Оперные новинки московских театров

Выпуск № 5-155 / 2013, Мир музыки

Оперные новинки московских театров

«Альтист Данилов» (Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского), «Трубадур» (Новая опера)


Роман Владимира Орлова «Альтист Данилов» о демоне-полукровке, находящемся во власти чертовского ареопага по причине своей чрезмерной человечности, произвел фурор еще в начале 80-х. Новый литературный герой - оркестровый альтист и композитор, по совместительству «демон на договоре», влюбленный в романтическую девушку Наташу, вызвав недвусмысленные аллюзии на «Мастера и Маргариту», появился в литературном пространстве, соединившем булгаковский мистицизм с советским реализмом того времени. И, по признанию В. Орлова, его «музыкальный» роман вызвал интерес тогда же у Бориса Покровского, однако только сейчас, в год 100-летия со дня его рождения, мысль написать оперу на этот сюжет возникла у Александра Чайковского - он создал ее специально для Камерного музыкального театра. В свою очередь, театр посвятил постановку, осуществленную Михаилом Кисляровым, Владимиром Агронским и Виктором Вольским, своему основателю Б.А. Покровскому.

Собственно опера «Альтист Данилов» вобрала в три часа звучания лишь основные линии романа. Двухактное либретто, написанное самим автором, устроено по принципу клиповости. Шестнадцать картин пунктиром обозначают отдельные сцены и сюжетные траектории романа: оркестрово-концертную жизнь Данилова, его отношения с тремя женщинами - демонической Анастасией, бывшей женой гламурной Клавдией и утонченно-возвышенной Наташей, взаимодействие со старым приятелем демоном Кармадоном (по совместительству Синим Быком) и верховным судом, после утешительного вердикта которого («сохранить и помочь») Данилов присоединяется к своим космическим собратьям.

Жанр оперы, заявленный композитором как фантасмагория, определяет и музыкальное содержание, и его театральную трактовку Михаилом Кисляровым. Эклектичный музыкальный язык сочинения, также как и сюжет романа, сочетает, на первый взгляд, несочетаемое: массовые музыкальные жанры соседствуют с атональными фрагментами, еврейские мотивы - с цитатами из Моцарта и Шостаковича. В музыкальной драматургии самые выразительные эпизоды достались интерлюдиям, любовная лирика оказалась озвученной романсовым слогом, при этом чисто музыкальные сцены соединились с довольно развернутыми разговорными диалогами. В целом же музыкальная фантасмагория очень театральна по своей сути и обильно сдобрена буффонадно-ироническими акцентами, вполне гармонирующими с «фаустовско-мефистофелевской» интригой сюжета.

Буффонада царит и в зале, пространство которого по концепции Виктора Вольского спутано и перевернуто, также как в романе: сцена и зал поменялись местами, оркестр выбрался из оркестровой ямы прямо на сцену, став одним из полноценных участников представления, действие же развернулось повсюду - на сцене, над ней и вокруг нее, а также прямо в зрительном зале. Декорации сведены к старому пианино и красному альтовому футляру, увеличенному до гипер-размера и периодическому въезжающему в зал. Как в кинокадрах, на сцене сменяют друг друга артисты из советского театра в невообразимых костюмах, снующие и что-то репетирующие, и демоны в черных очках и серебристых офисных костюмах, пристально наблюдающие за земной жизнью Данилова. Открывающиеся-закрывающиеся прямоугольные окна над сценой, в которых иногда тоже происходит действие, словно глаза и пасть, подсвечиваются зловеще-синим светом и вместе с компьютерной графикой Аси Мухиной периодически напоминают об инфернальной начинке сюжета.

Режиссерское действо, также как в сравнительно недавней постановке Михаила Кислярова «Контракт для Пульчинеллы с оркестром», вытекает из непринужденной репетиции оркестра, в составе которого вместе с разнообразными ударными преобладает альт. Попытка приблизить постановку к сегодняшним реалиям вызывает к жизни режиссерскую пародию на современные власти, а также привлечение популярных «медийных» имен - Дэвида Бэкхема, Перис Хилтон. Но главным «медийным» стержнем спектакля становится появление на сцене не сюжетного альтиста Данилова (к слову, блистательно исполнившего свою роль Александра Полковникова), а Юрия Башмета, которому посвящена эта опера, и с которым, кстати, долгие годы ассоциировался сам роман, несмотря на то, что в число реальных его прототипов он не входил. Для Башмета в опере написаны два соло - джазово-ресторанное и лирико-драматическое. Первое он играет в непринужденной обстановке под фортепианный аккомпанемент главного героя, потерявшего по сюжету альт, второе, наиболее проникновенное - в сопровождении оркестра. Юрий Башмет, невзначай вбегающий на подмостки, представлен здесь слушателям как Юра-музыкант, и обещает периодически радовать своих поклонников в дальнейшей сценической жизни спектакля. Ну, а в том, что эту постановку, показавшую, как актуальность современной оперы может измеряться и фантасмагорийной полистилистикой, ждет долгая сценическая жизнь, можно не сомневаться.


