Остановись, мгновенье!.. / Михаил Гутерман

Выпуск № 5-155 / 2013, Выставка

Остановись, мгновенье!.. / Михаил Гутерман

С 20 октября по 20 ноября в ТЦ «На Страстном» проходила фотовыставка Михаила Гутермана «По системе Станиславского», а затем была продолжена в Фотоцентре на Гоголевском бульваре, где 20 лет назад он выставлялся впервые. Первая выставка (совместно с Ириной Лавриной) носила название «Эротика в театральной фотографии». Нынешняя - уже 14-я: двенадцать - в Москве, одна («Великая провинция») - в Таганроге на театральном фестивале, посвященном Фаине Раневской, еще одна («Субъективные портреты Михаила Гутермана») - в Бостоне.

Гутерман - первый российский фотограф, который работал по контракту в США, куда его пригласил околобродвейский театр на 8-й улице (параллельной Бродвею). А совсем недавно Михаил в течение двух недель работал в Дюссельдорфе на фестивале «NET», который проходит в рамках программы «Год России в Германии». Ну, а в Москве нет такого печатного издания, связанного с театром, где не публиковались бы его фотоснимки. Его фотообъектив не пропускает ни одного яркого театрального события, чтобы поймать то самое мгновение, которое превращает рядовой снимок в произведение искусства. По определению самого художника, театральный фотограф должен поймать этот миг за несколько секунд до того, как он произойдет.

Выставка в ТЦ «На Страстном» совпала с 75-летием. Гутерман родился 22 октября 1937 года в Москве. После школы окончил МИХМ (Московский институт химического машиностроения) и поступил работать в НИИтеплопроект. Но этот инженер еще с юности ощущал себя гуманитарием и уже начал понимать, что попал не на ту на жизненную колею. Его внутреннее «я» требовало чего-то другого, а чего именно, он еще не знал. Но интуитивно какие-то подвижки начал делать. Удалось перейти в НИИ технической информации - сначала на инженерную должность, а затем в пресс-центр. Вот так уже достигший своего сорокалетия, он начал заниматься фотографией. Снимал жанровые вещи, соответствующие специфике организации. О театре даже не помышлял. Но тут вмешался Его Величество Случай. Как-то шел по Малой Бронной, как раз мимо театра и увидел, как человек впереди него вдруг поскользнулся и упал. Гутерман помог ему подняться и проводил до места работы. Человек оказался режиссером Народного театра (таких самодеятельных коллективов в 70-е годы было много) и впоследствии свел Михаила с Театром на Малой Бронной: познакомил с актером Львом Круглым, а тот в свою очередь - со Львом Дуровым. Дуров увидел у Михаила фотоаппарат «Зенит-В» и предложил поснимать репетицию спектакля «Отелло», где сам он играл Яго. Так Дуров явился своего рода крестным отцом Гутермана - тот стал театральным фотографом. Именно Дурову посвящен первый фотобуклет его «крестника», выпущенный в конце 70-х. А второй крестный - Эфрос. Гутерман считал, что неудачно снял репетиции «Отелло», однако режиссер, посмотрев фотографии, сказал, что «в них что-то есть», и этим словно узаконил новую профессию. С тех пор новоиспеченный театральный фотограф почти ежедневно бегал с улицы Щусева (НИИ находился недалеко) на Малую Бронную. Впоследствии выяснилось, что он единственный, кто снимал репетиции «Нового Дон-Жуана», где главную роль играл Олег Даль. Эфрос поместил фотографии в книгу «Репетиция - любовь моя», затем они вошли в 4-томное собрание его сочинений.

Постепенно Гутерман проник и в другие театры. В 1977 году появилась первая публикация - «Вечерка» напечатала снимки спектакля «Да здравствует королева, виват!» Театра им. Вл.Маяковского. После этого стали публиковать и другие издания, в частности журнал «Театральная жизнь». В 1992 году там возникла вакансия фотокорреспондента, и, получив приглашение занять ее, Михаил долго не раздумывал. Его первое фото, появившееся на обложке журнала - Николай Караченцов в спортивной форме (актер увлекался теннисом).

За 30 лет скопился огромный фотоархив. Отобрать лучшее для выставки - дело не простое. Если во время съемки не должен подвести глаз, то здесь не должен подвести вкус. Гутерман отобрал 91 снимок. Почему в названии фигурирует Станиславский? Михаил уверен: все, что связано с театром, объединено этим именем, которое служит своеобразным кодом, символом, понятным не только в России, но и в других странах мира.

Экспозиция условно разделена на три части. Первую из них составили черно-белые фотопортреты выдающихся актеров, среди которых Иннокентий Смоктуновский, Олег Ефремов, Наталья Гундарева, Юрий Никулин, Людмила Гурченко. В последующих двух разделах представлены цветные фотографии сцен из спектаклей преимущественно последнего десятилетия и портреты ведущих актеров сегодняшнего времени, таких как Олег Меньшиков, Чулпан Хаматова, Сергей Безруков, Алена Бабенко и многие другие.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.