Волгоград. Старомодная комедия: душевно и немного нервно

Выпуск № 5-155 / 2013, В России

Волгоград. Старомодная комедия: душевно и немного нервно

Для начала байка из реальной жизни. Одна из активных поклонниц пьесы «Брачный договор», впервые в России поставленной на сцене Волгоградского ТЮЗа, его завлит, явилась на этот свет, говоря юридически, незаконнорожденной. Ее замечательные родители - первые пионеры Одессы - считали, что свидетельство о браке двум любящим людям совсем не обязательно, буржуазно и несовременно. Только свадьба старшей дочери заставила их официально оформить четвертьвековой брак.

Реальная история реальных людей в недавней советской истории совпадает с сюжетной канвой пьесы современного израильского писателя. Препятствий для понимания нет, мало что действие происходит в Израиле 50-х годов прошлого века. Главные герои, проживавшие по молодости в кибуце и там же создавшие семью, совершенно не помнят, был ли их брачный договор зафиксирован в раввинате 25 лет назад или этой бумаги вообще никогда не было.

Кому это нужно, спросите вы?- их дочери, девушке на выданье, вернее потенциальному жениху и его мамаше, более чем решительно настроенным на соблюдение всех правил в важном деле заключения вечного и нерушимого Брака.

Есть версия, что Господь посылает в мир необычных людей, чтобы проверить, как на них отреагирует человечество, и не пора бы этому человечеству уже воздать по делам его.

Первая в России премьера по произведению лауреата Государственной премии Израиля Эфраима Кишона в переводе Марьяна Беленького в ряду подобных тест-провокаций: интересно, услышит ли сегодняшний зритель тот звук искреннего чувства, неподдельной нежности сквозь агрессивную интонацию современности, на грани нервного срыва?

Режиссер спектакля заслуженный артист РФ Альберт Авходеев, кажется, понимал рискованность своего решения о постановке этой пьесы. Ничего внешне эффектного, лишь трудная психологическая вязь, требующая от исполнителей серьезного напряжения мышц души и мозга. Волгоградский ТЮЗ ведь ощущает себя подчеркнуто молодым театром, скорее - даже на тинейджеров ориентированным. В большинстве его спектаклей много массового движения, музыкальных номеров, эффектных мизансцен с вертикалями и диагоналями, яркая сценографическая среда. А тут все действие происходит в одной комнате, откуда выход на узкую лестницу подъезда, в соседнюю спальню и ванную комнату. Режиссер, он же и сценограф спектакля, монтирует «дежурную выгородку». Никакого сюра, все до крайности обыденно. Подобный интерьер характерен был для подавляющего большинства пьес 50-х годов: «многоуважаемый шкаф» с шикарным окованным чемоданом сверху, его довольно часто и нервно используют домочадцы, готовые в любой миг покинуть дом; зеркало-трюмо, на нем ваза с цветами и огромным пульверизатором для духов; круглый стол, стулья вокруг него, горка с посудой и заветным винным графинчиком, наконец, уютный диван, в деревянную спинку которого вмонтированы фотографии, что продолжаются и на стене. Пространство вполне освоенное, здесь давно и привычно живут люди.

В этом «скромном» интерьере режиссер делает главную ставку - на актеров. И актеры не отказывают себе в удовольствии поиграть вдоволь, порезвиться, воспользоваться резким гротескным штрихом, благо пьеса дает к этому повод. Преувеличенным, острым жестам Борозовского (отца) - Андрея Селиверстова вторит подчеркнуто всклокоченная голова. Ему так самому нравится, что он периодически, в ответственные моменты, бросает острый взгляд в зеркало и восстанавливает свои волосы в строго вертикальном положении. Слегка безумный взгляд, вздернутый подбородок, взрывной характер семейного деспота, доводящий до пароксизма, до трясущихся рук всех домочадцев своими требованиями «содовой». О, это идеальный слесарь-сантехник, поэт своего дела! В порыве нежных чувств рассказывает о диаметре подсоединенных труб как о подвиге. «Браки имеют обыкновение засоряться», - сказал как-то А.Эйнштейн. Это комично совпадает с точкой зрения автора пьесы и состоянием души нашего сантехника.

