Вопросы театрального образования

Выпуск №3-153/2012, Дискуссионный клуб

Вопросы театрального образования

19 октября 2012 года в Синем зале СТД РФ состоялось совместное заседание Комиссии по театральному образованию, науке, экономике и организации театра СТД РФ и Совета Учебно-методического объединения (УМО) высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в сфере театрального искусства.


Калягин А.А., Председатель СТД РФ

Дорогие друзья, круг проблем, о которых мы собираемся говорить повестке дня объявлен. Я рад всех видеть, но собралось нас, к сожалению, мало. Могу дипломатично сказать, что разработчики закона не совсем понимают, что такое театр, театральное учреждение, образование и т.д. Сейчас в Думе рассматривается проект нового закона об образовании РФ, министерству культуры удалось отстоять важные позиции в принятии поправок действующего закона. Благодаря их усилиям появилась важная статья - особенности программы в области искусства. Но главное в стране сейчас то, что проводится курс на укрупнение высших учебных заведений. Все это вызывает недоумение. Какие-то вузы теряют самостоятельность, преобразуются в филиалы столичных вузов. Это все губительно. Парадокс заключается в том, что два самых крупных театральных вуза: РУТИ в Москве и театральная академия в Санкт-Петербурге в то же время являются самыми маленькими по количеству студентов в высших учебных заведениях. А что говорить тогда о Школе-студии МХАТ, Щуке, Щепке? Мы пригласили участвовать в нашем совещании статс-секретаря, заместителя Министра культуры РФ Григория Петровича Ивлиева, я смотрю, его нет сейчас с нами, как и нет заместителя директора Департамента науки и образования Министерства культуры РФ Александры Олеговны Аракеловой.

Смирнов Г.А., Заместитель Председателя СТД РФ

Ивлиев в правительстве, но сказал, что постарается быстро освободиться. Аракеловой нет, она на учебе, придет ее заместитель Голубенко Святослав Сергеевич, но пока и его нет.

Калягин А.А. Да, общество согласных, о чем тогда говорить-то?! Сегодняшнее совещание проводится после обсуждения на Секретариате, в декабре секретари, представляющие всю театральную Россию, должны получить отчет о результатах нашего совещания и о принимаемом решении. Я предоставляю слово председателю Комиссии Сундстрему Льву Геннадьевичу.

Сундстрем Л.Г. Уважаемые коллеги, я рад приветствовать всех, кто смог прийти. Сожалею о том, что многие не явились. Например, студия МХТ находится в полном составе на мероприятиях, связанных с проведением фестиваля, но здесь присутствует Хохлова Наталья Аркадьевна. Олег Павлович Табаков и Анатолий Миронович Смелянский находятся недалеко от нас в Театре Станиславского и Немировича-Данченко на очень серьезном мероприятии в рамках того же фестиваля. А это время не случайно подобрано, исходили из того, что время выбрал Г.П.Ивлиев. Смысл нашего собрания заключается в том, чтобы пройтись по тем вопросам, о которых говорил Александр Александрович, которые даны в повестке дня, и не только по этим вопросам, но и по вопросу повышения заработной платы педагогам. Нам придется обменяться своими соображениями по всем этим вопросам, а когда Ивлиев появится, то, надеюсь, что будут внятные ответы от него на все эти вопросы.

Нас, театральных вузов, немного - 8, но они так распределены, что у каждого есть своя зона: Москва и Петербург работают на всю Россию, но есть Екатеринбург, который работает на Уральскую зону, Новосибирск работает на Сибирь, Ярославль - на центр и юг. Если вдруг процессы, подобные минобрнауке начнут происходить и у нас, я не думаю, что это приведет к развитию российского театра и образования в РФ.

