Классик дагестанской музыки / Ш.Чалаев

Выпуск №3-153/2012, Мир музыки

Классик дагестанской музыки / Ш.Чалаев

Дагестанский театр оперы и балета молод - ему в марте 2013 года исполнится всего 14 лет. Своему рождению театр обязан постановке национальной оперы Г.Гасанова «Хочбар», которая состоялась в Махачкале в 1998г. В то время министром культуры Дагестана была Наида Абдулгамидова. После успешной премьеры оперы она подала идею создания в республике театра оперы и балета, что было поддержано в марте 1999 года Постановлением Правительства Республики Дагестан. Сегодня в репертуаре театра спектакли разных жанров. Помимо «Хочбара», его составляют национальная опера Н.Дагирова «Йырчи Казак», русская классика: «Алеко» Рахманинова и «Иоланта» Чайковского, оперетта «Аршин мал алан» У.Гаджибекова, музыкальная комедия М.Кажлаева «Валида», балеты «Горянка», «Шамиль» М.Кажлаева, «Энигма» на музыку французских композиторов, шоу-балет «Чарли - великий маг», «Поэт и Муза» и «Гамлет» на муз. П. Чайковского.

Коллектив участвует во многих творческих мероприятиях Республики, а на его сцене проходят интересные и значительные проекты. Самым ярким событием последних месяцев стал юбилей классика дагестанской музыки Ширвани Чалаева, празднование которого проходило в два этапа.

Первый этап состоялся в июле, поставив эффектную точку в завершении театрального сезона премьерой музыкальной комедии юбиляра по мотивам произведений Ахмедхана Абу-Бакара «Странствия Бахадура». Как не странно, это первая опера, поставленная на родине композитора (режиссер-постановщик заслуженный деятель искусств России Виктор Рябов, Москва).

Почти шекспировские страсти разворачиваются в маленьком дагестанском ауле. Бахадур, влюбленный в самую красивую девушку села Серминаз из племени Муги, с которым семья юноши враждует уже долгие годы («что и не помнит, из-за чего все началось»), должен принести ей подарок, о котором будут слагать легенды и только тогда получит сердце и руку девушки. Вместе с тремя другими претендентами Бахадур отправляется в долгий путь.

Весть о влюбленном юноше и его приключениях быстро разлетается от аула к аулу. Вместе с Бахадуром зрители знакомятся с укладом и ремеслами различных племен горцев, объединенных одним гордо звучащим именем Республика Дагестан. Эта комическая опера своеобразный экскурсовод-проводник по богатой культуре дагестанского народа.

В спектакле много разговорного текста, который не менее важен, чем музыкальный и поразительно как красиво, я бы сказала «вкусно» произносились диалоги (заслуга Ш.Чалаева, который работал и как педагог вокала с каждым актером). И несмотря на недостатки вокального мастерства молодой, еще только вступающей в зрелость оперной труппы театра, хочется отметить с какой радостью и трепетом все участники спектакля играли и пели свои партии. В финале спектакля на сцену вышел сам композитор Ширвани Чалаев с народной лакской песней. Это стало украшением спектакля. Хочется надеяться, что «Странствия Бахадура» откроют дорогу в родной театр и другим операм выдающегося композитора.

Второй этап состоялся в сентябре, когда прошли гастроли Московского Камерного музыкального театра им. Б. А. Покровского, показавшего дагестанскому зрителю оперу юбиляра «Кровавая свадьба».

Личность ведущего композитора нашей эпохи определяют два начала, слившиеся в его творчестве воедино: яркая самобытность интонации и истинная современность выразительных средств в ее развитии. Самобытность интонации Чалаева в народных истоках, что всегда подчеркивает сам композитор: «Самое дорогое, что у меня есть - песни гор». Ширвани прошел немало горных дорог, записывая песни аварцев, даргинцев, лакцев и других народностей Кавказа. Им собрано более 500 песен. Одна часть из них легла в основу сборников «Книги песен», а другая в вокально-симфонические циклы «Семь и Пять лакских песен». А как сам Чалаев поет эти песни! Слушать их в его исполнении можно бесконечно! Он - целая эпоха в развитии дагестанской профессиональной музыки и к тому же - автор Гимна Дагестана.

С другой стороны, Чалаев как выпускник Московской консерватории и ее аспирантуры (кл. профессора В. Фере), впитал в себя все лучшее из русской и европейской музыкальной культуры, и все созданные им симфонические, камерные, оперные и романсовые сочинения принадлежат не только русской, но и мировой культуре.