«Трубадур» Дж. Верди по пьесе испанского драматурга А.Г. Гутьерреса - одно из тех оперных сочинений, что «рвут» душу слушателю сильнейшей экспрессией мелодий и гармоний. И одновременно одно из тех сочинений, чью партитуру отличает высочайшая техническая сложность, требующая от исполнителей беспрецедентного уровня мастерства. Именно поэтому «Трудабур», популярный на многих мировых оперных сценах, в России ставится очень редко и на московских подмостках отсутствует давно. Восполнить этот пробел рискнул театр Новая опера, рассчитывая на собственные исполнительские силы, музыкальное руководство нынешнего главного дирижера театра из Великобритании Яна Латама-Кенига и сработавшуюся команду приглашенных итальянских постановщиков в лице режиссера Марко Гандини, сценографа Итало Грасси, художника по костюмам Симона Моррези и художника по свету Вирджинио Леврио. Рискнул и не ошибся. Новый спектакль стал одним из шедевров театра, пополнив ряд вердиевских постановок его репертуарного списка - «Двое Фоскари», «Травиаты», «Риголетто», «Набукко».

Постановку «Трубадура» отличает нечастая на современной оперной сцене и тем более удивительная органичность режиссерско-сценографической идеи и музыкально-исполнительской трактовки вкупе с блистательным техническим мастерством артистов.

Ян Латам-Кениг за дирижерским пультом ведет спектакль стилистически точно и музыкально емко, увлекая исполнителей и слушателей во вдохновенный мир вердиевских звуков и фокусируя внимание на эмоционально полярных сферах, разнообразных характеристиках оперных образов. Будучи приверженцем классического оперного жанра, Латам-Кениг пригласил к постановке режиссера, долгие годы ассистировавшего Франко Дзеффирелли и унаследовавшего лучшие итальянские традиции классических оперных постановок. Марко Гандини, следуя за музыкальным текстом и словом, сделал акценты на раскрытии основных тем: большой романтической любви благородного трубадура Манрико и герцогини Леоноры, страстной ревности коварного Графа ди Луны, жертвенной смерти Леоноры во имя спасения любимого, болезненных отношений матери и сына (цыганки Азучены с неродным, но любимым сыном Манрико).

В средневековом испанском сюжете про трагическую любовь преобладают свойственные испанскому темпераменту честь, месть и ревность. Чувства любви и мести руководят всей музыкально-сюжетной драматургией и сочинения, и новой постановки. В их власти находятся главные герои «Трубадура»: два враждующих в любви и власти брата, не подозревающие о своем родстве - Манрико и Граф ди Луна, хранительница роковой тайны происхождения Манрико цыганка Азучена, и даже нежная Лаура, чья безграничная любовь к Манрико становится поводом для коварного обмана и самопожертвования.

Постановщики донесли до слушателя динамику трагического сюжета, не прибегая к модному осовремениванию оперы, но сохранив и усилив «магию» вердиевского сочинения.

Костюмы Симоны Моррези отсылают не к букве, но к духу средневековья, созданного на сцене с помощью современных материалов, при этом вполне опознаваемы статусы персонажей. Цвет одежды героев четко обрисовывает две противостоящие сферы - цыган, выполненных в оттенках зеленого и медного, и мира Графа ди Луны, обозначенного серым и черным. Выразительную роль играет цвет и свет в декорациях Итало Грасси, который, руководствуясь не точной описательностью, но эстетическим впечатлением от музыки и текста, создал лаконичную сценографию из современных геометрических конструкций, складывающихся в каждой отдельной сцене в новый образ. Эстетическое воздействие этих сценографических образов столь сильно, что свето-геометрическая инсталляция каждой сцены могла бы вполне стать автономным произведением искусства. Основные элементы сценографии - три большие трехсторонние башни, каждая сторона которых имеет свое толкование, по словам автора: «Это и башни средневекового города, а в то же время призмы, представляющие определенного героя оперы и обстановку. Так, одна из них показывает нежность и невинность Леоноры, другая - суровость и властолюбие графа, и последняя сторона - темперамент Манрико и Азучены. В каждой сцене лучи света пересекают эти призмы насквозь, обнажая, обособляя или смешивая друг с другом различные характеристики».

На заглавные роли театр планирует приглашать мировых звезд: на роль Графа ди Луны - начинавшего в Новой опере Виталия Билого, работающего теперь во многих театрах Италии, на роль Манрико - солиста Бостонской оперы Георгия Ониани и итальянца Карла Вентре. Но надо отдать должное и собственным силам театра, продемонстрировавшим на премьерном спектакле блестящие музыкальные и технические возможности: Марине Нерабеевой, чья Леонора была наделена особой деликатностью красивого тембра и чувственной утонченностью интонаций, Анджею Белецкому, передавшему в многообразных оттенках летящего тенора стремительность и напор Графа ди Луны, Маргарите Некрасовой, чье богатое меццо-сопрано обрисовало трагический и объемный образ Азучены, Михаилу Губскому, создавшему яркого и драматичного трубадура Манрико, а также артистам хора, передавшим цельные и многогранные образы цыган и приближенных графа.

Приуроченный к году 2013 Верди, когда в мире празднуется 200-летний юбилей со дня рождения великого итальянца, спектакль «Трубадур» откроет Крещенскую неделю в Новой опере, где, наряду с концертной программой из сочинений композитора, будет представлен «хит-парад» из всех вердиевских постановок театра.

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.