Первым пунктом у нас стоит вопрос о проекте закона «Об образовании в РФ». 10 ноября в Думе собирается круглый стол, и мы будем там. Разговор шел о музыкальном образовании. Проблема в том, что у них с 5-го класса начинается профессиональное образование, а не с первого класса, и образование до 4 класа включительно у них названо - «предпрофессиональным». Наш коллега Денис Мацуев, который возглавляет сейчас Общественный совет министров культуры, был главным участником этой дискуссии. Его поддержали все коллеги, что это недопустимо, что нужно с первого класса считать профессиональным образованием. Я должен сказать, что та статья, которая появилась в проекте, появилась благодаря тому, что в 2008 году была принята концепция правительства - концепция развития образования в сфере культуры и искусства. Благодаря настойчивости Министерства культуры в законе появилась 88 статья (посмотрите, у вас есть выдержки о проекте этого закона) - «Особенности реализации образовательных программ в области искусств». В основном, все, что необходимо для театрального образования в этой статье и в целом в этом законе, реализовывают. Сюда вошел разговор об ассистентуре стажировки, которого долго добивались мы и Министерство культуры и добились уже в действующем законодательстве - норма перешла в проект-закон, и это замечательно. В общем, таких сложных препятствий в этом законе нет, но остается простой вопрос: а как мы будем теперь называться? По этому закону никаких академий не будет, слово «академия» ушло и слово «институт», кстати, тоже. Со словом «ВУЗ» мы прощаемся, теперь оно называется так: «Организация высшего образования». Как будем называться, непонятно?! То есть закон именно это не определил, а значит, нам начнут его определять чиновники минобрнауки, но, надеюсь, что это не будет осуществляться без Министерства культуры, и минкульт будет прислушиваться к нашему мнению.

Вот что по закону об образовании.

Хочу предложить тем, кто был на круглом столе, выступить с предложениями по этому закону. Какие у вас есть соображения по этому вопросу?

Любимов Б.Н., ректор Высшего театрального училища им.М.Щепкина

Мне кажется, ситуация не безнадежная. Напрягаешь все свои извилины, как выйти из этого положения. Зачем в 21 веке, в 2012 году придумывать то, кстати, что совершенно необходимо...

Второй вопрос. Даже в 1943 году для того, чтобы заставить писать докторскую диссертацию, ничего, кроме того, что написать ее не нужно было. Сейчас, чтобы стать профессором, нужно преодолевать такие колоссальные трудности, что непостижимо. Оказывается, еще и нужна оптимизация. Ведь оптимизация - вещь простая, нужно упрощать, укрупнять, сливать... а как это сделать? Либо мы убираем всех пенсионеров, как раз они и являются у нас профессорами, кандидатами и т.д., либо мы убираем молодых и перспективных преподавателей. Если мы пойдем путем сохранения молодежи и легко убираем пенсионеров, это будет формально толчком к сокращению кафедр. А сокращение кафедр не соответствует статусу и т.д. Специфика театрального образования не похожа на другие вузы. Идея эта, может быть, о слиянии в масштабе всей страны и могла быть, например, в станице кубанской, где 3 вуза театральных. Может быть... За 20 последних лет выросла театральная карта России. Кажется, что за этим стоят вопросы недвижимости, а вот это самое простое - слить, укрупнить и, глядишь, особнячок освободится. Это ходит по умам, и это самое опасное. Это достаточно тревожно. Хочется надеяться, что Щепка останется Щепкой, а Щука - Щукой... не по прихоти были созданы эти названия, это жизнь и эти 4 вуза Москвы и один Питерский оправдали свое существование. Можно ставить вопрос о слиянии или укрупнении, если наши студенты не востребованы на рынке, но ведь это не так. Единственное, что беспокоит, то, что студенты наши не едут на периферию. Все остаются в Москве и работают по профилю.

Смелянский Д.Я, генеральный продюсер театра «Et Cetera»

Странная ситуация... Мы все были на встрече руководства страны. И одни, и вторые изумлялись 84 этим законом...Мне кажется, то, что мы не должны знать, когда надо будет обсуждать второй и третий разы, очень тревожно. Ситуацию надо упреждать и всем театральным миром писать руководству страны и поднимать тревогу. Им наплевать на нас. Надо объединиться и упредить ситуацию! Этим людям надо объяснять, что происходит непоправимое, потому что когда мы дождемся разрешения ситуации, то мы уже будем тонуть.

