Ковчег добра и разума / "У ковчега в восемь" (Театр на Юго-Западе")

Выпуск №4-154, Премьеры Москвы

Ковчег добра и разума / "У ковчега в восемь" (Театр на Юго-Западе")

С 1 сентября 2012 года вступил в силу новый закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Теперь каждый фильм, каждая передача на телевидении и каждая театральная афиша должны содержать в себе данные, которые предупреждают родителей о том, насколько безопасен тот или иной творческий продукт для их любимых отпрысков. Что ж, пока хоть так. На самом деле, если разобраться, забавные на первый взгляд 12+ , 14+ или уже совсем смелые 16+ - понятия относительные. Как определить, какую цифру ставить? Сейчас дети дадут фору любому взрослому, хотя бы по пользованию разнообразными современными гаджетами, не к ночи будь помянуты. Или, к примеру, какое возрастное ограничение ставить на советские мультфильмы? Мое личное глубокое убеждение, что все они были сделаны для аудитории 30+.

В Московском Театре на Юго-Западе премьерный спектакль 36 сезона «У ковчега в восемь» по одноименной пьесе современного немецкого актера, режиссера и драматурга Ульриха Хуба, заявлен для детей старше 12 лет. Об этом даже объявляют перед самым началом спектакля. Ну что ж, двенадцать, так двенадцать. На первый взгляд все просто: три забавных пингвина дискутируют в холодной Антарктике о своей нелегкой пингвиньей жизни. Ссорятся, мирятся. Долетевший до них каким-то чудом голубь сообщает печальную весть о грядущем Всемирном потопе и о том, что спастись можно, попав на ковчег старика Ноя, но билетов всего два... Вот тут-то и начинается самое интересное.

К слову, пьеса была написана Хубом в 2006 году по инициативе одного немецкого издательства, предложившего драматургам создать пьесу для детей на религиозную тему. Ничего сложнее себе представить невозможно! Как рассказать детям о религии, о Боге? Как простым языком донести истину? Где сама истина? Вопросов много и ответы не всегда очевидны.

Вероятно, ответы на свои вопросы и пытался найти режиссер спектакля Валерий Белякович. Именно поэтому спектакль получился пронзительным и очень грустным, несмотря на невероятно смешных пингвинов в исполнении Андрея Санникова, Максима Лакомкина и Михаила Беляковича. Молодые актеры Юго-Запада, одетые в забавные костюмы (автор костюмов Валерий Белякович) смешат зрителей нелепыми движениями и гримасами, острыми и искрометными фразами, смешными песенками. Они наслаждаются диалогами, произносят их не как наскоро выученный текст, а как глубоко продуманные собственные мысли. По крайней мере, создается именно такое впечатление. Это трио было бы неполным без Голубя в блестящем исполнении Олега Леушина. Если бы я не видела этого артиста в многочисленных ролях роковых красавцев и даже самого Воланда, я никогда бы не догадалась, что он сможет так вжиться в образ сизого голубя - посланца Бога. Круглый и смешной, он деловито раздает команды направо и налево, выполняя сверхважную миссию по спасению всего живого на земле и поэтому становится нестерпимо жалко, когда выясняется самое важное для него самого - в такой неизбежной суете он забыл главное - взять пару себе.

Интересной находкой в спектакле является и сцена разговора Голубя с Пингвином, спрятавшимся в ящике и притворившимся Богом. Это настоящий звездный час Первого Пингвина (Андрей Санников). Он так и сыплет философскими фразами, и Голубь верит ему. Неказистый внешний вид пингвина не приводит в смущение собеседника - его же не видно. И, вероятно, именно тогда в нем и просыпается то настоящее, что есть в каждом из нас, но закрыто непроницаемой оболочкой - либо внешности, либо приобретенной с годами защитной реакции - недоверия, скептицизма и цинизма. И, когда вера в его праведные речи крепнет, пингвин триумфально появляется из ящика - ему уже все равно, что могут подумать о нем... Да и поесть уже надо.

Хочется отметить музыкальную составляющую спектакля. Валерий Белякович, как всегда с безупречным вкусом, сочетал как любимый им фольклор в виде частушек, попсовых напевов 80-х, так и классическую музыку разных времен и народов. Этот, на первый взгляд, несочетаемый микс очень органично вписывается в сюжетную канву философской притчи.

... Дружба, любовь к родине, помощь ближнему своему - это ли не те самые важные ценности, которые есть у человека? И надо ли задавать себе и окружающим вопрос о том, есть ли Бог? Ошибается ли он? Признает ли свои ошибки? Может быть нужно просто верить - без доказательств?..

Задают ли себе все эти вопросы современные дети 12-ти плюс? Вряд ли. Даже больше - я сомневаюсь, что и аудитория за 50 долгими зимними вечерами думает о смысле жизни и своей роли в современном мире. Интересно, сколько в идеале, для эффективного результата, нужно поставить спектаклей, фильмов, написать книг, где подробно рассказано, что такое хорошо и что такое плохо? Ведь ох как немало написано уже, и поставлено, и сыграно, а как будто первый век на свете живем! Значит, мало для «пользы и развития» каждого подрастающего поколения! Значит, нужно еще - чтобы с молоком матери, не дожидаясь двенадцати плюс, когда уже порой совсем поздно. А ценности человеческой жизни - они всегда одинаковы, на все времена, равно как и заповеди - куда уж проще: не убий, не прелюбодействуй, почитай отца твоего и мать твою, не укради, не желай жены ближнего твоего, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего...

Будем считать, что Московский Театр на Юго-Западе добавил свой спектакль «У ковчега в восемь» во всемирную копилку добра и разума, которая когда-нибудь будет переполнена, открыта, и уж тогда нам не понадобится никакой ковчег, потому что Богу будет за нас не стыдно.


Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.