ХX Фестиваль "Славянские театральные встречи" (Брянск)

Выпуск №3-153/2012, Фестивали

ХX Фестиваль "Славянские театральные встречи" (Брянск)

На ХХ юбилейный фестиваль «Славянские театральные встречи» съехались театры, которые в разные годы становились лауреатами в различных номинациях. И, конечно, учредители фестиваля - театры из Чернигова, Гомеля и Брянска. Здесь, на брянщине, когда распадался Союз, терялись экономические и политические связи, собрались директора трех театров и решили создать фестиваль - «Славянские театральные встречи». В Брянске фестиваль полюбили. Это заметно хотя бы по тому, что билеты мгновенно раскупаются, у зрителей есть свои явные театральные фавориты, а нескончаемые аплодисменты только подтверждали, что гостям в Брянске рады, и фестиваль пустил глубокие корни.

На нынешних юбилейных «Славянских театральных встречах» награды и призы не вручали - ограничились памятными подарками и дипломами участников. Но среди 14 коллективов, показавших свои спектакли, сразу выделились явные лидеры.

Открывался фестиваль «Кречинским» А.Сухово-Кобылина Брянского театра драмы им. А.К.Толстого. Умный, стильный спектакль поставлен новым художественным руководителем театра Б.Горбачевским. Пьеса «Свадьба Кречинского», по меткому замечанию одного из критиков начала ХХ века, «превратилась в рояль, на котором упражняются могучие виртуозы». В своей трактовке Горбачевский использует не только собственный опыт и метод работы с текстом, но пытается реализовать идеи, разрабатываемые Мейерхольдом при постановке трилогии Сухово-Кобылина. Как и у Мейерхольда, здесь художник-постановщик Борис Лысиков использует прием графических декораций. Как у Мейерхольда, здесь последовательно нарастает сценический гротеск. Здесь уютный мирок обычного, почти как у бытописателя Островского, первого действия сменится налетом кошмара действия второго. Милое любование и ревностью Лидочки к тетке Атуевой, и ее, Лидочки, влюбленность в Кречинского сменится трагикомической дьявольской улыбкой. Прелестная, грациозная Лидочка - Юлия Филиппова не намного в этой версии пьесы младше своей тетушки. Светлана Рязанцева - Атуева оттого и толкает свою племянницу в объятия Кречинского, чтобы самой быть поближе к предмету своего обожания. Она влюблена не меньше племянницы. Для режиссера этот любовный треугольник - суть первого акта, он с любовью и наслаждением показывает, как две женщины борются за предмет своего обожания, как в порыве любовной горячки и толкает тетка племянницу в объятия Кречинского. Это понимает и Муромский в исполнении Иосифа Камышова. Его не так легко провести, он далеко не глуп и не легковерен, но не может устоять под натиском двух влюбленных барышень.

Иначе трактуется в спектакле и Расплюев. Михаил Кривоносов играет Расплюева как человека, не лишенного благородства, не потерявшего духовной основы. Он единственный - личность трагическая, битая, но не утратившая человеческого достоинства. В этой фигуре и фантастика Гофмана, и сострадание Достоевского, он вовсе не смешон, что привычно видеть в этом персонаже.

Самое уязвимое место брянского спектакля - сам Михаил Васильевич Кречинский в исполнении Юрия Киселева. Объем роли, предложенный актеру, рассчитан на вырост. Кречинский, как предполагает трактовка - властный, могущественный и циничный авантюрист, где властность и могущественность - не менее значимы, нежели страстность игрока. Юрий Киселев пока в большей степени игрок, причем из тех, кто не брезгает краплеными картами. Он из тех, кто окружает себя преданными людьми, действующий не в одиночку, а скопом. И окружение Кречинского в спектакле оказывается пока выразительнее, нежели сам главный герой.

Два спектакля - «Невидимки» Московского драматического театра им. М.Н. Ермоловой и «Ретро» С.-Петербургского театра Комедии им. Н.П.Акимова стали подарком брянскому зрителю. Актеры - В.Андреев, В.Карпова, С.Карпинская, Б.Улитин играли с наслаждением, покоряя и виртуозным владением профессией, и яркой эмоциональной игрой.

