"Три зайца" Александра Едукова (Мытищи)
Выпуск №3-153/2012, Лица
Его трудно назвать актером одной роли, ведь ему удаются и роли в детских спектаклях, и во взрослых, и везде он неповторим и непредсказуем, и одновременно талантлив, если смог для себя поймать и удержать целых «три зайца» в творчестве. Знакомьтесь - ведущий актер Мытищинского театра кукол «Огниво», заслуженный артист Московской области Александр Едуков.
- Александр,
вы обладаете очень красивым голосом,
благодаря которому неоднократно занимали
призовые места в различных музыкальных
конкурсах, замечательно шьете, но все
же, предпочтение вы отдали театру
кукол. Что-то повлияло на ваш выбор?
- На мой выбор никто не влиял, просто придя в этот театр, я поймал сразу трех зайцев, так как здесь я и актер, занятый практически во всех репертуарных спектаклях, я пою и еще умудряюсь шить. Благодаря своему увлечению пением, я зарабатывал первые свои деньги, на которые жил. А вот шитьем стал заниматься, глядя на своих друзей, которые и увлекли меня этим.
- Чем вам запомнилась ваша студенческая пора?
- Я окончил Екатеринбургский театральный институт на курсе у С.К.Жукова, а кураторами у нас были С.Ф.Железкин и Н.Ф.Плеханова. Она нас всех собрала в Кургане, подготовила, и мы всем курсом успешно поступили и стали студентами нашего института. А так как наш курс был при Курганском театре «Гулливер», мы здесь и учились и играли в спектаклях.
- Вам посчастливилось поработать в театре кукол «Гулливер», а потом вдруг неожиданное предложение от театра кукол «Огниво».
- В театре «Гулливер» я проработал пять лет после окончания института, и когда поступило предложение от С.Ф.Железкина, то сразу же согласился. К этому времени у меня уже в этом театре работал мой друг Алексей Евдокимов, который много рассказывал о театре, о коллективе. И, наверное, самое главное, что это большое счастье для любого актера поработать с таким мэтром, как Станислав Федорович, многие хотели бы, но не всем выпала такая возможность.
- За шестнадцать лет на сцене театра сыграно немало ролей, но есть ли среди них любимые?
- Ролей много и все они мною любимы, так как над каждой приходилось очень много работать. Существуют актеры одной роли, в нашем же театре Станислав Федорович дает разнообразные образы, и тогда не стоишь на месте. И еще спектакли, как например «Ревизор», в которых приходится играть сразу две роли, Добчинского и Бобчинского. И здесь должно быть очень срочное и молниеносное перевоплощение. И хотя диалог ведется одним актером, зритель должен увидеть два характера.
- Насколько трудно работать в театре кукол для детей?
- Не
просто, так как ребенка не обманешь, и
если спектакль не понравился он начинает
отвлекаться на какие-то самые простые
вещи, разговаривать. Взрослый в силу
своей интеллигентности все же досмотрит
спектакль до конца, а ребенок нет. И,
наверное, прав был К.С.Станиславский,
который говорил, что для детей
надо играть так же, как и для взрослых,
только гораздо лучше. Хороший артист
проверяется на детской аудитории, и
если он этой публикой «завладеет»,
сможет заинтриговать ее, значит, он
хороший актер.
- В репертуаре вашего театра идут взрослые спектакли, которые чаще всего можно увидеть на сцене драматического театра. Как вам работалось над этими спектаклями?
- Для актера театра кукол это интересно - почувствовать себя в «шкуре» актера драматического. Отложить куклы и посмотреть, как ты будешь существовать сам как человек и актер живого плана. И когда чувствуешь, что зритель откликается, верит тебе, понимаешь, что ты можешь это сделать. Пример тому роль Мирою в спектакле «Безымянная звезда», когда главный герой расстается с Моной. Сейчас, я влюблен в роль Обломова. Мне кажется, я играю эту роль по-другому, нежели играли те, кого мы видели в театре и кино. Это мой Обломов.
- Вы работали с разными режиссерами. С каким бы режиссером вы бы хотели поработать еще?
- Мне повезло, так как я играл у многих замечательных режиссеров, которые ставили в нашем театре. Это Народный артист Молдовы, лауреат международных фестивалей, лауреат премий Молдовы Петру Вуткэрэу, Лауреат международных фестивалей Олег Жюгжда (Беларусь), я бы еще не один раз сыграл в их спектаклях, так как всегда новое влияние в театре другого режиссера для актера становится настоящим праздником - ведь он мыслит, видит по-другому. И это очень интересно. Мы, например, к С.Ф.Железкину настолько привыкли, что понимаем с полуслова, что он хотел бы увидеть, скажем, в том или ином герое или эпизоде, который мы репетируем. Когда приехал Петру Вуткэрэу, он работал с нами две недели и «мозги» настолько перекрутил, что мы плакали, когда он уезжал. Ведь мы такой школы не видели. Так же было и с режиссером Олегом Жюгждой. В нашем театре работают очень талантливые режиссеры, которые неординарно мыслят, и актерам это интересно - познать новое в своей же профессии.
- Для взрослого, какой бы кукла ни была, она так и остается куклой. А как объяснить, что ее надо воспринимать, как актера, а не как забавную игрушку?
- А в этом и талант актера кукольника. Надо вжиться так в роль, в куклу, чтобы зритель, который сидит в зале, верил, что она живая и что она говорит тебе, и это не тряпка или что-то еще. Она имеет сострадание, переживание и эмоциональное такое же воздействие на персонаж.
- У каждого актера есть свой несыгранный Гамлет. А кого бы вы хотели сыграть?
- Я бы хотел многих сыграть и в том числе и Гамлета. У каждого актера есть немало на этот счет своих мыслей и идей. И пока я жив и работаю, я с огромным удовольствием буду играть в тех спектаклях, которые мне предложат и пускай это будут не самые главные роли, но преподносить их так, чтобы ни в коем случае не быть похожим на других. И сделать трактовку роли такой, чтобы она была созвучна моей индивидуальности.
- У вас коллектив небольшой, но очень дружный, а чем за эти годы для вас стал театр и сам город Мытищи?
- Для меня Мытищи стали родным городом, тем более я работаю в любимом театре, где у меня много ролей, где я востребован и как художник по костюмам, ведь мне трудно назвать хотя бы один из спектаклей, идущих в репертуаре нашего театра, для которого я бы не шил костюмы или одежду сцены. Здесь моя семья, и поэтому я просыпаюсь и иду в театр с огромным желанием и радостью.
Отправить комментарий