История личной жизни по коммунистической, кибуцной в данном случае, привычке - переплетена накрепко с жизнью общественной. Легенду собственной женитьбы Борозовский пытается воссоздать в памяти, сбиваясь то на аварию, что случилась тогда - прорыв труб, иль на то, что рожала корова, и потому к раввину, видимо, так и не дошли... Актеру, когда он «влетает» в свою роль уже на повышенном градусе, просто необходимо сделать этот выдох - воспоминание. Потому что дальше он «становится похож на человека». В том смысле, что находит гораздо более тонкие нюансы, чтобы сделать своего героя трогательным, чувственным и лиричным.

Интригу пьесы, напоминающую туго свернутый штрудель, «раскручивают» именно артисты. И в этом сгустке любви, истерик, нежности и страсти, накопившихся претензий, боли, «шлаков» семейной жизни чрезвычайно важно ощущение партнерства. Взаимодействие супругов - на острие ножа. Внешне очень сдержанная (пресная, как маца на столе) Шифра Елены Бабкиной - на самом деле истинный камертон всей этой истории. Блеклое лицо мученицы, кажется, смиренно принимающей все на свете, сухое тело (высохший источник), забывшее о любви, вдруг взрывается неизведанной, прямо первобытной энергией. Она словно нарушает некое свое потаенное «молитвенное правило», позволяет себе открыться и молодеет на глазах. И когда через пространство стола очень близко и страшно издалека они начинают одновременно голосить, выясняя отношения - ну, тут и становится ясно, что любовь жива, чувства, преодолев кризис, рождаются заново буквально у нас на глазах. Брачный договор, его поиски, конечно, всего лишь триггер, спусковой крючок, нужный для остроты ситуации.

Режиссер умело использует и прием гиперболы. Молодые герои уединяются в спальне, и комната начинает ходить ходуном: дрожат стены, позвякивает посуда, трясется и гаснет люстра; смеха добавляют назойливые приставания к отцу семейства дамы-соседки в исполнении всегда неожиданной и яркой заслуженной артистки РФ Юлии Костылевой; не кажется излишним и скромный по нынешним временам эротизмом в парных сценах супругов - подсмотрели у молодежи.

Ну, а что же молодежь - те, ради которых и предприняты усилия по поиску брачного договора. Роль лакмуса здесь играет самый молодой герой театра Евгений Казенов. Его Буки, член кибуца, искренен и бесконечно обаятелен. От него исходит мягкое свечение. После однозначного в своей положительности жениха дочери Роберта, такого голубоглазого и богатого (Евгений Жданов), вызывающего у родителей чувство собственной неполноценности и угнетенности, вдруг появляется такой «свой», понятный, тоже из кибуца. Как влюблено и просветленно смотрят на него родители. Он просто пленяет своей органикой, легко влюбляется и влюбляет в себя их строгую дочь Аялу (Татьяна Доронина). И этому жениху совершенно не обязательно наличие брачного договора. А тот тем не менее чудесным образом находится... на обороте родительской свадебной фотографии.

Театр очень бережно и как-то почтительно подходит к новой для себя еврейской теме. Здесь минимальны и очень точны музыкальные вкрапления: то колокольчиками зазвенят в шкатулке Шифры, то действенные куски отобьют и разделят. И даже старательно исполненная на иврите всеми участниками спектакля песенка «Чири-бом-бом» не прозвучала вставным номером. Хореограф (Денис Постоев) не смутился малостью задач, и окончание спектакля оказалось элегантным, рокайльным, пластически завершенным. Этот роскошный стилистический завиток на теле ироничного, очень эмоционального текста выглядел летучим комплиментом автору, зрителям.

ТЮЗ едва ли не единственный в нашем городе театр, которому до сих пор, слава богу, интересна психологическая вязь, жизнь человеческого духа, вглядывание в людские судьбы и физиономии. На Малой сцене для ста зрителей через еврейскую, прямо говоря, экзотическую для Волгограда тему, спектакль «Брачный договор» возвращает нас к классическому театру переживания, известному в мире как русский.

Говорят, что новое поколение метнулось в сторону «бесценных» ценностей: необычной винтажной одежде, ретро-музыке и ретро-фильмам. «Старое» стало «новым». Хочется верить.


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.