«Воля-волюшка» по повести «Записки из мертвого дома» Достоевского -
спектакль театра «Студия» Л. Ермолаевой» из Омска. «Записки» были написаны Достоевским в 60-е годы XIX под впечатлением от заключения в Омском остроге в 1850-1854 гг., куда был сослан по делу петрашевцев. Достоевский не стремился выстроить целостный сюжет, это небольшие зарисовки характеров, истории каторжан, размышления о жизни. Вслед за автором режиссер Игорь Малахов показывает галерею судеб и характеров. Герои Достоевского в спектакле поначалу - человеческая масса, но постепенно вырисовываются истории, сложные перипетии жизни заключенных. Они очень разные - по национальности, вероисповеданию, преступлению, они по-разному относятся к воле и каторге. К слову Достоевского в спектакле подходят бережно. Бережно подходят и к его позиции - не осуждать, понять. В традициях русской литературы осуждали преступление, но не каторжанина, недаром одна из самых значимых русских поговорок - «от тюрьмы и от сумы не зарекайся». Но режиссер заставляет зрителя полюбить героев, разглядеть в них не опасных преступников, а людей.

Безусловным фаворитом фестиваля стал спектакль Брестского театра драмы «Над пропастью во ржи» по культовому роману Сэлинджера. Режиссер Тимофей Ильичевский, он же автор инсценировки, трансформирует роман-исповедь начала 50-х ХХ века в спектакль-исповедь десятых годов следующего века. И через шестьдесят лет подросток так же мучительно переживает свое взросление, мир по-прежнему лжив и не собирается меняться в угоду отдельно взятому юнцу. То, что тридцать лет назад казалось «американской реальностью», оказывается реальностью сегодняшнего дня. Герои Брестского спектакля живут в ритмах рок-н-ролла. Холден и его окружение - порождение этого ритма, кажется, что они родились вместе с рок-н-роллом, кажется, что хореограф О.Романова научила актеров не только существовать, но и мыслить в этой стихии.

Блистательные молодые актеры покоряют и своей пластикой, и живым вокалом, но более всего - естеством своего существования на сцене. Художник-постановщик Василий Бурдин придумал для спектакля декорацию, которая на первый взгляд выглядит очень простой. Но простота эта - лукавая. Из картонных коробок можно сложить мир, дом, школу, каток, при желании музей, ресторан и стол. Вот из коробки возник кран и умывальник, а вот стол. И таких превращений, придумок, не отвлекающих от самого действия, множество.

Героев мюзикла «Алые паруса», который показывал орловский театр «Свободное пространство», режиссер А.Михайлов лишил романтической привлекательности. Это очень красивый спектакль, где использованы современные выразительные театральные средства, но история про любовь - жесткая, сегодняшняя. Здесь лирический настрой повести Грина про девочку Ассоль, которая дождалась своего капитана, контрапунктом проходит через сложные отношения с обитателями приморского поселка. И юной мечтательнице надо пройти через нелегкие жизненные испытания, чтобы ее мечта стала реальностью.

«Славянские театральные встречи» - фестиваль всех театральных жанров и форм. Здесь были и музыкальные спектакли, и спектакли театра кукол, поставленные для самых маленьких зрителей, и комедии, и водевили, и у каждого спектакля были зрители, поклонники и почитатели. ХХ юбилейный фестиваль открыл много новых имен, среди которых - имена создателей спектакля «Комедия про нищего селянина, его жену Мелашку, еврея Давида и черта, который потерял смысл жизни» Черниговского областного музыкально-драматического театра им. Т.Г.Шевченко.  Искрометность колоритного национального юмора, фантазия молодого режиссера Татьяны Шумейко, заразительность молодых актеров театра стерли языковой барьер.

Театр из Гомеля - один из создателей фестиваля, и его участие - непременное условие.

Каждый раз приезд коллектива из Республики Беларусь для брянского зрителя праздник.

И Гомельский областной драматический театр постоянно возит на Брянщину и премьеры, и лучшие свои спектакли. На сей раз - «Безумный день, или Женитьбу Фигаро».

Фестиваль закрыли театральным праздником после спектакля Академического русского драматического театра из Одессы «Сумерки богов». Фестиваль нужен городу, важен и его участникам - значит он будет жить дальше. А это самое главное.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.