Черное и розовое / "Приглашение в замок" (Московский областной театр драмы и комедии, г.Ногинск)

Выпуск №3-153/2012, Молодая режиссура

Черное и розовое / "Приглашение в замок" (Московский областной театр драмы и комедии, г.Ногинск)

Литературоведы, занимающиеся французской драматургией, как правило, делят творчество Жана Ануйя на «черные», «розовые» и «костюмные» пьесы. Деление верное, хотя и ставшее со временем несколько формальным: за полвека, что отделяют нас от широко известных и признанных пьес этого несомненного классика, черный и розовый цвета не однажды смешались в некий, не поддающийся четкому определению колер, так же, как смешались нравственные ориентиры, духовные и материальные ценности и наше отношение к ним.

Время! Оно вносит бесконечные коррективы в то, что казалось вечным и неизменным...

К творчеству Жана Ануйя в нашей стране обращаются сегодня не слишком часто, хотя на памяти некоторые постановки «Антигоны», «Жаворонка», «Коломбы», «Приглашения в замок». Но вот совсем свежее впечатление - Московский областной театр драмы и комедии (Ногинск) обратился к пьесе «Приглашение в замок», которую поставила недавняя выпускница мастерской Л.Е.Хейфеца режиссер-дебютант Наталья Людскова (художник-постановщик Валерий Болдырев, художник по костюмам Елена Пиотровская, хореограф Дмитрий Проценко, музыкальное оформление Олега Королева и Юрия Пикунова).

Этот спектакль отличается редким на сегодняшний день стилем постановки - простая, на первый взгляд, но изысканная сценография создает иллюзию старинного богатого замка, в который приглашены мы все, потому что разворачивающая на наших глазах банальная любовная история в том или ином своем «сопутствующем» мотиве касается каждого. Наталья Людскова ставит во главу угла своего спектакля тесно связанные между собой проблемы - человеческого унижения и власти денег.

Герои - братья-близнецы Орас и Фредерик (обе роли поистине блистательно играет Александр Мишин, не прибегая к каким бы то ни было ухищрениям, артист создает два совершенно разных образа богатой мимикой, различием взгляда, жестами) - представляют собой как раз те самые «черный» и «розовый» типы, о которых говорилось выше. Темпераментный, нервный, больше всего на свете боящийся утратить свое мужское достоинство и быть обвиненным в погоне за материальными благами, Орас затевает всю интригу ради того, чтобы разрушить влюбленность мягкого, нерешительного, вечно смущающегося Фредерика в дочь миллионера Мессершмана Диану (Марианна Лукина), которая влюблена в Ораса, но готова выйти замуж за Фредерика, не ведая о чувстве близнеца и мучаясь от собственного унижения. И пока все не берет в свои руки тетка близнецов госпожа Демерморт (изумительно сыгранная Надеждой Гуртовенко аристократка от макушки до кончиков пальцев ног!), продолжается смешная, но очень горькая путаница не понимающих, не слышащих друг друга людей...

Старинный замок, наполненный интригами и любовной игрой. Казалось бы, что может быть красивее, легче, привлекательнее для театра? Но Наталья Людскова находит в духовном пространстве пьесы вещи куда более значительные, поэтому центром становятся во втором действии фигурантка из «Гранд-Опера» Изабелла, приглашенная Орасом за немалые деньги для того, чтобы влюбить в себя Фредерика (Елена Пашкова точно чувствует рисунок роли, но пока еще не «обжилась» в нем), и миллионер Мессершман (Андрей Троицкий, которого я хорошо знаю по его прежним работам в театре, превзошел все мои ожидания - он создает сложнейший образ бывшего бедного портняжки из Кракова, выбившегося в люди, но не ставшего от этого счастливым. Сцена, когда он рвет в мелкие клочки пачки денег, предназначенных на то, чтобы купить покой любимой дочери и отвергнутых Изабеллой, - вызывает неподдельное волнение и слезы, настолько ярко играет артист отчаяние, невозможность помочь Диане и - восторг от того, что есть еще на свете люди, для которых деньги не стали главной ценностью). Их общую сцену зрительный зал слушает буквально не дыша, потому что диалог двух «полюсов», неподкупной бедности и не давшего счастья богатства, оказывается современным и небесполезным для значительной части публики.

Хочется отметить еще безукоризненного Федора Казакова в роли дворецкого Жозюэ - он выглядит и ведет себя как истинный потомственный обитатель старинного замка, каждый его выход безупречен и очень стилен. Очень любопытно работает Татьяна Телегина - ее компаньонка госпожи Демерморт восторженна, романтична, лишена возраста и составляет забавный контрапункт со своей хозяйкой...

Конечно, есть еще не до конца проявленные моменты и в самой постановке, и в актерском существовании, но это, мне кажется, дело наживное. В Московском областном театре драмы и комедии сильная, яркая, разновозрастная труппа, превосходная постановочная часть, а от режиссера-дебютанта трудно требовать совершенной во всем работы. Произошло, думается, главное: Наталья Людскова и артисты труппы точно сформулировали свои задачи и, по словам Андрея Александровича Гончарова, послали в зрительный зал телеграмму очень внятного эмоционального и рационального содержания. Известный исследователь и переводчик Ленина Зонина писала об Ануйе: «Самые абстрактные философские проблемы он умеет перевести на язык прозы и поэзии повседневного». Эти слова можно в полной мере отнести к спектаклю «Приглашение в замок» Московского областного театра драмы и комедии, потому что в постановке Натальи Людсковой и тонкой психологической игре артистов не пропали ни проблемы философии, ни проза и поэзия нашей жизни.

...В финале, когда все проблемы благополучно разрешились, возле замка внезапно раздаются оглушительные звуки. И госпожа Демерморт объясняет гостям, что это - запоздавший фейерверк. «Забавная штука - фейерверк при свете дня...»

А, может быть, в этом есть своя прелесть - насладиться на утренней заре тем, чем положено наслаждаться в ночной темноте?

Черное и розовое... Вот они и сошлись вместе.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.