Курский гранд-стиль

Выпуск №4-154, Гастроли

Курский гранд-стиль

220-летие Курского государственного драматического театра им.А.С.Пушкина отмечалось пышно, главным же событием этого праздника стали обменные гастроли с Малым театром. Он показывал свои спектакли на сцене курской драмы летом - сделав грандиозный подарок всему городу. А Курский театр на сцене Малого выступал осенью, в самом начале сезона. И если аншлаги Малого театра в Курске были совершенно естественны, то аншлаги Курского театра в Москве можно считать большой победой и по-настоящему высокой оценкой мастерства курян. В течение всей гастрольной недели партер, амфитеатр и ярусы Малого были переполнены, перед началом спектаклей московская публика толпилась у театра... А после спектаклей студенты-театралы даже оставались в зале на обсуждение и фотографировались на память вместе с труппой.

В Курском театре сегодня около тридцати спектаклей. И те шесть, что были привезены, конечно же, не могли дать полного впечатления обо всем его репертуаре. Однако дали представление о его направлении, традициях и стиле. Курская драма - это одна из цитаделей русского реалистического искусства, твердо стоящая на классических традициях, приверженная русской и зарубежной классике и блистающая «гранд-стилем» монументального спектакля крупной формы, цель которого - серьезный разговор со зрителем о важнейших вопросах бытия. Да, стиль курской драмы - крупномасштабный, яркий, праздничный, массовый. Благодаря чему курский зритель привык воспринимать театр как праздник. Сюда идут и на высокую трагедию, и на легкую комедию - зная наверняка, что сцена оторвет от серых будней, подарит опьянение и восторг, которых в обычной жизни так не хватает. И знаменитый курский «гранд-стиль» с его величественными декорациями и масштабной формой зрелища точно вписался в атмосферу Малого.

Все шесть привезенных спектаклей, поставленных в разные годы, явили Курский театр в движении времени - от его «визитной карточки» «Ханумы» до постановок последнего сезона. Режиссерская палитра тоже явила многообразие, свойственное этому театру, регулярно приглашающему к себе самых разных режиссеров. Но большинство гастрольных спектаклей принадлежали руке художественного руководителя театра Юрия Бурэ.

Народный артист России, лауреат Государственной премии (и многих других премий) Юрий Бурэ руководит театром с 1982 года - словом, уже тридцать лет в Курске существует «эпоха Бурэ». Именно так называется и книга, выпущенная к 220-летию театра: «Эпоха Бурэ на Курской сцене». Да, именно этот человек, поставивший здесь более ста спектаклей, определяет последние тридцать лет традиции Курского театра, воспитывая вкусы зрителей. Именно он сделал курскую драму такой, какой ее знает и любит город. К его заслугам относится и создание отменной труппы, многие актеры которой истинные кумиры своей публики. По его инициативе было открыто и актерское отделение в Курском колледже культуры, где с 2002 года Бурэ руководит актерским курсом, готовя для своего театра новую смену.

Все спектакли Бурэ очень разные - настолько, что даже удивительно столь равное владение такими полярными жанрами, как драма и комедия, трагедия и музыкальное действо. В этой режиссерской универсальности - истинная мудрость худрука, знающего, что зритель многолик, а театр существует именно для него, зрителя, и должен быть интересен самым разным возрастам и вкусам.

Открывались гастроли «Ханумой» А.Цагарели - самым веселым и красочным спектаклем курян, зрелищем увлекательным, пышным и масштабным. Известный всем сюжет грузинской народной жизни клокотал музыкальной праздничностью, мизансцены пенились веселым многолюдьем, половодье массового лицедейства затопляло сцену. Труппа сверкала всеми красками народной образности, купаясь в смеховой стихии пряного грузинского юмора. И блистая живым пением и танцами. Сама Ханума (Лариса Соколова) в точном чувстве национального грузинского духа достигала эпичности. Князь Вано (Эдуард Баранов) был редкостно смешон в своих нескончаемых комических скитаниях. Матушка Ануш (Инна Кузьменко) олицетворяла всех грузинских матушек, делая это снайперски-точно в пластике и характере... да что говорить, весь ансамбль был хорош, а типажи вдохновенны.

