Все начинается с люстры / "Москва-Петушки" (Студия театрального искусства)

Выпуск №3-153/2012, Премьеры Москвы

Все начинается с люстры / "Москва-Петушки" (Студия театрального искусства)

Студия театрального искусства показала первую премьеру сезона - «Москву-Петушки» Венедикта Ерофеева. Быть может, впервые со времен «Захудалого рода» нравственная проповедь Сергея Женовача прозвучала с такой безусловной художественной силой.

Веничка будто материализуется из воздуха, неожиданно оказываясь в зале среди зрителей. Первые его слова - не о Кремле («Все говорят: Кремль, Кремль»). Они - о тяжелой люстре, висящей аккурат над серединой зрительских кресел. Что будет, если она упадет кому-нибудь на голову? - спрашивает Веничка - Алексей Вертков. Он и сам неожиданный - жесткий, с осунувшимся лицом, в почти что концертном, вовсе не помятом после ночи, проведенной в подъезде, костюме, в галстуке-бабочке. Все их носили - румынские костюмы, купленные в магазине готового платья, годами не сдавая в химчистку, - и эменесы, и работяги. А вот бабочка... Из полосатой ткани - такой же, из какой шили простые, «висячие» дешевые, галстуки, но с явным намеком на самодельность. Костюм, как у всех, шляпа, как у всех - но выпендрился герой, соорудил из «как у всех» все же нечто свое (Каин и Манфред...). Позже в глаза бросятся начищенные его черные ботинки (хоть и не новые).

Замечу в скобках, что молодой Вертков в этом спектакле будто постарел, но все же очень молод для Венички. Мы почему-то привыкли считать персонажа Ерофеева старше, а ведь в тексте озвучен возраст - тридцать лет. И написана поэма (авторское определение жанра) человеком, которому едва за тридцать.

Наделенный огромным, но все же отрицательным обаянием, которое Вертков умеет преображать в сияние, идущее изнутри (капитан Снегирев в «Мальчиках», Захар в «Обломове»), в роли Венички артист сразу обаятелен положительно, без вопросов. В нем нет ожидаемой мягкости, пластичности. Интеллигентность есть - да, но герой потрепан, потаскан, изнурен не столько пьянством, сколько тотальным одиночеством мыслящего, честного человека, вынужденного вступать в общение с тем самым русским народом, у которого глаза «постоянно навыкате, но - никакого напряжения в них», «не сморгнут», «им все божья роса». А вот что еще несомненно в нем сразу - робость перед мерзостью. Покорность судьбе. Но и умение видеть и в мерзости прелесть жизни. И в народе - людей. Его ирония не привнесена извне, не рождена интеллектом, она - естественна, органична как часть мировосприятия, без которой существование героя в мире было бы невозможно. Не самозащита, а форма само-охранения, само-существования. От верно найденной интонации этой кроткой ироничности, сокровенного ерничества, покорного кривлянья зависит успех прочтения «Москвы-Петушков». И она Вертковым не просто найдена - она явлена как абсолютная форма бытийствования. Ирония Венички-Ерофеева растет в языке поэмы, язык - смыслообразующая доминанта всего повествования, как у Платонова, Зощенко, Петрушевской. В языке смех и печаль, снисхождение и боль, восторг и ужас героя, который в последнюю очередь представлен как социально-психологический тип, а прежде - как притчевый мудрец.

Но вернемся к люстре. От нее, как от печки, - плясать. (И люстра, и печка - полны огня.) Люстра изящна, невесома, празднична, она сияет, а составлена из чистого, как слеза, стекла - из прозрачных бутылок разного объема, от поллитровок до «мерзавчиков». Но это, заметьте, не стандартные по форме винные и водочные бутылки, знакомые нам по магазинам и ресторанам. Форма их отличается от стандарта, как бытовое пьянство - от пьянства метафизического, хотя по сути и то и другое - традиционный, многовековой уход русского человека от действительности. Это чистые бутылки-мечты, бутылки-слезы, бутылки-образы.

