Корабль по имени "Театр" / Ефим Звеняцкий (Владивосток)

Выпуск №4-154, Лица

Корабль по имени "Театр" / Ефим Звеняцкий (Владивосток)

Приморскому академическому краевому драматическому театру им. М. Горького - 80 лет!

В эти же дни свое 65-летие отметил и его художественный руководитель народный артист России Ефим Семенович Звеняцкий.

Два таких знаменательных события выпали на 2012 год. Наверное, Звеняцкий и театр им. М. Горького были созданы друг для друга. И то сказать, из 80 лет почти половину они неразделимы.

В 70-х годах одаренный юноша Ефим Звеняцкий - выпускник Дальневосточного педагогического института искусств получил распределение в Краевой театр драмы. Стройный темноволосый красавец без усилий покорял девичьи сердца, когда в ролях мятущихся юнцов с горящими праведным гневом очами появлялся на сцене. Его героями были экспрессивные испанцы и суровые российские пролетарии, мужественные военные моряки, бесшабашные физики и лирики. С особым азартом выходил молодой актер и в массовках, которые мастерски ставили прежние мэтры приморских подмостков Натан Басин и Ефим Табачников. При этом зоркие глаза и чуткие уши юного Звеняцкого впитывали с одной стороны постановочную масштабность и с другой - умение филигранно выстроить дуэтные сцены. Уж на учителей-то ему повезло. В их числе и великие театральные режиссеры: Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос, Евгений Симонов.

После окончания Высших режиссерских курсов, связь Звеняцкого с театром им. М.Горького была прервана на несколько лет. Стартовой площадкой для начинающего режиссера стали подмостки драматического театра Комсомольска-на-Амуре. Вместе с ним родное Приморье покинули и его друзья актеры - романтики, новаторы. Здесь в Комсомольске они стали командой единомышленников. Здесь начал зарождаться костяк будущей труппы главной Приморской сцены... Они вместе пережили первые неудачи и первые успехи, поддерживали друг друга в бытовой неустроенности. И кто знает, как сложилась бы судьба и самого Ефима Звеняцкого, и созданной им основы труппы, если бы не «госпожа случайность» - телефонный звонок из Управления культуры Приморского крайисполкома с предложением, от которого он не смог отказаться.

В 1984 году тридцатисемилетний Ефим Звеняцкий возглавил краевую драму - довольно молодой возраст для руководителя театра такого масштаба.

Сегодня, глядя на элегантного, респектабельного Ефима Семеновича, трудно представить, что его босоногое детство прошло в небольшом поселке Амурзет, что он вместе с другими деревенскими мальчишками по утрам выгонял скотину на пастбище, помогал маме и в огороде, и дома по хозяйству. Безумно любил смотреть в клубе кино про красивую жизнь и тайно мечтал, что однажды и в его судьбе что-то изменится в лучшую сторону. С пятого класса он стал участником народного театра, делая первые успешные шаги. А сразу же после школы уехал во Владивосток поступать в институт искусств.

После окончания театрального факультета Ефим Звеняцкий был приглашен в труппу главного театра Приморья.

За годы работы в драматическом театре им. М. Горького он стал Народным артистом России, избирался депутатом Законодательного собрания, был заместителем главы администрации Владивостока по вопросам культуры, президентом Приморского краевого фонда культуры.

Именно во времена Звеняцкого театру, единственному на Дальнем Востоке, было присвоено высокое звание: академический! Но именно на времена Звеняцкого выпало на долю театра (как, впрочем, и всей страны) тяжелейшее испытание - перестройка, когда были взломаны все привычные формы, когда зрителям практически всей России стало не до театра, когда надо было думать: где и как заработать деньги не только на оформление спектаклей, но элементарно на заработную плату артистам, сотрудникам театра? Еще в Комсомольске Звеняцкий столкнулся с проблемой посещения зрителями театра. Он тогда осуществил потрясающую идею: стал возить в Комсомольск московских артистов! Когда поставил там  пьесу Фейхтвангера, пригласил набирающего популярность молодого Олега Янковского и Александра Збруева, они играли главные роли. На роль тринадцатого председателя позвал Василия Ланового. И когда уже на сцене Приморского драматического театра поставил «Жертву века» Островского, Звеняцкий пригласил на роль Глафиры Фирсовны Наталью Гундареву. Ее приезд стал тогда настоящим потрясением! И владивостокцы потихоньку потянулись в театр. Телевидение еще не заморочило головы зрителям потоками сериалов... И когда «провинциальный покой» Владивостока нарушали приезды театральных знаменитостей, принимавших участие в постановках - это было явлением!