Конечно же, в «Дом Островского» был привезен Островский - спектакль «Жертвы века», поставленный Бурэ по одному из первоначальных названий пьесы. Поскольку рассказывалось здесь не об одной лишь Юлии Тугиной (сыгранной Ольгой Легонькой), а сразу о многих жертвах прагматичного века бизнеса, где человек становился абсолютным заложником денег. Таким, как красавец и игрок Дульчин (Андрей Колобинин), играющий и собой, и судьбами других... Современная же рок-группа тем временем умело вела сюжет вперед, исполняя зонги о «мире, в котором правят нажива, торг и авантюра» и перенося действие позапрошлого века прямиком в наши дни.

«Семь криков в океане» А.Касоны знают у нас мало - благодаря чему этот незнакомый публике сюжет воспринимается как захватывающий триллер, разворачивающийся к тому же в экзотических обстоятельствах, на корабле посреди океана, где плывут в некоем дорогом безмятежном круизе европейские богачи: барон и баронесса, хозяева плантаций в Южной Америке, крупный промышленник, профессор, журналист... И вдруг их извещают о том, что началась война, и капитану приказано отвлечь внимание врага на свой корабль, который будет уничтожен, чтобы спасти тем самым целую военную эскадру. У всех этих людей остается впереди только ночь, а страх смерти начинает срывать с них привычные личины, заставляя исповедоваться в своих тайных прегрешениях. Так в течение всего спектакля разворачиваются друг за другом семь человеческих судеб. И воплощается одна из важнейших потребностей человека - потребность в исповеди.

Спектакли Бурэ - это всегда и философский пафос, и театральный размах. Вот и действие «Семи криков в океане», оформленных художником Александром Кузнецовым, шло на огромном трансатлантическом лайнере, под куполом бездонного черного неба с горящими на нем звездами - создававшими образ вселенной, в которой живет и размышляет о себе человек.

Спектакль «В день свадьбы» - это вторая часть розовского диптиха, идущего в Курске. В 2008 году Бурэ поставил «Традиционный сбор», выступив «последним романтиком» и сделав спектакль-ностальгию, посвященный его собственной юности. Полон романтизма и спектакль «В день свадьбы», который увидели москвичи. Бурэ поставил его в 2011 году - продолжая размышлять о человеке вчерашнем и сегодняшнем. Рассказана простая и трогательная история о том, как в день свадьбы герой понял, что любит совсем другую женщину - и встал перед проблемой нравственного выбора, задумался о долге и чести.

Жениха и невесту - Михаила и Нюру - играют Сергей Репин и Елена Гордеева. И мы с большим интересом наблюдаем, как нынешние герои, одетые в современные костюмы, «живут» в розовском тексте 60-х, осваивая его неторопливый ритм и забытую лексику. Ведь у Розова люди говорят очень много и очень серьезно, упорно размышляя о том, как им самим стать лучше, чище и честнее в непростой жизни. Сегодняшний человек уже не способен так искренне выражать свои мысли - да и мысли его иные. И сей розовский «нравственный тренинг» оказался крайне любопытен.

«Слуга двух господ» К.Гольдони, поставленный Мариной Есениной - виртуозное и пышное зрелище, достойное крупных фестивальных подмостков. Это «комедия дель арте», с необычайным артистизмом освоенная русской труппой. Несколько любовных пар, сталкивавшихся в своих интересах, воплощали сразу несколько итальянских масочных типажей: «фарсовые куклы», «хозяева», «слуги»... Дзанни вызывали общий восторг своими искрометными дивертисментами. Сам же слуга двух господ, знаменитый итальянский Труффальдино (Александр Швачунов) обезоруживал всех неповторимым, чисто русским обаянием, без зазора вписавшимся в итальянскую стихию. Вся же атмосфера действия, с его фантастическими костюмами, персонажами-великанами на ходулях, плавающей гондолой и прочими чудесами, создавала настоящий театральный праздник.

А мольеровского «Тартюфа» москвичи увидели в постановке Бориса Горбачевского, получив на прощание грациозную искрящуюся комедию, действие которой, положенное на музыку, захватывало своей увлекательной ритмопластикой. Ироничное и изящное решение лишало хрестоматийности эту старинную пьесу, музыка одухотворяла и гнала действие вперед, в ритме азартной игры нам вновь показывали людские пороки и слабости, и «вечный» Тартюф (Андрей Колобинин) обманывал вечное человеческое простодушие в лице Оргона (Александра Швачунова), а «вечная» служанка Дорина (Лариса Соколова) неутомимо хлопотала и наводила порядок в разболтавшемся хозяйстве.

Ну, а курская труппа вновь явила нам свою высокую исполнительскую культуру.


Фото предоставлены Курским драматическим театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.