Люстра, под которой мы живем, по-прежнему не чуя под собою страны, заявлена сразу - уже в программке дан эскиз Давида Боровского к неосуществленной постановке в Театре на Таганке «Страсти по Венедикту Ерофееву». Тут спектакль Сергея Женовача сразу вводит тему отца и сына (художник спектакля - Александр Боровский). Веничка-Вертков, конечно, не Веничка в прямом смысле - он как бы сын того Венички, исполняющий почти концертное чтение романа. Отсюда костюм, бабочка, ботинки, обращение к публике в зале и со сцены - вернее, от авансцены, куда (в тамбур) герой постоянно отходит выпить, а на самом деле обратиться к зрителю-собеседнику напрямую. Кстати, собственно сцена заключена в два выпирающих кирпично-белых портала, один из которых отдаленно напоминает как раз печку - наверняка в петушковских бараках, где живет царица Венички с почти белыми глазами, а тем более «в душных и вшивых хоромах», где ждет орехов его сын, знающий букву Ю (не отсюда ли Оля Мухина взяла название своей пьесы?), топят печи. А между порталами, чуть в глубине, на суженной ими сцене натянут перед началом действия красный бархат занавеса. Неожиданно, забыто плотно задернутый. Как когда-то в театре. Но какой-то неотглаженный, неотвисевшийся, с неровным ворсом бархатинок. Это занавес даже не театра, а клуба. Районного. Петушковского. Куда приехали артисты из столицы с выступлением. С урезанными на выезд декорациями: стол, стулья, присборенная штора в качестве эстрадного задника, сияющая белизной. И выступают с блеском профессионализма - нам не жалко, профессионализм не пропьешь, пьянство везде одно - хоть в столице, где Кремль, хоть в Петушках. Но и с некоторой долей снисходительности. Чтецкая концертная программа в районном ДК про то, что все мы дети своих отцов.

Так и звучит текст. Поначалу, как ни слит с ним Вертков (да и потом, но мы уже этого не замечаем, потому что сами влились), в спектакле играется прежде всего текст поэмы, причем в интонации, кроме той самой иронии, потрясающе точно уловлен музыкальный ритм (поэма). И при кажущейся простоте существования актера (вот он, Веничка, потасканный интеллигент, допившийся до разговоров с ангелами - но ведь с ангелами, не с чертями, в спектакле на эту тему сомнений нет), при абсолютно достоверном его облике, перед нами еще и артист со всем раскручивающимся в нашем, зрительском, сознании клубком ассоциаций на тему «театр вчера и сегодня». Есть здесь и шутливая игра с жанрами. Музыкальная поэма сменяется почти детективом, когда в конце первого акта герой обнаруживает пропажу бутылки и сцену заливают багровые блики.

Впрочем, театр - все же второй план. Когда свет в зале наконец гаснет, занавес открывается - его растягивают в стороны, открывая сценку души, на которой разыграются будущие мытарства героя, Ангелы Небесные, тоже явившиеся из зала (Катерина Васильева и Мириам Сехон): девочки в одинаковых белых комбезах с логотипом «СТИ», с одинаковыми кудрявыми головками, одинаково красивые, как дети с рождественской открытки, с одинаковыми проникновенными взглядами и интонациями - прямо в душу... Когда раскрывается занавес, на сцене те самые, уже упомянутые стол с белоснежной скатертью, стулья, занавеска - это, конечно же, ресторан, где чисто и светло, а над столом - точно такая же, отраженная из зала, бутылочная люстра.

У Женовача нет случайных мелочей. Когда взорам публики предстает люстра над сценой и свет в зале наконец меркнет, ее двойник, люстра, только что низко нависавшая над головами зрителей, уползает с центра зала в сторону. И - театр! простой, старый, бесхитростный - утягивает ее вручную за веревку артист - статист - человек от театра - официант. Бархат занавеса напоминает и кумачовую скатерть партсобраний. А в финале, когда он закроется, пронизанный неземным уже для героя светом, выяснится, что не такой уж он плотно-бархатный и монолитный - на просвет окажется видно, что полотнище скроено из прямоугольников и они вдруг обнаружат дизайнерски изящную разницу оттенков красного. (Художник по свету Дамир Исмагилов.)

То, что спектакль отказывается от идеи путешествия и действие происходит не в вагоне (от железной дороги - только противный голос, объявляющий станции), а в ресторанном зале (мнимый приют метущейся, путешествующей в тупик души), лишь в первые минуты вызывает протест. Потому что сам текст поэмы - уже путешествие.

