Курск

Выпуск №5-115/2009, В России

Курск

Сегодня старые, хорошо написанные пьесы 60-70-х годов, в которых неизменна высота и острота нравственных проблем и за героями ощущается дыхание не только собственной биографии, но и биографии страны, оказываются куда актуальнее сценических однодневок нынешних дней. В этом лишний раз убеждаешься, побывав на спектакле «Традиционный сбор» Виктора Розова, которым Курский драматический театр им. А.С.Пушкина открыл нынешний сезон.

В. Розова справедливо считали и считают властителем дум как минимум трех зрительских поколений. Розовская драматургия широко шла и до сих пор идет на лучших сценических площадках. На его пьесах обрел новое дыхание после войны Центральный детский театр, где ставил Анатолий Эфрос. Программным спектаклем «Вечно живые» начинался в 1957-м «Современник», а фильм Михаила Калатозова «Летят журавли», снятый по этой пьесе, стал триумфом нашей кинематографии на Каннском международном кинофестивале. Что же касается «Традиционного сбора», поставленного одновременно Марией Кнебель в Центральном детском театре, Олегом Ефремовым в «Современнике» и Георгием Товстоноговым в БДТ, то он стал тогда не просто ярчайшим событием театральной жизни двух столиц, но и своеобразным вектором в нравственно-эстетическом исследовании общества. Актуальность этой пьесы сегодня многократно возросла. Ее главная тема — подлинный и мнимый жизненный успех — самым непосредственным образом перекликается с современными реалиями, с распространившейся в обществе и, прежде всего, среди молодого поколения, психологии успешности, пренебрегающей традиционными нравственными оценками личности. Взяв за основу сценический вариант первой постановки в театре «Современник» и убрав с согласия сына драматурга приметы далекого времени, режиссер — художественный руководитель театра Юрий Бурэ — сумел, на мой взгляд, сохранить то главное, ради чего была написана пьеса: живой, многоголосый и одновременно драматический разговор об истинной ценности человека, о его внутренней состоятельности.

Житейская и нравственная биография одного школьного выпуска, собравшегося спустя годы на юбилейный вечер и вовлеченного в приподнято-праздничную стихию общего веселья с популярными мелодиями разных лет — от «Ландышей» и «Черного кота» до современных хитов, оказалась очень тонко прописанной, психологически верно прожитой исполнителями главных ролей. И не только ими. Обозначив свою постановку как «спектакль-ностальгия», Юрий Бурэ вместе с художником-постановщиком Юлией Ксёнзовой, балетмейстером Татьяной Шевелевой и музыкальным оформителем Ильей Сакиным сумел создать на сцене характерную, разностильную, чувственную атмосферу времени, в которой органично ощущают себя герои разных поколений.

Пьеса состоит из множества ярких картин, где в коротких врезках представлены не только предыстории некоторых персонажей, но разворачиваются параллельные сюжетные линии. Своеобразным зеркальным отражением главного конфликта, затронувшего судьбы центральных персонажей, становятся взаимоотношения друзей-старшеклассников: идеалиста Тимофея (Владислав Моргунов) и искушенного прагматика Игоря (Сергей Репин), влюбленных в свою одноклассницу Инну (Людмила Акимова). На их примере объясняется, что же в свое время произошло с главными героями — лидером класса Сергеем Усовым (Сергей Симошин) и его невольным соперником Александром Машковым (Эдуард Баранов), к которому ушла талантливая, но расчетливая Агния Шабина (Елена Петрова). Розов словно предупреждает своих юных героев от ошибок старшего поколения (попутно осложняя любовный треугольник увлеченностью Инны кинорежиссером Каменевым — в этой роли Валерию Егорову удалось представить весьма неоднозначную фигуру баловня судьбы, любимца женщин и одновременно трезвомыслящего, верного своим принципам человека). Оставляя историю отношений молодых людей открытой, постановщик вслед за драматургом отдает предпочтение недотепистому, наивному, ранимому и очень искреннему Тимофею, весьма интересно и узнаваемо сыгранному В. Моргуновым.

Говоря об эпизодах, из которых мы узнаем о событиях, предшествовавших приезду главных героев на традиционную школьную встречу, нельзя не отметить игру Валерия Ломако (Голованченко), Максима Карповича (Копылов) и Светланы Сластенкиной (Лиза Хренова). Даже за коротким материалом их ролей удается распознать типичные судьбы, а заодно лучше понять, как, в какой среде, в каком эмоциональном поле человеческих взаимоотношений формировался внутренний мир героинь — Ольги Носовой (Ольга Яковлева) и Лидии Беловой (Людмила Мордовская).

