Красноярск. Кто ты - подросток с правого берега?

Выпуск № 5-155 / 2013, В России

Красноярск. Кто ты - подросток с правого берега?

К жанру документального театра все активнее обращаются театры в разных городах страны. Но красноярские зрители впервые познакомились с ним благодаря постановке Красноярского ТЮЗа «Подросток с правого берега». Эту работу предложил труппе новый главный режиссер театра и режиссер спектакля Роман Феодори. Поддержал проект Фонд Михаила Прохорова. Роман Феодори стремился ближе узнать своего зрителя ТЮЗ расположен вдалеке от культурного центра города на правом берегу, где в основном рабочие кварталы. Создателям спектакля хотелось, чтобы на сцене звучали монологи людей, которые сами не могут рассказать со сцены о своей жизни.

Сложность заключалась в том, что подростки - это самая закрытая часть общества: на контакт они идут тяжело и чутко чувствуют неискренность. Но драматурги Саша Денисова и Катя Бондаренко провели с актерами ряд мастер-классов, на которых дали в руки инструменты, помогающие разговорить ребят. Полгода актеры общались с так называемыми «донорами», за это время сдружились и со многими теперь уже продолжают общение.

Историй было собрано столько, что их хватило бы на 10 часов показа. С болью приходилось отказываться от материала, который поражал своей откровенностью и показывал неизведанную сторону жизни подростков.

Перед спектаклем актеры произносят своеобразную клятву, в которой обещают зрителям и своим «донорам» донести их историю максимально честно, ничего не добавляя от себя. Становясь таким образом «проводниками» их мыслей, боли и переживаний.

Спектакль о подростках стал серьезным откровенным разговором со взрослыми о наших детях. Нестандартное сценическое решение (художник Даниил Ахмедов), зритель находится на сцене на вращающем круге, количество зрителей ограничено 45 местами, создает атмосферу камерности и интимности. Действие развивается вокруг зрителей, а круг вращается от истории к истории. С каждым поворотом градус откровения повышается. От смешных наивных сюжетов зритель все больше погружается в подростков, рассказы становятся мучительно правдивыми и шокирующими.

Со сцены звучит нецензурная лексика: так говорят и подростки, и родители, и учителя. Но создателей спектакля нельзя обвинить в спекуляции на запретных темах, все сделано очень тонко и посвящено главной цели - рассказать правду.

В спектакле можно выделить три основных линии: судьбы подростков

в исполнении Юлии Троегубовой, Александра Князя, Екатерины Кузюковой. Хотя со сцены и звучат монологи других персонажей, они дополняют общую картину.

Подростки показаны очень разные. Так Ася-лисичка (Юлия Троегубова), девочка, которая работает «добровольным работником лисой», поражает своей наивностью и искренностью. Она осталась без мамы и в своем незрелом возрасте заботится об отце и младшей сестре. Отличница (Анна Киреева) высказывается газетными фразами, рассуждая о толерантности в современном обществе. А герой монолога Изгой (Вячеслав Ферапонтов) рассказывает, как рождается жестокость в подростках. Движение по кругу: учитель сорвался, наорал, поставил двойку, отец наказал дома, а подросток пришел в школу, нашел слабого, унизил его, и «полегчало». А «изгой» молчит, терпит все, мы угораем зверски, так-то жестоко.. ну как бы...»

Другая девочка (Светлана Владимирова) сначала предстает перед нами смешной «фанаткой», которая любит ходить в ТЮЗ из-за актера Алексея Алексеева, но и у нее есть своя трагедия - она ругается с матерью и отчимом, а милая девочка (Ольга Буянова) рассказывает: «Сколько раз меня за всю жизнь мамка лупила, так хоть бы раз прощения попросила».

Герой в исполнении Александра Князя ненавидит всех, кроме своей мамы. «Вот единственный человек, которого я люблю... по-настоящему люблю - это моя мама... она у меня одна, у меня больше нет родственников... отца застрелили, дедушка с бабушкой умерли, когда мне было 13 и все... Я никому ниче не должен и не обязан, кроме мамы, конечно». Он очень хочет, чтобы его мама была счастлива в этой стране, пытается найти способы сделать жизнь лучше, в финале зачитывает политический манифест в духе подросткового максимализма.

Другой героиней, вокруг которой развивается действие, стала девочка, больная эпилепсией (Катя Кузюкова). Она живет с бабушкой, которую называет мамой, т.к. родная мать навещает ее только раз в месяц. Девочка потеряла мечту: «А в пять лет у меня была мечта, да и то глупая. А сейчас ни фига. А в пять лет у меня было две мечты, и то дурацкие, глупые, я только потом поняла, что в пять лет я была полная дура. Первая была мечта - выйти замуж. А вторая - жить счастливо и долго. А сейчас нет мечты... Ни фига не хочу». И возникает вопрос: кто виноват, в том что наши дети рано становятся взрослыми, что они ругаются матом, теряют веру в эту страну и в свое будущее?

В спектакле звучат монологи учителей и родителей, которые тоже пытаются разобраться и ответить на эти вопросы. Так библиотекарь в исполнении Светланы Шикуновой говорит: «Дети на самом деле не так плохи, как вот принято сейчас думать... Им вот просто не хватает общения... родители... времени нет на детей сейчас... носимся там с работы на работу, пытаемся заработать...»

В другом монологе мамы в исполнении этой же актрисы мы слышим еще одну версию: «Я тут смотрела фильм о гормонах.. там кортизон.. гормон стресса...вот. Дети, которые были рождены нервными родителями в девяностые годы, во многом закачены кортизолом... у них искривленное представление о реальности...вот».

Убедительны и честны актеры, которые читают монологи от лица учителей (Елена Кайзер, Светлана Кутушева, Денис Зыков) и родителей (Лилия Медведева, Елена Половинкина, Лада Исмагилова). Беспомощные, не желающие видеть правду, душевно раненые они, так же как и их дети, нуждаются в помощи и сочувствии.

В финале спектакля появляется сострадание, желание что-то изменить, прервать это движение по кругу, помочь героям найти ориентиры. Отсутствие выхода актеров в финале на поклон создает повисшую в воздухе паузу из вопросов, ответы на которые необходимо найти как можно быстрее, чтобы не потерять целое поколение.

Режиссер Роман Феодори отметил в одном из интервью, что для театра «Подросток с правого берега» - это социальный проект, имиджевый, визитная карточка театра. И можно смело сказать, что это действительно заявка своей социальной позиции, отношения к детям и к тому делу, которым занимается театр.

Невольно вспоминаются слова первого режиссера В.И. Галашина на первом собрании труппы в 1964 году: «Главное для нас сейчас - не столько сделать тот или иной спектакль, сколько открыть театр со своим лицом. Я думаю, мы должны сделать отличительной чертой нашего репертуара проблемные, актуальные пьесы о жизни молодого современника». Отрадно, что Красноярский театр юного зрителя, пережив разные времена, остается верен своей позиции.


Фото Виталия Никитина

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.