Театр Клода Дебюсси

Выпуск №4-154, Мир музыки

Театр Клода Дебюсси

В октябре-ноябре нынешнего года отмечалось 150-летие со дня рождения Клода Дебюсси. В ознаменование юбилея композитора Московская консерватория представила разнообразные концертные программы. В ряду концертов, посвященных этому событию, был один необыкновенный концерт - театрализованное представление, созданное по детским произведениям Дебюсси. В этом своеобразном спектакле играли и дети, и взрослые, в нем было и кино, и повествование, и балет, и много музыки. Премьера состоялась в Рахманиновском зале.

В первом отделении прозвучала сюита для фортепиано «Детский уголок», которую композитор посвятил своей дочке Эмили Клод. Под звуки музыки на большом экране над сценой демонстрировался фильм «Детский уголок», погрузивший слушателей в атмосферу эпохи композитора. На экране маленькая девочка жила в мире своих игрушек - то неподвижных, то оживающих, и в этом мире царила музыка. Фильм «Детский уголок» - фрагмент большого французского историко-музыкального фильма, в который вошли все архивные записи выдающихся пианистов первой половины прошлого столетия. Здесь этот фрагмент показывался без звука, а исполнял сюиту пианист Виталий Гаврук, который играл, глядя на экран, чтобы точно соотнести свою игру с видеорядом. Режиссером первого отделения концерта была Ксения Бондурянская, возглавляющая в Московской консерватории Управление специальных и творческих программ.

Во втором отделении был показан балет «Ящик с игрушками», написанный Дебюсси для фортепиано. Постановку спектакля осуществила Наталия Кайдановская. Как всегда, ее хореография отличалась безукоризненным соответствием музыке и оригинальностью пластической фантазии. На этот раз репетиционная работа оказалась особенно сложной, так как артистами были не «балетные дети», а будущие музыканты - учащиеся Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, и им приходилось запоминать непривычные движения в соотношении со сложной, изменчивой музыкой. Но детям это явно нравилось, и их естественность порой выигрывала в сравнении с механической заученностью, подчас свойственной профессионалам.

Сказочный сюжет балета прост и очарователен в своей простоте. Игрушки, спрятанные в ящике, ночью оживают, и перед зрителями разыгрывается история любви Куклы (Саша Айду) и Бравого Солдата (Артем Тарабукин). Злые силы мешают героям соединиться, но любовь, конечно же, побеждает благодаря помощи всех игрушечных друзей. Эту историю игрушечно-сказочной любви пересказали с французского Петр Татарицкий и Евгения Кривицкая.

Артист Петр Татарицкий является, пожалуй, важнейшим персонажем этого представления. Своей ролью Ведущего и Сказочника он объединяет, скрепляет воедино два как будто бы разных спектакля. В первом отделении он в сказовой манере, с естественной, доверительной интонацией повествует о девочке, которую называли Шушу, что значит - Любимица, для которой ее папа, великий композитор написал детские музыкальные произведения. Во втором отделении он рассказывает сказку, предваряя по ходу действия очередной историей каждый следующий танцевальный номер или эпизод. Выпускник Щепкинского училища, работавший на протяжении 12 лет в Театре у Никитских ворот и сыгравший там значительные роли (Милый в «Истории лошади», Парис в «Ромео и Джульетте», Лужин в «Преступлении и наказании»), актер театра и кино, он в последние годы стал популярным ведущим концертных программ Московской филармонии, участвует в международных музыкальных фестивалях. В этом спектакле было видно, как важна, как интересна может быть роль ведущего, если ее исполняет талантливый актер. К тому же тонко чувствующий поэзию, музыку, стиль и дух времени. Не случайно в его описании наступающей ночи в качестве атрибутов появляются не только луна и фонарь, но еще и аптека («Ночь, улица, фонарь, аптека»). Этакий «переброс» от Дебюсси к Блоку, мостик от французского импрессионизма к русскому Серебряному веку. И это вполне понятно, поскольку П.Татарицкий - автор и исполнитель концертных программ из русской и зарубежной классики и поэзии Серебряного века.

Соединяла два отделения концерта-спектакля, конечно же, музыка и соответственно ее талантливый исполнитель пианист Виталий Гаврук. Если в первом отделении он стремился синхронизировать свою игру с происходившим на экране и справился с этой задачей, то во втором внимательно следил за сценическим действием и чутко откликался на сиюминутное перевоплощение детей в ожившие игрушки, стараясь подсказать им музыкой их движения.

Дети играли замечательно. Чувствовалось, что спектакль им нравится и участие в нем доставляет им огромное удовольствие. А скреплял сценическое действие изнутри яркий артист и танцовщик Антон Николаев. Выпускник ГИТИСа (РАТИ), балетмейстер, он работает в Театре у Никитских ворот (такое совпадение) и ведет классику и модерн в двух балетных студиях. Это не первая его работа с Наталией Кайдановской. Он танцевал в поставленных ею балетах: «Трапеция» С.Прокофьева (Прыгун), «История солдата» И.Стравинского (Черт) и др. Здесь он играет Полишинеля, который олицетворяет силы зла и разрушения. Роль его значительна, т.к. все действие построено на борьбе с этой деструктивной силой.

В спектакле использованы графически четкие, лаконичные декорации, созданные не без влияния автора рисунков к «Ящику игрушек» французского художника Андрэ Хэлле (сценограф Анна Кайдановская). Когда открывался большой ящик с игрушками, на внутренней стороне его крышки появлялись то городской пейзаж, то сельский ландшафт, то ферма. В сцене битвы к живым солдатикам присоединялись фанерные и выезжала фанерная же пушка, стрелявшая воздушными шарами. А Пастухи и Пастушки выкатывали на сцену фанерных овец и гусей.

Балетная театрализация «Ящика с игрушками» К. Дебюсси на концертной эстраде - событие уникальное. Спектакль состоялся: он получился светлым и радостным - и для детей-артистов, и для их зрителей.


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.