театре? К тому же сама тема противостояния двух миров, природы и цивилизации - вечная, и она очень хороша в этом спектакле, поставленном художественным руководителем театра Владимиром Коренным. Его герои живут в окружении роскошного горного пейзажа Испании, созданного художником Александром Терпиловским, и их «жизнь в пейзаже» приобретает оттенок сладостной оперной пасторали. Да, все здесь очень красиво - и «природное бытие» юного дикаря Пабло (Антона Шибанова), и появление в его жизни молодой учительницы Марги (Христины Шепель), и их любовь на фоне бескрайней красоты - подвергшаяся, конечно же, испытанию, посланному цивилизацией. Любовь и великая природа одерживают верх, преодолевая все зло мира - ах, если бы так могло быть всегда и всюду!

Эрдмановский «Самоубийца», поставленный Владимиром Хрущевым, по своему социальному и гражданскому звучанию - событие для всего Тольятти. Мы увидели в этом спектакле и исторический анекдот, и трагическую притчу о ценности человеческой жизни, которую каждый осознает слишком поздно. Получился очень серьезный разговор о цене человеческой жизни вообще.

Это красивый и стильный спектакль - и образ огромной карты Советского Союза, населенной окошками коммуналок, остается в памяти его эмблемой. На фоне этой страны, этой огромной коммуналки, и разворачивается драма маленького человека, вставшего на защиту собственной жизни.

На сцене - почти вся труппа театра, играющая как спаянная команда хороших комедиантов, знающих толк в фарсовой стихии. Эта толпа людей-безумцев, изуродованных идеологией, являла зрелище грустное и поучительное. На их фоне прокладывал свой экзистенциальный путь Подсекальников (Юрий Бутко) - безработный гражданин, обиженный на жизнь и сгоряча решивший свести с нею счеты. В этой очень зрелой и вдохновенной роли было два экзистенциальных пика. Когда человек, решившись умереть, доходит до самоупоения и экстатического взлета, ощущая свое небывалое величие. И - когда он приходит к осознанию жажды жизни, самой простой и обыкновенной, поднимаясь в этом сознании до неистовых высот. Среди многих и самых разных спектаклей по этой пьесе я не видела более пронзительного Подсекальникова.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.