Волгоград

Выпуск №5-115/2009, В России

Волгоград

Если вы пройдете по центру города-героя Волгограда, то обязательно увидите на одном из домов по улице Чуйкова эмблему Волгоградского театра одного актера: фигурка в свободном одеянии, бесстрашно и широко распахнувшая руки, похожие на крылья, с лицом, поднятым вверх, к звездам...

Как тут не вспомнить название Международного театрального фестиваля «Один и все», организованного и уже дважды проведенного в Волгограде необыкновенной женщиной — заслуженной артисткой России Зинаидой Гуровой. Незабываемый образ актрисы, проникновенный голос и взгляд, жесты, мимика — все это как будто гипнотизирует зрителей. Чтобы стать поклонником таланта Зинаидой Гуровой, достаточно один раз прийти на ее спектакль.

Зинаида Гурова — человек уникальный не только по масштабу таланта, но и по силе личности. Ведь театр одного актера как вид искусства прежде всего требует присутствия на сцене Личности, Художника. «Мастер высшего пилотажа» — так оценил профессионализм Зинаиды Гуровой корифей жанра Владимир Рецептер.

До недавнего времени у театра не было своей сценической площадки, наконец удалось получить подвальное помещение в центре города. Сегодня мало кто узнает заброшенное бомбоубежище, и язык не повернется назвать подвалом маленький уютный театр, войдя в который предчувствуешь клубные музыкальные, поэтические вечера, творческие встречи в тесном кругу единомышленников — людей, любящих искусство.

18 октября Волгоградский театр одного актера Зинаиды Гуровой открыл юбилейный, 20-й сезон на собственной сценической площадке спектаклем «Святая правда». Это та самая композиция по лирике и письмам Анны Ахматовой, с которой 20 лет назад театр начинал свой самый первый сезон. За 20 лет жизни театра был создан 21 оригинальный моноспектакль. Примечательно, что в 2009 году городу-герою Волгограду исполняется 420 лет и 20 лет — театру, созданному Зинаидой Гуровой.

Каждый сезон Театр одного актера отмечает премьерами, и этот не стал исключением. В октябре Зинаида Гурова пригласила зрителей на спектакль «Я и мой край» по произведениям А. П. Чехова, Ю. Окунева и Ю.Войтова.

«Подставляйте ладони — я насыплю вам солнце!» — и из шляпы клоуна в зрителей летят лучи — свет прожектора. Так начинает Зинаида увлекательный рассказ о великой реке Волге, об истории края донского, царицынского, сталинградского, волгоградского... нашего края. На фоне этого рассказа предстает и сама актриса со своей судьбой. «Я и мой край»... А кто это — «я»? Может быть, девочка, мечтавшая стать актрисой, которая, расшив белое платье нотными знаками, назвала его «Песня», а потом песней стала вся ее жизнь? А может быть, это каждый из нас, сидящих в зале? Ведь жизнь каждого переплетается с жизнью родного края и с судьбою всей России. К сожалению, многие из нас плохо знают не только историю своего города, но даже улицы, на которой живут. Спектакль «Я и мой край», насыщенный необычными, удивительными фактами из истории, помогает восполнить скудость школьного материала по краеведению. Но адресован он не только юному поколению. Казалось бы — спектакль-урок, но нельзя не заметить философский подтекст. Через элементы шоу, через пластику Зинаиде Гуровой удалось поговорить со зрителем о серьезном, о самом дорогом в сердцах каждого — о гражданственности и патриотизме, о православии. Потрясающе красивые стихи, наполняющие душу чувством национальной гордости, как связующие звенья, гармонично объединяют и дополняют исторические и краеведческие мотивы.

Прошедшие в сентябре гастроли в Анапе показали, как важно и нужно для людей искусство театра. Вот пример — спектакли по лирике и письмам Марины Цветаевой проходили в подростковой аудитории, и педагоги волновались, заинтересует ли детей, приехавших на отдых, эта тема. Как оказалось, их умение слушать и сопереживать сильно недооценивали, о чем говорят восторженные отзывы, сделанные после спектакля на афише.

Зинаида Гурова много раз представляла Россию на международных театральных фестивалях, она член международного жюри фестивалей спектаклей одного актера.

Если оглянуться назад, то прошлый театральный сезон для театра одного актера был, пожалуй, самым ярким и запоминающимся, насыщенным разнообразными событиями — это и неожиданная смена сценической площадки, ознаменованная самоотверженной работой по ремонту. Это и две премьеры — «Старосветская любовь» и «Цвет вишни», и проведение II Международного фестиваля «Один и все», на котором были приняты театры из семи стран.

Моноспектакль «Старосветская любовь» по Н.В.Гоголю был удостоен специального приза Международного фестиваля спектаклей одного актера в Москве и принес триумфальный успех на Международном фестивале спектаклей одного актера во Вроцлаве, в Польше.

У Николая Васильевича Гоголя — «Старосветские помещики», а у Гуровой — «Старосветская любовь». Это продолжение истории о любви. Страсти улеглись, но осталась любовь, которую ничем не объяснить. Вроде бы погрязли в бытовых мелочах — грибочки, варенье-соленье — а стоило одному уйти, и другой потерял желание и силы жить. В моноспектакле повествование ведется от лица рассказчицы, которая проживает на сцене разные образы. Зрители видят взаимоотношения, уклад жизни, такой далекий от сегодняшнего — ведь супруги никогда друг другу дурного слова не сказали. Трогательные отношения пожилых супругов — вроде бы привычка, ан, нет... Любовь. Старосветская любовь.

«Цвет вишни» — моноспектакль по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». В основе — жизнь великой актрисы Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, первой исполнительницы роли Раневской, переплетение судеб актрисы и ее героини. Благодаря этой роли Ольга Книппер пронесла любовь к Антону Павловичу Чехову через всю свою жизнь. Хотя Чехов не мог вначале предположить ее в роли Раневской — Ольга, как и все актеры МХТ того времени, была молодой, слишком молодой. Но, войдя в роль, Раневскую она играла до 90 с лишним лет.

К юбилею М. А. Шолохова был создан необычный спектакль по мотивам романа «Поднятая целина» — «Недоступное счастье». Героиня — казачка Лушка, повествование ведется от ее лица, и перед зрителем предстает образ вольной и сильной женщины, которой очень не хватает настоящей любви. Ее трудно осуждать, ведь она всего лишь хотела любить и быть любимой. Но не суждено было Лушке испытать простое женское счастье: «...Один был женат на революции, другой — на авторитете, а третий был женат на ненависти...».

Высшей наградой для актрисы стало признание жителей станицы Вешенской, тех старожилов, которые лично знали Михаила Шолохова.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.