Как воспринимают зрители текст? Как «Горе от ума» или «Ревизора». Откликаясь на каждое слово как на знакомое, близкое, родное. Причем - и те, кто знает поэму наизусть (два таких интеллигентных мужчины сидели со мной рядом и повторяли текст вместе с Вертковым, иногда его опережая, если бы их не было - стоило бы их придумать режиссеру и рассадить по залу), и те, кто поэму не читал (судя по реакции, их много) и лишь угадывает внутреннее родство, узнает в давнем незнакомом тексте свое, сегодняшнее, непреходящее. На некоторые фрагменты зрители взрывно реагируют как на актуальные, социально злободневные - удивительно, но сегодняшнее время точно срифмовалось с началом 1970-х. Постепенно текст становится частью образа, Вертков насыщается им и превращается в Веничку.

Впрочем, несмотря на профессиональный и личностный объем Верткова, перед нами вовсе не моноспектакль. У каждого из окружающих его персонажей своя выразительная маска, не претендующая на характер, но необходимая, чтобы сыграть мир, в котором мы живем.

Вульгарная красотка-официантка (Татьяна Волкова), отказывающая Веничке в хересе, но предлагающая вымя, - этакая Гелла в белоснежном фартучке, с прической-валиком. Именно она подносит напитки во время «лекции» о коктейлях, а, удаляясь за кулисы, опрокидывает их (разумеется, не на пол) и возвращается все более пьяненькая. Попутчики Венички одеты не в телогрейки и пальто, а в те же костюмы-шляпы. Но у кого-то - перебинтованная рука, пластырь на щеке, какой-нибудь иной индивидуальный знак. Они появляются из зала, занимают места за столом и подносят Вене стаканы, желая с ним выпить. Увы, герой не замечает их немой просьбы и в одиночку припадает к бутылке, извлеченной из потрепанного чемоданчика. Немые слушатели, постепенно они становятся соучастниками, и вот уже пьют вместе с Веней, тянут свои стаканы к люстре, вставая в живописные позы, составляя вместе некую причудливую композицию-пирамиду, живую люстру возносящихся ввысь желаний. Выделяются Митричи: туповато-хитроватый дедушка (Сергей Качанов), желавший выпить компота с белым хлебом, и внучек (Александр Прошин), напоминающий второгодника с воспаленно-бессмысленным взором, которого учителя тщетно пытаются определить в спецшколу. Выразительные статисты, попутчики в электричке, они подыгрывают Вене в действиях-воспоминаниях, предстают знаками искушения (из недр «подземелья» являются участники петушковской революции), внимающими учениками, если не постигающими, то отражающими простые истины, которые рождаются из рассказов кроткого героя. Из-под пола выскакивает и кровать с Девушкой-балладой - Марией Кудреневич, эротическая сцена с которой придумана и разыграна эффектно, целомудренно и с какой-то душераздирающей ясностью: актриса не просто мельком гладит героя ногой, именно ножка становится главной «героиней» эпизода, гладя, притягивая, пододвигая банку с огурцами для закуски.

Окружающие главного героя персонажи - это не картонные иллюстрации и не яркие фантомы из «Приглашения на казнь» В.Набокова. Мир-то картонный, а люди в нем - настоящие. И они же, люди из народа с выпуклыми глазами, увлекают Веничку к финальной точке его путешествия: белая штора-задник падает, обнажая кирпичную кладку кремлевской стены с замурованной нишей, герой исчезает среди навалившихся на него фигур все в тех же костюмах и шляпах. Занавес.

Если говорить пафосно, спектакль показывает трагическую судьбу человека, выбравшего неучастие, непротивление, жизнь не по лжи. И дает непафосный урок, показывая, что вновь наступили времена, когда этот путь - единственно возможный. Это звучит в тексте, который играет театр. Это показано всей его живой художественной тканью. Это - парадоксальным и естественным для искусства образом - утверждает, что путь неучастия, поэзии, слова становится действием, когда живешь под люстрой, в любую минуту готовой тебя накрыть, пусть она и изготовлена из чистого бутылочного стекла.

 

Фото предоставлены пресс-службой театра

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.