Нижний Новгород

Выпуск №5-115/2009, В России

Нижний Новгород

На удивление интересной получилась пятая постановка в Нижегородском академическом театре драмы Валерия Саркисова -«Дядя Ваня» А. П. Чехова, премьерой которой в октябре театр открыл сезон. (До этого были «Вышел ангел из тумана», «Смерть Тарелкина», «Похищение Сабинянинова» и «Женитьба».)

«Дядю Ваню» ставят очень часто. Три года назад, например, бывшая нижегородка Ирина Пегова получила «Золотую Маску» за роль Сони в спектакле МХТ им. А.П.Чехова. На Википедии висят ссылки на пять экранизаций пьесы — последние сняты в Швеции, Германии и Англии. При такой популярности хитовым сюжет «Дяди Вани» назвать сложно. По сути, это история интеллигента, переживающего кризис среднего возраста и неудачно влюбившегося в чужую жену (два выстрела из пистолета, после которых нет трупов, саспенса не добавляют). Чеховская пьеса — как сосуд, который можно наполнить чем угодно, в диапазоне от «дядя Ваня — не состоявшийся талант» до «дядя Ваня — ничтожество». Саркисов поставил спектакль нежный и тонкий, «между жанров» ни драма ни комедия, больше тянет к мелодраме, но и это еще вопрос. «Сцены из сельской жизни», судьба русского интеллигента, которого засасывает обывательское болото, философские рассуждения о счастье через тысячу лет — все это Саркисова и актеров, кажется, не очень интересует. Да и кто сейчас интеллигент?

Что же в остатке? Люди, которые пытаются прожить свою хрупкую жизнь как можно интереснее (что обычно не получается), поймать время, ускользающее между пальцев. Возраст дяди Вани — 47 лет. Это в молодости кажется, что жизнь бесконечна. В 40 с лишним понимаешь, что до финальной черты осталось совсем немного. А часы и дни, из которых складываются драгоценные оставшиеся годы, придется тратить на рутину. Дядя Ваня — управляющий имением, сводит дебет и кредит, занимается дурацкими мелочами вместо того, чтобы жить ярко, — как миллионы бухгалтеров, офисных работников, менеджеров, кующих чужое счастье. Актер Анатолий Фирстов играет человека противоречивого — фантазера, алкоголика, шута горохового, который, чтобы привлечь внимание любимой женщины, смешит ее, валяет дурака, ползает на четвереньках. Елена в исполнении Ольги Береговой прекрасна и артистична, как кинодива — Марлен Дитрих или Любовь Орлова. Харизматична, жива, непосредственна, не создана для работы, создана для любви. Но как раз любви — большой и красивой — нет, зато есть старый больной муж и мужчины помоложе — но у «романа» с ними перспектив явно нет. Возникает ощущение, что Саркисов по-настоящему растворился в актерах — даже роли второго плана тянут на бенефис.

Все они — как хрупкие куклы в руках у Господа Бога, который сам назначает, увидит ли кто-то «небо в алмазах» при жизни или после смерти. И Сонин монолог в конце (молодая актриса Мария Мельникова, отлично сыгравшая также Агафью Тихоновну в недавней «Женитьбе») вызывает у многих зрителей настоящие светлые слезы — как реквием по собственной мечте.

Хорошо бы еще выпить перед смертью шампанского, как это сделал сам Чехов, но это уж как Бог даст.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.