К чести Ефима Семеновича, как руководителя, театр с достоинством вышел тогда из трудного положения. К тому же, помогли друзья-спонсоры (а Ефим Семенович умеет дружить верно и преданно), помогло точно и вовремя угаданное создание музыкального театрализованного «Шоу Ефима Звеняцкого». Одним словом, тонкая творческая натура, как принято считать людей искусства, Звеняцкий оказался еще и прекрасным креативным менеджером, антрепренером и организатором.

Но главное, безусловно, талант постановщика. Он продолжил традиционную генеральную линию театра, направленную на создание масштабных спектаклей. Таким были его дударевские «Рядовые», спектакль, проникнутый мужественной простотой и философской суровостью, радующий точными актерскими работами.

Именно последние десятилетия ознаменованы в театре и новым, неизведанным ранее направлением. Это яркие, броские мюзиклы. Неслучайно много лет театр имел собственный оркестр, что, видит Бог, достаточно редкое явление для драматической сцены. Начало музыкальным спектаклям положил знаменитый «Биндюжник и Король». Он держался в репертуаре 10 сезонов.

Один за другим в репертуаре появились мюзиклы «Оливер Твист», «Летучая мышь», «В джазе только девушки». Звеняцкому хотелось попробовать свои силы во всех театральных жанрах. Он даже отважился поставить две оперы: «Травиата» и «Риголетто», в которых принимали участие не только солисты Приморской филармонии, но и балетная труппа хореографической студии. Эти постановки имели большой успех у зрителя. Однако, удовлетворив свой пыл, Ефим Семенович вновь обратился к вечной и прекрасной классике.

Трудно сказать, что ближе творческой индивидуальности Звеняцкого: мюзикл, историческая трагедия, психологическая драма... Царской роскошью, эффектными массовыми сценами, вселенской мудростью и современной философией был проникнут «Борис Годунов». Но одновременно с освоением огромного пространства большой сцены, Звеняцкий плетет психологические кружева на малой сцене в «Пяти вечерах» Володина. Он ломает жанр привычной мелодрамы в володинских же «С любимыми не расставайтесь», и прорисовывает на сцене отношения, свойственные театру абсурда. Он нанизывает как на шампур смешные и аппетитные трюки в комедии Рея Куни «№ 13, или Безумная ночь». Ломает все наши хрестоматийные представления о гоголевском «Ревизоре». В версии театра спектакль получил название «Инкогнито из Петербурга». Ставит утонченно красивое, поразительно русское зрелище, чеховского - «Иванова» и изысканный «Месяц в деревне» Тургенева. Он как волшебник берет из небытия никому в России доселе неизвестную пьесу «Tovarich» о первой русской эмиграции и создает пронзительный спектакль.

Безусловно, театр - это смысл жизни Ефима Звеняцкого. Но его деятельную натуру не обошла и общественная работа. Он всегда был в центре самых ярких культурных событий города и края.

Пожалуй, этого человека хватает на многое, но только о своем театре Звеняцкий говорит: «Это моя религия, моя жизнь».

Любая труппа сильна прежде всего актерами среднего поколения - они, как правило, ведут репертуар. Стоит ли говорить, что нынешнее среднее поколение академической драмы может стать украшением любого столичного театра: народные артисты России Александр Славский и Владимир Сергияков, Заслуженные артисты России Светлана Салахутдинова и Лариса Белоброва, Николай Тимошенко и Евгений Вейгель, Анна Никитина и Ирина Лыткина, Евгений Горенко и Сергей Миллер, Наталья Музыковская и Александр Запорожец. А за их спинами поднимаются и становятся зрелыми и маститыми недавние выпускники Дальневосточной академии искусств - талантливая театральная молодежь. Зачастую бывшие ученики выходят на сцену в одном спектакле с учителями. Вот тут-то и проявляется единство художественных взглядов, общность единого эстетического пространства.

Гастрольные маршруты академического театра имени Максима Горького могут удивить кого угодно. Несколько лет подряд театр с успехом выступал в Москве и Питере. Творчеством театра интересуются в Китае и Корее.

Неоднократно спектакли театра были участниками театральных фестивалей в Америке и Японии. В юбилейный для театра год после праздничных торжеств состоялись гастроли в Нью-Йорк-Вашингтон-Чикаго-Бостон.

Сегодня Приморский академический театр - самый стабильный и яркий в творческом отношении коллектив на территории Дальнего Востока.

Без малого 30 лет на «капитанском мостике» Приморского академического его бессменный капитан - Ефим Звеняцкий. Остается пожелать счастливого плаванья этому кораблю по имени «Театр».

 

 


Фото из архива театра

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.