Новокузнецк. В сети отчуждения

Выпуск № 5-155 / 2013, В России

Новокузнецк. В сети отчуждения

В Новокузнецком драматическом театре состоялась премьера спектакля, вышедшего из лаборатории - «Одноклассники. Точка» по пьесе Юрия Муравицкого. Работа над эскизом проходила в ноябре 2012 года в рамках театральной лаборатории молодых режиссеров Сибири «Experiment 123». Эскиз в постановке Никиты Рака прозвучал достаточно внятно, и было решено перевести его в эквивалент полноценного спектакля.

Пьеса Юрия Муравицкого относится к разряду так называемой «сетевой драматургии» вполне определенного свойства. Содержание пьесы связано с популярной социальной сетью odnoklassniki.ru. Узнаваемые ситуации общения на этом «адском портале», по выражению одной из героинь пьесы, сообщают спектаклю своеобразное обаяние и вызывают комический эффект. Вместе с тем жанр спектакля определен как драма в сети, да и пьеса притязает на драматическое отражение современных нравов. Но драматический конфликт в пьесе размыт, в спектакле также недостает контраста между комической стороной происходящего и его трагическим подтекстом. Режиссера несет полет задорной молодой энергии, но глубокий смысл происходящего от него ускользает.

Сценографический образ спектакля - расставленный параллельно зрительским местам ряд стульев, на которых сидят персонажи, утонувшие в иллюзорном виртуальном пространстве. Семь молодых актеров театра исполняют свои роли на волне озорного драйва и сильного темперамента. Однако решение главного героя выбрать смерть - не только для себя, но и своих друзей в сети остается немотивированным. (Если не учитывать помпезного эпиграфа к пьесе из кодекса чести самураев: «В ситуации «или-или» всегда выбирай смерть...», - а также беспричинную агрессивность к окружающему миру, восходящую к герою Кольтеса - серийному убийце Роберто Зукко. Но это ведь теоретические источники, а не мотивация). Главный герой, копирайтер Андрей (Андрей Грачев), постоянно зависает на сайте Одноклассников, и общение в виртуальном пространстве с тридцатилетними сверстниками вызывает у него ненависть и чувство отторжения, а сами «друзья» неприязненную матерную брань и столь же колоритные оценочные реплики. Недоумение зрителя по поводу бесцельности и беспредметности такого общения развеивает общий фон депрессивной пустоты. То есть все остальное в жизни героев и того хуже. Цинизм, безысходность и отчуждение, что называется, крупными буквами написаны на лице Андрея.

И герой, и его друзья по порталу испытывают кризис тридцатилетнего возраста. Одиночество, крушение надежд, неверие в будущее и полное нежелание действовать - вот те проблемы, которые встают перед ними. Это разные люди, их занятия, образ и уровень жизни совершенно не похожи; среди них есть журналисты, инженер, рабочий заправки, артистка ТЮЗа, бывший музыкант. Но все они считают себя «кончеными неудачниками», их объединяет пустота. Драматический фон иногда проявляется в партитуре ролей Романа (Дмитрий Трапезников) и Сергея (Виталий Криницын). Андрей Ковзель представил зрителю тонко проработанную живую драму своего героя - инженера-подкаблучника Миши. Все остальные линии, в том числе и судьбоносная встреча Андрея с Ольгой (Екатерина Казанцева), их внезапная любовь, подарившая всем персонажам избавление от гибели, сыграны лишь на уровне текста.

Спектакль так и остался в рамках эскизности. И даже тексты ролей все исполнители держат в руках, вероятно, подчеркивая ирреальную среду обитания, погруженность в иное пространство, но смысл этот прочитывается тоже на уровне предположений. Кроме того, зрителю иногда хотелось бы видеть глаза некоторых исполнителей, обращенные к текстам ролей.

Разочарования двадцати-тридцатилетних - далеко не новая тема в искусстве. Просто каждое время выбирает свой язык и свой путь духовного поиска. Бунтовал и пытался реализовать свою страшную теорию Раскольников, не воспринимал окружающий мир «посторонний» герой Альбера Камю. И даже Пушкин в свои 29 лет писал: «Цели нет передо мною, сердце пусто, празден ум...» Однако все мы знаем, какие высшие ценности и какая гармония были при этом подарены миру. Видимо, наше время предпочитает оснащать поиски смысла жизни средствами тотального отчуждения и языком махрового мата.


Фото Сергея КОСОЛАПОВА

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.