Мелик-Пашаева К.Л., ректор РУТИ

Мы с Борисом Николаевичем Любимовым присутствовали на этом подробном обсуждении в Думе. В ходе обсуждения выяснилось, что мы обладаем достаточно большими правами, что минкульт будет иметь полномочия и будет определять нашу жизнь. И это, конечно, вселило определенный оптимизм и уверенность в завтрашнем дне. Но я полностью присоединяюсь к коллегам, что тревога остается и она очень серьезная. Да, выходит закон об образовании, он принят в первом чтении. Мы волновались, и не только мы, но и студенты, родители. Изучив внимательно этот серьезный труд, который занимает более 400 страниц, пришли к выводу о том, что что-то недоработано. Наши музыкальные коллеги были очень активны и все заседание выступали с волнующими их проблемами. Что меня волнует прежде всего? ГИТИС - самая большая институция, но есть СПбГАТИ, и там, и у нас ведется подготовка специалистов послевузовского образования. В нынешнем законе об этом не сказано ничего, и аспирантура там отнесена к элементам послевузовского образования. Меня это очень волнует, потому что я увидела упоминание слова «аспирантура» в законе всего 4 раза и ни в одном случае оно четко не прописано. В ГИТИСе на протяжении 90 лет велась подготовка таких кадров. Сейчас совет аспирантских диссертации реформируется. Но будет ли существовать? Мы в ГИТИСе воспитываем не только практиков, но и критиков, теоретиков, историков театра, и эта проблема нас очень волнует.

Следующая проблема - наличие упоминания о разных органах общественного контроля. Сама по себе идея не новая, но каковы формы - не прописано. Сказано, что вести общественный контроль могут юридические лица и индивидуальные предприниматели. Но не сказано: каковы эти предприниматели, какое они имеют сами образование, какую имеют квалификацию? Кто же будет нам судья? Оценка тех, кто будет приходить, - важный вопрос. Закон должен быть ясен, прозрачен и точен и на него нужно ссылаться. На мой взгляд, определении ясности и прозрачности контроля не существует на сегодняшний день. Если есть возможность обратиться к тем, кто пишет этот закон, надеюсь, это целая коллегия лиц, то хочется надеяться на то, что они нас услышат.

Мы на пороге новых позиций, конечно, есть волнения, хотя в этом законе есть то, чего не было никогда. Есть 88 статья о том, что существует художественное образование, то есть признан факт нашего с вами образования и он абсолютно легитимен.

Хотелось бы поставить вопрос о наших коллегах, не имеющих степеней, но имеющих почетные звания (засл арт. РФ, засл. деят.искусств). Они должны быть легитимны. Нужно защищать права практиков театра. Это - меньшинство достойное, а меньшинство надо защищать. Это меньшинство украшает все художественное поле России.

Князев Е.В., ректор ВТУ им.Б.Щукина

Согласен со всеми, кто выступал. Сейчас нужно на месяцы броситься всем на переименование, все уставы, планы счетов переделывать. На протяжении 10 лет уже 4-5 раз переименовываемся. Вопросы эти меня волнуют. Сейчас приходится все время подтасовывать бумаги, чтобы существовать. Нужно делать новые учебные планы. По новому нам на предмет зарубежная литература отпущено всего 6 часов, а остальное - самостоятельная работа. Наша задача одна - воспитать артиста! Меня волнует то, что ребята наши, окончив вуз, остаются в Москве. Есть проблема регионов. Это нужно решать. Обесценивается наш диплом, если раньше трудно было поступить, и тех кадров, которые мы выпускали, хватало всем регионам, то если теперь в каждой станице по вузу и школе, то ужас меня охватывает. Когда я приезжал в Пермь, например, в театре актеры разговаривали на своем сленге, языке региона, а теперь когда приезжаешь туда, то там нет этого наречия, а это - проблема, это предмет русского языка.

Проблем много, но, как у Пушкина: «Да здравствует солнце, да здравствует разум!» Надеюсь, разум восторжествует.

Куценко С. Ф., ректор Ярославского театрального вуза

Наш институт относится к тем вузам, которые мы называем провинциальными. Таких в РФ всего 3: Ярославль, Екатеринбург и Новосибирск. Отталкиваясь от того, что прозвучало, что выпускники московских вузов не едут работать в провинцию, надо сказать, что у нас есть страх. Вуз у нас небольшой и, учитывая предстоящий к принятию закон, мы не сможем соответствовать уровню по количеству студентов. Мы выпустили целевые группы для 18 театров малых городов РФ: Калуга, Шахты, Архангельская обл, Тульская обл.и т.д. Мы оснащаем весь север. Обидно, когда вузы, не имеющие никакого отношения к культуре и искусству, открывают театральные факультеты. Странные факультеты... Согласен, что педагогический кризис существует, особенно в провинции. Полностью согласен с выступающими здесь. В заключение хочется сказать: мы нужны России!

Сундстрем Л.Г.

