Кинешма. Сумасшедший мир

Выпуск №4-154, В России

Кинешма. Сумасшедший мир


«Женитьба Бальзаминова», заключительная часть трилогии Островского. Многие театральные режиссеры ее берут к постановке с опаской, потому что знают - неизбежны сравнения со знаменитым фильмом Константина Воинова с Георгием Вициным в главной роли. Примерно в таком ключе, комедийном без всяких подтекстов, в большинстве своем и ставят эту пьесу.

Приглашенный из Петербурга на постановку в Кинешемский драматический театр имени А. Н. Островского режиссер Виктор Васильев заявил «Женитьбу Бальзаминова» как комедию положений. Получился спектакль и таким, и не таким одновременно. Намного сложнее. Материал позволяет широко трактовать пьесу, скажем за это спасибо Александру Николаевичу Островскому.

С самого начала спектакля перед зрителем предстает вращающаяся золотая клетка (как давно в театре не был задействован круг, который дает широчайшие дополнительные возможности!), увешанная разноцветными ленточками - неосуществленными мечтами Миши Бальзаминова (Андрей Ефимов), глупого молодого человека, цель которого - приобрести деньги, да не сколько-нибудь, а сразу много, чтобы с неба свалились. Нет, с неба, конечно, они не свалятся, и герой, как бы ни был глуп, это отлично понимает. Остается одно - выгодно жениться. На помощь всегда готова прийти колоритнейшая сваха (Наталия Машаткова), нечистая на руку, себе на уме, но одновременно и широкая по природе своей, в том смысле, что деньги у нее надолго не задержатся, нужны они ей только лишь для того, чтобы спустить на пирушку - пусть дух захватывает. Героиня Машатковой так увлекательно рассказывает о том, что можно сделать с деньгами, купчихе Белотеловой (Татьяна Грубинка), что та, несмотря на свою лень, едва не поддалась на соблазны, так ярко описанные свахой Акулиной Гавриловной, а ведь ей и ходить, и разговаривать, и одеваться - все лень. Но доктор «прописал» замуж - значит надо выходить. Бальзаминов смял ее своим натиском, их потянуло друг к другу словно магнитом - помните «они сошлись: вода и камень, стихи и проза, лед и пламень»? - каждый нашел в характере другого то, чего нет у него, ну а Миша, кроме того, еще и большущий капитал. И оказавшаяся между ними сваха не может быть преградой для героя Андрея Ефимова; Миша, не замечая Красавину, легко перепрыгивает через нее, чтобы через секунду оказаться в объятьях богатой вдовы.

Маменька Миши (безусловная удача Натальи Гоголевой) давно прикована к инвалидному креслу, мира не видит, вся растворилась в сыне и его мечтах, но как помочь ему - не знает. По-своему переживает за Бальзаминова и кухарка Матрена (Людмила Морозова), суетится, как может, прислуживает своим господам, метет пол, приносит самовар, заваривает душистый, с травами, чай для немощной Павлы Петровны Бальзаминовой, но и она не может не видеть, что Миша патологически глуп и не стесняется лишний раз напомнить ему об этом.

Бальзаминов и сам прилагает усилия для того, чтобы выгодно жениться, но его попытки к успеху не приводят. Вспомним, что за плечами Миши уже большая история, описанная драматургом в двух предыдущих пьесах. Целая эпопея, уже довольно длинная, но Бальзаминов упрям в достижении цели - да иным способом ему не разбогатеть.

Две сестрицы, Анфиса и Раиса (Полина Галкина и Анна Юдина), две гулящие барышни, только старшая, молодящаяся, накладывающая маску на лицо, героиня эпохи Островского, а младшая - наша современница, но ведь не отличить их - и повадки, и движения, и даже платья у них одинаковые, разный только говор (у старшей - волжский, окающий, у младшей - московское произношение, что считается в наше время эталоном, а ведь они родились и живут в Замоскворечье), - тоже стремятся выйти замуж, но не за такого же недоумка, как Бальзаминов! Все, кроме него, даже Химка, прислуга в доме Пеженовых (Наталья Рыбакова), это отлично понимают. А Лукьян Лукьянычу Чебакову (Олег Коновалов) он усердно помогает в «увозе» и его невесты, и своей, как ему поначалу кажется, но сам в итоге остается ни с чем и даже избитым. В отчаянии он взывает к небесам и небесами услышан - он понравился Белотеловой и та согласна выйти за него замуж! Женитьба значит деньги! Только вот беда - Миша, как ни предостерегала его маменька («не думай, Миша! Не думай!»), сходит с ума. Впрочем, он не в претензии - ему нужны были деньги, «а без ума-то мы и так проживем!». И в финале, сыгранном очень сильно, безумный Бальзаминов, раскачиваясь на качелях, все повторяет и повторяет одну и ту же фразу: «За чем пойдешь, то и найдешь». Эти качели многофункциональны (художник спектакля Алексей Киселев) - они и скамейка, где на дорожку перед увозом старшей сестры присаживаются на мгновение Чебаков с Пеженовыми, и повозка, и собственно качели.

Вставные номера с пантомимой, песнями и танцами (педагог по вокалу Наталья Шкалова, хореограф Марина Анисимова) работают во благо постановки.

Отдельно стоит сказать о костюмах, которые тоже работают на идею спектакля. В начале спектакля Миша в белой, очень похожей на смирительную, рубахе, затем, когда забрезжила надежда на женитьбу, в красной («умный любит ясно, а дурак - красно»). Ближе к финалу все возвращается на круги своя - Бальзаминов в той же одежде, в которой и начинал.

Стол (на нем кухарка разливает чай), одновременно является и кроватью в доме Бальзаминовых, а иногда видится и больничной каталкой. Как нелеп Миша в костюме башмачника! Чебаков даже опешил, увидев его в таком смешном одеянии, зная при этом, что от Бальзаминова всего можно ждать, но не настолько же! Оказывается, настолько. И неслучайно оговаривается, назвав его сапожником. Впрочем, ни один герой спектакля сочувствия по большому счету не вызывает. Все они потенциальные клиенты дома умалишенных и ничуть не комплексуют по этому поводу. Мир давно сошел с ума, и они - лишь часть этого мира, органично и удобно существующие в нем.

Крутится, крутится золотая клетка, а в ней Миша - добровольный ее пленник. Качели - как маятник часов, часов особенных, вне времени и пространства. Это история о людях, зашоренных мелкими бытовыми материальными расчетами. Бедных людях, обкрадывающих самих себя. Все закономерно - «за чем пойдешь, то и найдешь».


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.