Актерская "Мастерская" открыта... спустя тридцать лет

Выпуск №4-154, Мастерская

Актерская "Мастерская" открыта... спустя тридцать лет

В Перми прошел семинар творческой молодежи профессиональных театров «Мастерская», в котором приняли участи десятки актеров и режиссеров из ведущих театров краевого центра, а также из Чайковского, Кудымкара, Лысьвы и Губахи. В творческую команду были так же включены и пермские драматурги - Ксения Гашева, Светлана Козлова, Александр Югов и Ксения Малинина.

Основную миссию по возрождению «Мастерской» взяли на себя сотрудники Пермского отделения СТД РФ. Инициативу поддержали в Министерстве культуры Пермского края. «Мастерская» возобновилась спустя тридцать лет забвения. Когда-то, в начале 80-х годов, учебные бдения были весьма популярны у молодых актеров и режиссеров Перми. Тогда творческая молодежь выбиралась за город, в какой-нибудь дом отдыха, полностью отключалась от повседневной суеты и погружалась в атмосферу общения - друг с другом, с мастерами всех театральных направлений, которые охотно приезжали в Пермь. Тогда в «классах» пермской мастерской поработали на тот момент также еще молодые Анатолий Смелянский, Виктор Калиш, Роза Сирота, Кама Гинкас, Иосиф Райхельгауз, Сергей Юрский.

Многие «выпускники» «Мастерской» образца 80-х сегодня стали ведущими и популярными у зрителей актерами и режиссерами. Но, увы, смутные времена конца 80-х, 90-х прервали прекрасную традицию. Острая необходимость ее возродить возникла в последнее время. Пермь стала центром многих культурных событий, фестивалей, конкурсов, форумов, интеллектуальных споров и дискуссий. В то же время молодые актеры и режиссеры, особенно в театрах городов края, почувствовали себя на обочине бурной жизни - почти нет гастролей, нет материальной возможности поехать на фестиваль или пройти стажировку в театральных центрах. И даже возможность выбраться в краевой центр для многих событие, ведь поездка в Пермь из Чайковского или Кудымкара - это как минимум три часа тряски в автобусе по далеко не идеальной дороге.

В Пермском отделении СТД РФ идея возродить молодежный семинар долго обсуждалась и, наконец-то, этим летом обрела жизнь. Ее поддержали руководители театров и охотно согласились отпустить молодежь на учебу, решился вопрос с финансированием, удалось пригласить неординарных театральных педагогов и даже включить в программу семинара читки пьес пермских драматургов, совершенно разных по стилю и предпочтениям, но работающих довольно успешно, известных далеко за пределами Перми.

«Мастерская» снова выбралась за город на четыре дня. Актеры-режиссеры снова окунулись в интенсивную учебу и репетиции. Днем участники расходились по мастер-классам. Секретами сценического движения с молодежью делился Вячеслав Белоусов, заведующий кафедрой пластической выразительности актера Екатеринбургского театрального института. Сценической речью с актерами занималась Ксения Кузнецова, доцент кафедры актерского мастерства ВГИКа. За развитие профессионального чувства юмора и подготовку капустников отвечал известный режиссер и сценарист из Петербурга Вадим Жук. Вечером и даже ночью актеры и режиссеры осваивали пьесы, отобранные для читок.

«Мастерская» завершилась творческим отчетом, посмотреть на который съехались коллеги из театров, педагоги Пермского института искусств. Публика оказалась «своя», а потому и особо взыскательная, и в то же время понимающая и доброжелательная. Все «фишки» классов сценического движения и сценречи улавливались по-профессиональному мгновенно, а капустники тем паче прошли на «ура».

Вторая часть отчета «Мастерской» - читки пьес оказалась не менее востребована у аудитории и познавательна. Многие театралы-профи в зрительном зале признались, что и не подозревали о существовании в Перми такого количества драматургов, да и своих актеров увидели в новом неожиданном ракурсе. Режиссер Ярослав Колчанов (Пермь) предъявил зрителям свое видение пьесы «Орест» Светланы Козловой (псевдоним Семен Киров). Отрывок из пьесы Александра Югова «Контакт» сделал режиссер Сергей Сарновский (Чайковский). Сам драматург Александр Югов также поработал режиссером, подготовил отрывок пьесы Ксении Малининой «Городская фантазия». Режиссер Юлия Рачковская (Пермь) выбрала пьесу Ксении Гашевой «Дом, который разрушил век».

Пятым незапланированным участником читок стал драматург, эксперт, председатель Гильдии латвийских драматургов Дайнис Гринвалд. Он задержался в Перми после «Текстуры» и в ожидании следующего фестиваля «Пространство режиссуры» высказал горячее желание окунуться в атмосферу «Мастерской» и отдал одну из своих пьес на «растерзание» молодых. Его текст «Инициация. Молодость Афины» рискнул взять режиссер Вахтанг Харчилава из Лысьвы. Примечательно, что латыш записал все эскизы спектаклей на видео, чтобы пополнить свой богатейший архив. Дайнис Гринвальдс много ездит по различным фестивалям, работает в жюри международных конкурсов драматургии, и везде собирает современные тексты, их сценические воплощения и всегда готов поделится со всеми желающими.

В финале все участники сошлись в одном: «Мастерская» явно помогла наладить человеческие контакты, и что главное контакты профессиональнее. Драматурги, режиссеры, актеры наконец-то познакомились, поработали вместе. И появилась надежда, что эти пока еще некрепкие связи могу привести к результату, а он в театрально деле всегда один - спектакль.


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.