Спасибо. У нас ведь еще одна тема в повестке дня - «О перспективах существования и развития российских театральных вузов в связи с проведением в стране сокращения количества и укрупнения государственных высших учебных заведений». Проведен мониторинг всех вузов страны по их эффективности, а критерии этого мониторинга одинаковы и когда там есть показатели по количеству докторов, профессоров, финансов, освоенных на науку... Ни у кого нет этих вещей, так как театральные вузы не этим берут и не по этим показателям работают, по которым оценивает мониторинг. Но за этим-то мониторингом стоит сокращение, реорганизация вузов. Боюсь, что в стране будет сокращение, например, сократить 10 процентов. Но это же недопустимо!

И третий вопрос, который не обозначен в повестке дня, но мы о нем уже говорили, - повышение оплаты труда преподавательского состава. В мае Президент издал указ, в котором говорится о повышении средней зарплаты по вузам. К 2018 году она должна составлять 200 процентов от средней заработной платы в регионе. В Москве сегодня 43 тыс.руб., в какой мере дотягивают до это цифры, вам виднее. Мы в Петербурге до средней по Питеру не дотягиваем, а должны по этому документу, который нам спущен, дотянуться до средней по региону. Ну понимаете, ведь дальше речь идет о том, что сверху руководят вузом непосредственно. Вы, ректоры, знаете, что в вузы пришел план выполнения мероприятий труда преподавателей, но если вчитываться в эти мероприятия, то, честно говоря, берет оторопь, потому что в нем говорится о том, что оптимизация численности учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава с учетом нормы установлена в типовом положении о вузе. В типовом положении о вузе установлена только предельная норма, и я подчеркиваю это слово. А предельная норма - 900 часов в год. 900 часов - это предел, половина рабочего дня, но есть вторая половина дня. Давайте все перейдем на 900 часов и тогда, может, повысится зарплата? Давайте все мы перейдем на полставки и платить будем как за ставку, то есть вместо ставки рабочей, и тогда мы получим повышение зарплаты. Итак, это документ, который, очевидно, спущен в минкульт из параллельного министерства. Этот документ предлагает установить слежку за преподавателем, да, написано же в пункте 13: «модернизация системы автоматизированного учета доступа в образовательное учреждение, анализ учетных данных, текущая работа с подразделениями по корректировке рабочего времени сотрудника».

Я хочу сказать, что занятия должны идти. Когда речь идет о теоретических дисциплинах, то там все понятно, в расписании стоит с 10 до 12.55 - пара. Он отработал и понятно, но когда речь идет о практиках, идет речь об актерском мастерстве или любом другом мастерстве, то педагоги работают существенно больше, чем записано в нагрузке. Я уже не говорю о педагогах, которые делают спектакль, там мы время вообще засекречиваем. Эти часы вообще не учитываем, если мы их начнем учитывать, то денег на зарплату не хватит.

Еще одну вещь хочу сказать. Если говорить о всех вузах страны, то может быть в этих вузах и есть ресурсы, которые позволят перераспределить деньги с неработающих на работающих и таким образом поднять заработную плату. В наших вузах нет этих резервов, значит, резать по живому, усложнять педагогический процесс. И последнее. У нас Минкульт руководит и культурой, и образованием культуры в вузах, и получает средства на это из бюджета. Есть по культуре статья, а есть по образованию. Дело в том, что была позиция у наших экономических ведомств, что среднее повышение заработной платы по культуре должно состоять из 3 частей: за счет оптимизации сети, за счет собственных доходов и третья часть - за счет бюджета. Мы в образовании пока остались в таком положении, что это будут делать за наш счет, за наши резервы, а резервов у нас нет. Если мы будем действовать по принципу «Кто может платить?», то мы угробим образование. Эта вещь очевидная.

До декабря каждый вуз должен обеспечить среднюю заработную плату педагогам не ниже уровня заработной платы в регионе. Вот в Ярославле какая средняя зарплата?

Куценко С.Ф. 24 тыс.руб.

Сундстрем Л.Г. А по вузу?

КуценкоС.Ф. Не тянем, не тянем...

Сундстрем Л.Г. Ну, будет разрушена та система образования, в которой мы работали.

Хохлова Н.А., проректор по учебной работе школы-студии МХАТ

Можно вопрос задать Голубенко? Министерство культуры как-то предполагает нам помочь в вопросе аккредитации и так далее, я же не говорю, что нам всем надо пройти рособлнадзор, изменение наименование образовательной организации, всю документацию...Когда все вузы будут называться организациями, Святослав Сергеевич, какая-то помощь будет осуществляться?