Кто-то из критиков в свое время вполне справедливо заметил, что Розов свел в своей пьесе сверстников через годы после окончания школы, чтобы сопоставить их не с точки зрения общественных и профессиональных достижений, социального положения и занимаемых должностей, а с точки зрения «устаревших» позиций человечности, искренности, порядочности. Собравшись в одном из классов родной школы, они неожиданно для самих себя в своеобразной исповедальной игре-импровизации начинают подводить итоги своих жизненных побед и поражений и при этом по-ученически прилежно проставляют на доске против фамилий итоговые оценки за прожитую жизнь. А невольным арбитром в споре повзрослевших выпускников о состоятельности той или иной судьбы становится бывший любимец класса Сергей Усов, который, по-видимому, не достиг общественных высот, да и не стремился к этому, но который сохранил в себе прежний азарт жизни и понимание того, чем на самом деле ценен человек. Сергею Симошину, исполнившему эту роль, удалось избежать резонерства и воплотить широту и неуспокоенность натуры героя, горькую память прежних чувств к любимой женщине. А ведь и мы когда-то собирались на традиционные сборы выпускников, ведь и мы когда-то «отчитывались» перед своими товарищами, ревниво сопоставляя и сравнивая себя с ними: а как я выгляжу на фоне других? Сегодня эта игра-сравнение становится более жесткой. И театру эту жесткость удалось передать. Именно в напряженном соприкосновении главных персонажей проявляется важнейшая мысль постановки: утверждение ценности каждой человеческой личности независимо от ее общественного веса и положения.

Эта мысль доведена до крайности, до своеобразного парадокса. Ведь в результате этих невольных отчетов бывших одноклассников, их запоздалых объяснений между собой, болезненных или трогательных воспоминаний выясняется, что тем, кто не сумел по разным причинам достичь званий и чинов, почему-то удалось сохранить человеческое достоинство, любовь и сострадание. А вот очевидные «удачники» не смогли удержать высокую человеческую планку. Так, профессор химии Илья Тараканов (очень неожиданная и достойная работа Николая Шадрина) предстает озлобленным, душевно сухим и черствым человеком, который ради карьеры через многое перешагнул. Как, впрочем, и честолюбивая и расчетливая Агния — умная, цепкая, красивая, холеная, но, очевидно, несчастная женщина, предавшая свою единственную любовь и растратившая талант на восхваление всякого рода бездарностей. Елена Петрова убедительно передает душевные метания своей героини, тщательно скрываемую даже от самой себя неудовлетворенность своим нынешним существованием с нелюбимым человеком. Особенно сильно это состояние героини сыграно Петровой в «домашней» сцене, где ей отлично ассистирует Эдуард Баранов.

Очень важна роль Лидии Беловой. Скромная работница сберкассы, оказавшаяся когда-то в далекой провинции, погруженная в каждодневный неприметный быт, именно она становится в спектакле символом внутренней порядочности, душевного благородства, женской заботы и сострадания. Именно ей удалось найти и произнести те единственно верные и нужные слова для разуверившегося в себе Максима (Виктор Зорькин), чтобы вернуть его к нормальной, трезвой жизни, тронуть его душу.

Людмиле Мордовской удалось сыграть судьбу героини, которую, не зная многих подробностей, охватываешь всю разом.

Виктор Зорькин играет смелого, честного, но потерявшего себя человека, на нерве, с характерными перепадами настроений и состояний, с точной констатацией приобретенных его героем в результате пагубного пристрастия внешних черт. В пьесе Розова Максим уходил со школьной скамьи на фронт, и герои встречались только спустя двадцать лет. В курском варианте Максим, вероятно, прошел через «горячую точку» и, судя по всему, сломался, не нашел себя в мирной жизни. И только любящее и доброе сердце Лиды помогает ему оттаять, поверить в возможность счастья...

Так из судеб отдельных людей вырисовывается в спектакле картина общей, не слишком гладкой и простой судьбы целого поколения, не избежавшего ошибок и искусов выгоды и расчета. И в то же время поколения, в котором по-прежнему мерилом ценности остается внутренний мир человека, его душа, незыблемые нравственные заповеди любви, добра и порядочности.

Театр рассказал об этом ярко и убедительно.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.