Ульяновск. "Тем, кто не видит, не нужно света"

Выпуск №3-153/2012, В России

Ульяновск. "Тем, кто не видит, не нужно света"

«Безысходный трагизм вечно подстерегающей нас смерти» - такова, по словам философа Николая Бердяева, любимая тема Мориса Метерлинка, французского символиста бельгийского происхождения. Из той же статьи Бердяева: «Красота тесно связана с трагизмом жизни, и смерть трагедии была бы смертью красоты...». И вот за такую тему такого сложного автора взялся молодой режиссер Максим Копылов в своей первой самостоятельной постановке: на малой сцене Ульяновского драмтеатра он выпустил спектакль «Слепые» по одноименной пьесе Метерлинка. Не исключено, что тему Максим «унаследовал» от отца: режиссер Юрий Копылов, по сути, посвятил ей всю свою жизнь в театре. Копылов-старший был мастером масштабных драматических полотен шекспировского размаха, Копылов-младший начал с камерной постановки (имея опыт восстановления двух больших спектаклей отца).

В небольшой одноактной пьесе практически ничего не происходит: группа слепых приходит на прогулку в лес, но старый священник, который был их поводырем, умирает. Далее - только диалоги незрячих растерянных людей, которые думают, что их наставник ушел, но скоро вернется. Они даже не знают, какое сейчас время суток. Их все пугает - шум моря, птицы, падающие листья. Единственный зрячий среди них - ребенок, сын помешанной слепой («Он один мог бы сказать, где мы!»), но он не умеет говорить, а умеет только плакать. Обнаружив холодное тело священника, слепые приходят в отчаяние: они «пропустили мимо ушей» слова старика, объяснявшего им дорогу. Теперь они не знают, что делать: ждать ли помощи или ощупью пробираться в приют, где было так тепло и безопасно. Финал пьесы открытый: слышны чьи-то шаги, ребенок видит что-то необычайное, приходят некие «они», крик ребенка, конец.

Вся энергетика пьесы, весь ее экзистенциальный ужас - в диалогах испуганных, дезориентированных людей, оставшихся без руководителя. Персонажи воспринимают друг друга только по голосу, паралич воли и разума даже не позволяет им подойти друг к другу, чтобы обняться и согреться: «Лучше не трогаться с места!». Они боятся довериться даже собаке священника, которая могла бы отвести их в приют. Вот это оцепенение страха режиссер передает статичным построением спектакля. В течение часа актеры почти не перемещаются, застыв, словно фигуры отложенной партии на шахматной доске. В движение они приходят только тогда, когда отчаяние достигает предела и невозможно усидеть на месте. Режиссерское решение оправдано: внешняя статика компенсируется внутренним напряжением. Спектакль во многом «двигает» и музыка: заведующий музыкальной частью театра Олег Яшин подобрал «элитарные» произведения, иллюстрирующие это напряжение, в частности, атональную музыку Кшиштофа Пендерецкого. Кстати, весь спектакль идет на приглушенном звуковом фоне латинской молитвы, которую бормочут женские голоса.

Но недостаток «физического действия» породил специфическую сложность: некоторые актеры жаловались, что им было трудно запомнить символистический текст, потому что реплики эти зачастую трудно к чему-либо «привязать». И немудрено: критики характеризовали некоторые пьесы Метерлинка как «драматургию молчания, намеков и недомолвок». Когда ближе к премьере проблема так и не разрешилась, режиссер нашел оригинальный выход: в спектакле появился персонаж, которого нет в пьесе. Эту девушку в белом (Любовь Юдина) с пачкой листов, неслышно проговаривающую весь текст, можно воспринимать и как символ рока, и как светлого ангела-хранителя. Она одна порхает между статичными фигурами, словно связывая их вместе. Я поначалу решил, что это - муза истории, слепые же не только говорят, но и проживают свою жизнь по ее подсказке, и в этом намек на то, что история повторяется только для тех народов, что не имеют воли изменить ее.

Зачем Максим Копылов взялся за «Слепых» и как сегодня можно интерпретировать символизм пьесы? Доводилось слышать версию о том, что этот спектакль - о театре, который остался без своего руководителя, и единственный зрячий, но безмолвный покуда персонаж - это ребенок, сын ушедшего лидера. Смело, но есть натяжка. Лично я воспринял «Слепых» как политический спектакль о незрячем растерянном обществе, народе, не способном к самоорганизации и готовом бесконечно ждать поводыря, лидера, «сильную руку». В тексте пьесы рассыпаны высказывания, которые символически на это указывают.

Слепые сидят на острове, окруженном морем, и боятся одного его шума, то есть боятся шума самой жизни. Выразителем консервативной идеологии является Первый слепорожденный (засл. арт. РФ Виктор Чукин), который сопротивляется любым переменам, сулящим хоть какое-то приращение неопределенности: «Я предпочитаю не выходить из приюта!.. За стенами приюта не на что смотреть». Его поддерживают Второй и Третий (Александр Куражев, Ольга Новицкая): «Мы не хотели гулять, никто его не просил... А мне больше нравится сидеть в столовой у печки». Неудивительно, что бездеятельные слепые, ведущие растительное существование, потеряли ощущение времени («Бьет полночь! - А может быть, полдень!.. Кто знает?..») и память («А у меня нет воспоминаний...» - говорит Первый), о времени суток они судят по желудочным позывам («Я узнаю, что поздно, когда хочу есть, а сейчас я хочу есть»). Это сообщество в итоге теряет свою идентичность: люди живут вместе, но не знают, кто они, никогда не видели друг друга. «Можно подумать, что каждый из нас живет в одиночестве!.. Для того чтобы любить, нужно видеть», - говорит Самый старый слепой (нар. арт. РФ Алексей Дуров).

Метерлинк рисует трагическую картину потерянного общества: «Тем, кто не видит, не нужно света». Впрочем, он оставляет крохи надежды: у одного из слепых есть остаточное зрение, Юная слепая (Оксана Романова) сохранила детские воспоминания о солнечном свете: «Мои веки сомкнуты, но я чувствую, что глаза мои живы...». За эти крохи, за остатки потенциала самоорганизации, видимо, и ухватился Максим Копылов. В отличие от драматурга, он верит в возможность коллективного прозрения. В финале спектакля мы так и не узнаем, чьи были шаги и что за рок навис над слепыми, но в самом конце, перед лицом неизвестности, герои все же сбиваются в кучу и буквально на секунду, между затемнениями, режиссер «срывает» с них повязки, «заставляя» прозреть: финал, может быть, не вполне логичный в контексте пьесы, но оправданный личными убеждениями и видением постановщика. Во всяком случае, он не противоречит главным темам творчества Метерлинка, который, по словам Бердяева, понимал «самую внутреннюю сущность человеческой жизни как трагедию».

 

Фото Алексея Жданова


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.