Голубенко С.С., Департамент науки и образования Министерства культуры РФ

Конечно. Во-первых, эта система будет централизованной и ее механизм просто до конца не проработан. Поэтому со стороны министерства будет всяческая поддержка. Хотел бы сказать по поводу плана повышения заработной платы, который был разослан всем ректорам образовательных учреждений. Действительно, использовался типовой план, который разработало Министерство образования и науки. Мы специально указали «примерный» план и те пункты, которые однозначно не подходят и не могут быть использованы в том или ином образовательном учреждении, могут быть исключены. Этот план-график будет дорабатываться. В сопроводительном письме было написано: «примерный» план. Вуз самостоятельно корректирует эти пункты.

Ивлиев Г.П., заместитель Министра культуры РФ Министерство культуры не поддерживает наш закон о полном освобождении от налога на прибыль, предлагая другие варианты, но мы сегодня же вносим этот закон в Правительство с разногласиями и будет приниматься политическое решение.

Мы сейчас освобождаем от НДС ввозимые культурные ценности. Это уже у нас законопроект Госдумы и до конца года мы примем его.

Сундстрем Л.Г. А поправки в трудовой кодекс когда будут?

Ивлиев Г.П. Ждем мы окончательного ответа от минтруда и профсоюзов. Думаю, что сегодня направляем все бумаги в минюст и на следующей неделе направим в Правительство, там обычно до месяца проходит законопроект. Значит, в начале декабря он будет в Госдуме, скорее всего, первая неделя января...

Что касается закона по образованию, то тут составлен четкий график прохождения: 1-е чтение уже прошло, 8 ноября - парламентские слушания, я готовлюсь выступить и у нас есть предложения в виде поправок к нему. 16 ноября - 2-е чтение и прохождение, и с 1 января он вступит в силу. Там жесткие сроки, думаю, что в этот график очень трудно будет внести поправки.

Князев Е.В. А Вы можете сказать, почему мы будем называться организацией высшего образования?

Ивлиев Г.П. В 82-й статье в 6-й части записано, что все необходимые наименования, которые мы хотим сохранить, указывающие на особенности нашего процесса...

Сундстрем Л.Г. Мы можем сохранить слово «ГИТИС», университет, академия? Какое ключевое слово будет в кавычках?

Ивлиев Г.П. Все специальные наименования мы сохраняем. В кавычках можно писать все, что мы связываем с этим вузом. Что касается общего наименования, статусности, то вопрос понятен. Внутри кавычек оставят любое слово. А вас устраивает, что будет до кавычек? Какова ваша позиция?

Сундстрем Л.Г. Есть категории - федеральный университет, исследовательский университет, сферы искусства они никак не касаются. Надо было для сферы искусства иметь какой-то вариант.

Ивлиев Г.П. Ну, какой-то такой, где-то - так в законе не пишут. Что касается нашей сферы, мы не заинтересованы в объединении всех видов искусства в одном вузе, нам это не подходит, наше направление - небольшие элитарные вузы, расширение обучения иностранных студентов. Это и есть процесс оптимизации. Половина наших вузов по этим параметрам не подходит. И могу вас успокоить, что вопрос эффективности и неэффективности вузов будут решать на уровне Министерства культуры. Ясно, что нас не устраивает работа с филиалами, если сами вузы не докажут их необходимость. Филиалы со средними специальными заведениями сохраняем. Мы пытаемся сохранить институции. Почему, например, необходимо сохранить Новосибирское хореографическое училище? Потому что только мы можем дать деньги сейчас на приличное существование, в Перми мы приобретем 6,5 млн, на паркет мы можем дать. Мы не можем эти заведения ни к кому присоединить. Сейчас для нас важно разобраться со средними специальными заведениями.

Понимание у руководства есть, надо убедить минобразования.

Есть проблемы с вузами. С ведущими вузами нет проблем, но к другим вузам есть вопросы.

Сундстрем Л.Г. А можно конкретно? У нас в стране театральных вузов 8: 4 - в Москве, 1 - в Питере, 3 в России (Новосибирск, Екатеринбург, Ярославль). Вот что наши вузы ожидает?

Ивлиев Г.П. Мы готовы выслушать ваши предложения на этот счет. Но Питер, Москва, Новосибирск у нас вопросов не вызывают, а Ярославль и Екатеринбург изучаем, анализируем. У нас есть возможность поддержать наши вузы в их исканиях. Если будут предложения по развитию той или иной театральной школы, мы готовы поддержать. Мы не будем диктовать вам, это не наш стиль. Откликнуться и поддержать - всегда готовы.


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.