Особая глава в творчества композитора - его оперы, которые не могли не оказать существенное влияние на развитие в нашей стране современного оперного творчества. Многие из них не уступают по своим художественным качествам корифеям российского оперного искусства, таким как Д.Шостакович, С. Прокофьев, Р. Щедрин. Известны оперы Чалаева и на Западе. Недаром легендарный оперный режиссер Борис Покровский говорил о том, что творчество Ширвани Чалаева имеет международное значение.

Все созданные композитором оперы нашли свое сценическое воплощение на большом пространстве бывшего Советского Союза. Первый опус «Горцы» в 1970г. увидел свет в Ленинграде в бывшем МАЛЕГОТе, ныне Михайловском театре. Затем были сочинены оперы «Джунгли» (по Киплингу) и «Король Лир» (по Шекспиру), поставленные в Московском Детском музыкальном театре им. Н. Сац. В 1980 году театр показал «Джунгли» в Дрездене на Международном конкурсе на детскую оперу, где первую премию присудили автору «Джунглей». Кстати, эта опера, теперь под названием «Маугли», до сих пор украшает афишу столичного детского театра им.Н.Сац. «Странствия Бахадура» привлекли внимание эстонцев и были поставлены в Тарту в знаменитом в свое время театре Вайнемуйне. В Москве в полуконцертном варианте были исполнены две оперы на сюжеты Льва Толстого «Казаки» и «Хаджи-Мурат».

Долгие годы тесная дружба связывала композитора с основателем Московского Камерного музыкального театра Борисом Александровичем Покровским. К 40-летию великой Победы в театре состоялась премьера оперы Чалаева «Читая дневники поэта» по фронтовым записям и стихам дагестанского поэта Э.Капиева, погибшего в годы войны. Спектакль не один год шел в подвальчике на Соколе, где тогда размещался Камерный музыкальный. Покровский, высоко оценив театральный талант композитора, заказал ему оперу «Кровавая свадьба» по пьесе Г. Лорки. К сожалению, когда опера была закончена, Покровский тяжело болел и не смог сам ее поставить, поручив это сделать режиссеру театра Ольге Ивановой.

«Кровавая свадьба» - одна из самых ярких опер композитора. Как-то в беседе с председателем СТД России Александром Калягиным актриса Алла Демидова посетовала на то, что в современном драматическом театре нет настоящих трагедий, и что сегодня подлинная трагедия встречается лишь в опере. Вот «Кровавая свадьба» Ширвани Чалаева - настоящая современная опера-трагедия о жизни и смерти, любви и предательстве, судьбе и роке, о невозможности счастья там, где царят вражда и убийства. Музыкальная драматургия оперы со множеством нюансов и красок, неожиданных поворотов, пронизанная красивыми лейтмотивами и мелодическими линиями, нашла в лице режиссера Ивановой достойного интепретатора. Она создала спектакль очень сильный, наполненный символами, страстными чувствами, резкими сменами психологических состояний героев и горькими предчувствиями. В спектакле масса замечательных работ исполнителей не только главных, но и второстепенных ролей. Впрочем, в «Кровавой свадьбе» важны все, даже самые маленькие роли. Это ансамблевый спектакль, в котором особенно выделяются Людмила Соколенко - Мать, Ольга Березанская - Смерть, Мария Лемешева - Луна, Екатерина Большакова - Невеста, Роман Бобров - Жених, Леонид Казачков - Леонардо, Елена Андреева - жена Леонардо. И конечно же спектакль украшают и создают необходимую таинственно-тревожную атмосферу народные песни в исполнении самого Ширвани Чалаева и солиста театра Виталия Родина.

Такая страстная постановка «Кровавой свадьбы» не могла не понравиться дагестанским зрителям. Они стоя аплодировали московским гостям и своему земляку Ширвани Чалаеву.

Перед началом второго показа «Кровавой свадьбы» состоялось торжественное чествование композитора, на которое прибыл Президент Дагестана Магомедсалам Магомедов, вручивший Чалаеву высшую награду республики - орден «За заслуги перед Республикой Дагестан». В вечере приняли участие временно исполняющий обязанности Председателя правительства РД Низами Казиев, Госсекретарь РД Такибат Махмудова, депутат Госдумы РФ Рамазан Абдулатипов, министр культуры Зумруд Сулейманова, председатели творческих союзов композиторов Дагестана Рамазан Фаталиев, писателей Магомед Ахмедов. Приветствие от Председателя Союза театральных деятелей России зачитала Маргарита Каминская. Поздравительные телеграммы в адрес юбиляра прислали председатель Союза композиторов России Владислав Казенин, народный артист СССР Сергей Юрский, худрук Московского Детского музыкального театра им.Н.Сац Георгий Исаакян, известные политики, журналисты.

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.