"Ветер шумит в тополях" (Пензенский театр)

Выпуск № 5-155 / 2013, Молодая режиссура

"Ветер шумит в тополях" (Пензенский театр)

Столичная критика была отчасти права, когда с долей иронии отозвалась о постановках французской комедии « Ветер шумит в тополях». В самом деле, в пьесе Жеральда Сиблейраса сюжет едва тлеет, а время то и дело замирает, как, впрочем, и сама жизнь ее героев - трех стариков-ветеранов Первой мировой войны, прозябающих в приюте для престарелых.

Однако спектакль Пензенского театра иронии не вызывает. Это первый спектакль Андрея Шляпина ( в ГИТИСе он учился режиссуре у Е. Каменьковича и Д. Крымова ), а первый почти всегда с оттенком «личного», как правило «лирического», до иронии ему еще далеко.

Эта история кому-то покажется несвоевременно сентиментальной, что, впрочем, беда небольшая. Зритель сегодня порядком устал от жестких, сухих, «беспощадно правдивых» интонаций. В спектакле старый добрый французский шансон навевает сны о «парижских бульварах», и тут, пожалуй, можно помянуть об иронии, но лишь в той мере, в какой она вообще уместна при виде беспомощных стариков. Да, «приходит осень в скромном одеяньи, в демисезонном стареньком пальто», как заметил когда-то один поэт. И, естественно, спектакль полон воспоминаний. То тут, то там в серой повседневности приюта вспыхивают цветные кадры юности, режиссер дает как бы «обратную перспективу», и возникают юные двойники героев. Вот они беззаботно играют в волейбол, а вот уходят на «ту войну». И уже трогается вагон (хотя нет никакого вагона), и новобранец успевает спрыгнуть с подножки ( хотя нет никакой подножки), чтобы в последний раз обнять свое виденье в белом. Все убыстряется движение поезда (да нет, черт возьми, никакого поезда! - ай да режиссер!). Так возникает пространство прошлого. В спектакль входит объем.

Но дело не только в прошлом. Этих стариков, этих недовольных всем на свете ветеранов, оказывается, неудержимо тянет куда-то вдаль, на дальний холм, где ветер шумит в тополях, и где их, несомненно, ожидает совсем «другая жизнь». Химера, все это. Им никогда не одолеть ни водные, ни иные преграды на пути к тополям, как бы они ни вычерчивали свой маршрут на песке. Но пока еще ходят ноги, они будут спорить, суетиться, снаряжаться в дорогу и надеяться.

Это тревожное ожидание «чего-то» (кто-то из рецензентов верно помянул «В ожидании Годо» в этой связи) пронизывает спектакль от начала до конца и придает ему скрытую целеустремленность и движение. Скрытую, потому что «на первом плане» почти по-чеховски ничего собственно не происходит. Жизнь в приюте идет своей унылой чередой, каждый день по часам старикам суют в рот по градуснику (дело ведь происходит во Франции, - напоминает нам режиссер, - это только у нас принято держать градусник подмышкой). Из таких вот мелочей, кстати сказать, и складывается тот особый мир, который убеждает своей художественной достоверностью. Я уж не говорю про главное - «психологию» каждого из действующих лиц. Будь то Гюстав Сергея Дрожжилова,- самоуверенный, замкнутый и самолюбивый, ревниво оберегающий свое право на лидерство. Бесконечно внимательный и деликатный Рене Евгения Панова ( это ему приходит в голову трезвая мысль, что путешествие к тополям - несбыточная мечта, не более). Или большой ребенок - Фернан Александра Купринова, постоянно и совсем «не кстати» падающий в регулярные обмороки - все это «живые люди» с биографиями, со своими привычками, чудачествами и печалями.

Так что, не о старости этот спектакль, скорее о том, что пока маячат на горизонте какие-то там «тополя», и старики продолжают строить какие-то там свои «планы», - нить жизни все еще продолжается. Мысль конечно не новая, но в целом верная, и в известном смысле внушающая оптимизм.

И еще... Мы с особой охотой повторяем сегодня, что все у нас «не так» ( часто, впрочем, вполне справедливо), что гастроли у нас кончились, что не едет молодая режиссура в провинцию, ну и т.д.... Между тем, гастроли, не такие «громоздкие» как прежде, вполне себе существуют, а что касается молодой режиссуры, то вот вам «свежий пример»: свой первый спектакль Андрей Шляпин поставил в провинции. Когда выйдет этот номер журнала, в Пензе состоится его вторая премьера - «Обыкновенное чудо» Евгения Шварца.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.